Тактические аспекты ведения административного процесса по делам об административных правонарушениях, касающихся представления данных государственной статистической отчетности (часть 2)

Наиболее часто выявляемыми административными правонарушениями являются следующие искажения данных государственной статистической отчетности, представляемой государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию (ч. 3 ст. 23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)):

  • по форме государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности» (далее — форма 4-аренда) (утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.10.2012 N 190 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 190)) — недостоверные данные, касающиеся используемой и неиспользуемой площади, характеристики объектов, предложений по дальнейшему использованию объекта, задолженности по арендной плате;
  • по форме государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» (утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.09.2013 N 208 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению») — недостоверные данные об объеме образования отходов, его полном перечне, их движении (наличии, остатках); указание наименования отдельных отходов и их кода, не соответствующих классификатору отходов; неуказание наименования, кода, кода физического состояния и класса опасности отхода, объема образования отходов, иных сведений о движении отходов;
  • по форме государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов» (утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.08.2011 N 205 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства и других вторичных и возобновляемых энергоресурсов» и указаний по ее заполнению») — отражение в отчете неверных сведений об экономии ТЭР (в том числе в стоимостном выражении в соответствии с данными бухгалтерского учета), объеме внедрения, фактических затратах на внедрение, сроке внедрения;
  • по форме государственной статистической отчетности 4-нормы ТЭР (Госстандарт) «Отчет о результатах использования топлива, тепловой и электрической энергии» (утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.08.2011 N 206 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-нормы ТЭР (Госстандарт) «Отчет о результатах использования топлива, тепловой и электрической энергии» и указаний по ее заполнению») — недостоверные данные, касающиеся номенклатуры видов продукции и работ, единицы измерения продукции (работ) и норм расхода нефтепродуктов, используемых в двигателях внутреннего сгорания.

Пример фактической основы дела.

Постановлением N 190 утверждена форма 4-аренда квартальной периодичности и введена в действие начиная с отчета за январь — март 2013 г.

В соответствии с абзацем вторым части первой пункта 1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности», утвержденных постановлением N 190 (далее — Указания N 190), государственную статистическую отчетность по форме 4-аренда представляют юридические лица, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, находящиеся в государственной (республиканской и коммунальной) собственности.

В соответствии с пунктом 11 Указаний N 190 в графе 6 таблицы 1 формы 4-аренда отражается сумма арендной платы, полученной арендодателем от каждого арендатора в течение отчетного периода согласно данным бухгалтерского учета.

В соответствии с абзацами первым, вторым и четвертым пункта 13 Указаний N 190 после отражения сведений обо всех арендаторах:

  • по строке «Получено организацией по договорам аренды, срок действия которых окончен» таблицы 1 формы 4-аренда в графе 6 отражается сумма арендной платы, полученной арендодателем в течение отчетного периода по договорам аренды, срок действия которых окончен, до конца отчетного периода согласно данным бухгалтерского учета;
  • по строке «Перечислено в бюджет по организации» таблицы 1 формы 4-аренда в графе 8 отражается сумма арендной платы, перечисленная арендодателем в бюджет в целом по организации в течение отчетного периода согласно данным бухгалтерского учета.

В нарушение пункта 11, абзацев второго и четвертого пункта 13 Указаний N 190 предприятием 14.10.2014 были представлены недостоверные (искаженные) данные государственной статистической отчетности по форме 4-аренда за январь — сентябрь 2014 г.

Так, предприятием в составленном 14.10.2014 и представленном отчете 4-аренда:

  • в графе 6 по строке «Получено организацией по договорам аренды, срок действия которых окончен» таблицы 1 формы 4-аренда сумма арендной платы, полученной арендодателем в течение отчетного периода, не отражена, следовало отразить 0,920 млн.руб.;
  • в графе 8 по строке «Перечислено в бюджет по организации» таблицы 1 формы 4-аренда отражена сумма арендной платы, перечисленная арендодателем в бюджет в течение отчетного периода, в размере 6,000 млн.руб. вместо 5,474 млн.руб.

Тактика ведения дел об административных правонарушениях, связанных с ведением государственной статистической отчетности, как правило, характеризуется тем, что известно событие правонарушения, известно лицо, которое, возможно, совершило административное правонарушение. В связи с этим необходимо установить, действительно ли оно виновно в совершении противоправного деяния, является ли надлежащим субъектом административной ответственности, т.е. содержит ли оно все необходимые элементы состава правонарушения, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. Соответственно предварительно должны быть изучены непосредственно отчет, первичные учетные и иные документы, подтверждающие искажение данных государственной статистической отчетности, проанализирована информация из учредительных документов организации, приказов, гражданско-правовых договоров; регистров бухгалтерского учета; товарных, товарно-транспортных накладных; актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ; справок о стоимости выполненных работ (этапов); актов о приеме-передаче основных средств; инвентарных карточек учета основных средств; путевых листов; приемо-сдаточных актов; карточек складского учета; других первичных учетных документов.

Типовая версия касается события правонарушения (факта представления искаженных данных государственной статистической отчетности, непредставления либо несвоевременного представления данных) и совершения конкретным лицом (должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности) правонарушения, т.е. перечня фактических данных, которые могут быть признаны в качестве доказательства по делу, а также, того какие элементы события и насколько полно установлены этими доказательствами и какие элементы состава необходимо доказать. На основе типовой версии определяют задачи, очередность их решения и сроки при построении индивидуальных (частных) версий. С учетом предмета имеющихся доказательств дополнительно определяют: спорные факты (например, по подтверждению искажения данных государственной статистической отчетности), какие новые доказательства могут быть получены на основе использования собранных (дополнительные документы, например дополнительное разъяснение органа государственной статистики), какие действия требуется для этого осуществить (в частности, истребовать дополнительные документы, оформить протоколы опроса иных лиц и т.д.).

Так, например, из материалов дела следовало, что главный энергетик общества допустил административное правонарушение, предусмотренное частью третьей статьи 23.18 КоАП, а именно не представил в адрес областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов форму государственной статистической отчетности 4-энергосбережение «Отчет о выполнении мероприятий по энергосбережению и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства, вторичных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов». При изучении имеющейся в материалах проверки должностной инструкции было установлено, что главный энергетик общества обязан обеспечивать ведение технической документации, составление и представление отчетности по топливно-энергетическим ресурсам в установленном порядке в органы статистики. В своем объяснении главный энергетик пояснил, что о необходимости представлять отчет в областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов он не знал и согласно должностной инструкции за его составление и представление не отвечал. Исходя из вышеизложенного главный энергетик общества, не являясь уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, не мог быть привлечен к административной ответственности.

При этом от составов, предусмотренных ст. 23.18 КоАП, необходимо отличать состав, предусмотренный ст. 23.16 КоАП (непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения), который не касается представления данных государственной статистической отчетности (ст. 23.18 КоАП является специальной по отношению к ст. 23.16 КоАП).

Пример нарушения.

Согласно абзацу шестому подпункта 1.16.1 пункта 1.16 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ N 178) в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны в установленные сроки в случае завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) уведомить об этом банк, в котором была зарегистрирована сделка, в порядке и сроки, установленные Национальным банком Республики Беларусь.

Согласно части третьей пункта 20 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 N 46, информация о завершении всех операций по внешнеторговому договору представляется экспортером (импортером) в банк, осуществлявший регистрацию (перерегистрацию) сделки по этому договору, в произвольной форме не позднее 30 календарных дней со дня установления экспортером (импортером) факта полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления). Ответственность за несвоевременность представления информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору и ее недостоверность возлагается на экспортера (импортера).

В ходе проверки установлено, что ООО «К» не представляло в банк, осуществлявший регистрацию внешнеэкономических сделок, по истечении 30 календарных дней со дня установления факта полного завершения всех операций вышеуказанную информацию. Указанные сведения были представлены ООО «К» в обслуживающий банк только в ходе проверки — 03.02.2015.

Таким образом, ООО «К» в нарушение требований абзаца шестого подпункта 1.16.1 пункта 1.16 Указа N 178 не была выполнена обязанность в установленные сроки уведомить банк, в котором была зарегистрирована сделка, в порядке и сроки, установленные Национальным банком Республики Беларусь, о завершении всех операций по внешнеторговым договорам.

В соответствии со статьей 23.16 КоАП непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

Также необходимо иметь в виду, что материалы проверки по фактам нарушения порядка составления, представления данных государственной статистической отчетности органам государственной статистики (ч. 1 ст. 23.18 КоАП) необходимо направлять в правоохранительные органы для дачи правовой оценки в порядке, предусмотренном ст. 173 и 174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. В данном случае необходимо иметь в виду, что административное взыскание по ч. 1 ст. 23.18 КоАП может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения.

Кроме того, в процессе анализа индивидуальных (частных) версий осуществляется проверка правовых оснований привлечения виновного к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, в частности проводятся: проверка объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (его сравнение с объяснениями иных лиц); исследование всех версий по делу в совокупности (в отношении каждого физического лица, имеющего отношение к нарушению, и в целом на предмет установления роли каждого при наличии соучастия); проверка всех доказательств в совокупности и устранение противоречий между ними; систематизация всех материалов и решение вопроса о том, насколько объективно, полно, всесторонне установлены все обстоятельства по делу.