Тактика проведения опросов (получения объяснений)

Опрос — одно из самых распространенных действий в рамках проверки. Опрос представляет собой способ собирания и проверки доказательственной и ориентирующей информации, которую проверяющий получает от опрашиваемого лица. В соответствии с пунктом 72 Положения о порядке и организации проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», проверяющий может потребовать письменные объяснения о причинах выявленных нарушений от проверяемого субъекта, его представителя, а также от иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства. Данные объяснения прилагаются к акту проверки.

Особенностью опроса является и то, что опрос отдельного лица является элементом развертывающейся в рамках проверки целостной системы доказывания с помощью других объяснений и иных средств доказывания. Следовательно, подготовка к опросу носит динамический характер: в разработанный (мысленный или письменный) план опроса вносятся изменения; информация, полученная при опросе одного опрашиваемого, вызывает новые вопросы к другим, может потребоваться дополнительный или повторный опрос и т.п. Поэтому заранее следует планировать лишь наиболее важные вопросы, которые можно предвидеть, а также такие, для которых особое значение имеет их цель, очередность, связь с предыдущими и последующими вопросами.

Применительно к проверке разработка тактических приемов опроса необходима для:

1) установления психологического контакта с опрашиваемым лицом ввиду того, что причины неполноты, неточности, противоречий в объяснениях опрашиваемых могут носить и естественный характер (наиболее типичными из них являются отсутствие внимания, интереса к происходящим обстоятельствам, оказавшимся предметом опроса, физические и физиологические ограничения восприятия и запоминания опрашиваемого лица);

2) оказания помощи опрашиваемому в даче полных и правдивых объяснений путем правильной постановки вопросов опрашиваемому и эффективного использования различных приемов опроса.

Вопросы должны отвечать следующим требованиям: смысловой однозначности; простоте конструкции, лаконичности; отнесенности к предмету опроса; системности, т.е. соотнесенности с логическими этапами решения познавательной задачи; отсутствию наводящего воздействия. По степени внушающего воздействия вопросы можно разделить на следующие группы: нейтральные, формулировка ответов на которые полностью зависит от инициативы опрашиваемого лица; разделительные («или — или»); альтернативные, требующие положительного или отрицательного подтверждения; предоставляющие право выбора между двумя ответами, но положительный ответ на один из них соответствует ожиданию спрашивающего; направленные на прямое внушение; несущие ложное содержание, рассчитанные на эффект так называемой ловушки.

Задавая вопрос, необходимо предвидеть возможные ответы на него и планировать соответствующие вопросы по этим ответам. Для получения полного и объективного ответа на поставленный вопрос очень важно, чтобы он был правильно сформулирован как по существу, так и по форме и своевременно задан. Вопросы необходимо ставить в четких, ясных, кратких и понятных формулировках, в корректном тоне, причем вопросы должны непосредственно относиться к делу. Точность и краткость вопросов при условии знания дела в деталях составляют обязательное условие эффективности опроса. Вопросы должны задаваться в определенной последовательности: к выяснению очередного вопроса можно приступать лишь после того, как до конца выяснен предыдущий. Рекомендуется, чтобы каждый задаваемый вопрос касался одного какого-либо факта или элемента. Иначе опрашивающий может получить ответы не на все интересующие его вопросы. Дополняющие вопросы направлены на выяснение пробелов в объяснениях. Восполнение этих пробелов должно быть существенным, так как они касаются фактов, связанных с предметом разбирательства. Уточняющие вопросы направлены на повышение, усиление определенности приводимых фактов, задаются они для более полного и точного выяснения доказываемых обстоятельств. Напоминающие вопросы необходимы тогда, когда опрашиваемый затрудняется вспомнить относимые к делу обстоятельства. Контрольные вопросы — это чаще всего конкретизирующие, детализирующие даваемые объяснения и показания вопросы. Они позволяют проверить, насколько достоверны сведения, сообщаемые опрашиваемым лицом. Изобличающие вопросы направлены на изобличение нарушителя, способствуют выявлению недобросовестности в объяснениях опрашиваемого. Такие вопросы чаще всего задаются при противоречиях в показаниях опрашиваемого, несоответствии показаниям иных лиц и другим доказательствам.

В целях получения полных и правдивых объяснений разработаны различные приемы опроса: повторный, перекрестный, шахматный. Перекрестный опрос — средство получения полных объяснений, устранения противоречий в объяснениях как одного лица, так и разных лиц, выявления недобросовестной, искаженной информации. Шахматный опрос предполагает в рамках опроса одного лица обращение одновременно с вопросами к другим лицам по тем обстоятельствам и фактам, о которых идет речь в данный момент в основном опросе, либо возможность прервать опрос первого лица, опросить другое, после чего закончить опрос первого;

3) распознавания намеренного искажения и лжи со стороны опрашиваемого на основе анализа и оценки объяснений опрашиваемого.

Признаками лжи в смысловом содержательном компоненте являются:

  • противоречивость, несогласованность различных фрагментов объяснений опрашиваемого между собой и часто сопутствующая им нечеткость, сумбурность изложения, что, как правило, является результатом стремления скрыть важные факты и подменить действительную ситуацию вымышленной. В то же время лицу не всегда удается продумать все детали ситуации — предмета опроса. Отсюда противоречивость, несогласованность между фрагментами объяснений отчетливо выступают при ответах на вопросы, требующие уточнения, конкретизации, сопоставления фактов, действий во времени и пространстве. В ходе опроса также необходимо выяснить, могли ли подобные факты существовать одновременно и в связи между собой. Нечеткость, запутанность, противоречивость объяснений проявляются в неоднозначности ответов, их неопределенности, которая может касаться как отдельных обстоятельств, так и их существования вообще;
  • неподтвержденность полностью или частично другими доказательствами. Частым свидетельством недобросовестности является противоречивость объяснений другим доказательствам (объяснениям иных лиц, результатам осмотра, заключениям экспертов);
  • разная степень подробности объяснений относительно фактов, которые, судя по материалам проверки, должны быть хорошо известны опрашиваемому. В этом случае необходимо использовать такой тактический прием, как комментирование (опрашиваемому предлагается прокомментировать объяснения другого лица или заключение эксперта).

Сведения, сообщаемые опрашиваемым, могут касаться всего комплекса или отдельных элементов перечисленных ниже обстоятельств, которые могут иметь доказательственное значение:

  • личности, образа жизни, связей и отношений самого опрашиваемого (анкетных данных; профессии; интересов и увлечений, черт характера, вредных привычек; источника доходов; уровня благосостояния; отношения к правоохранительной системе, историческим и культурным ценностям; образовательного уровня; характеристики лиц из числа ближайшего окружения; состояния физического и психического здоровья и т.д.);
  • предметов и документов, имеющих значение для проверки;
  • участников (их роли, целей) и обстоятельств (времени, места, характера, содержания и др.) каких-либо событий, процессов, явлений и т.д.;
  • участников, механизма развития и других причин обстоятельств деяния, его общественно опасных последствий, очевидцев содеянного и его материально фиксированных отображений;
  • обстановки, на фоне или / и под воздействием которой протекало деяние;
  • источников информации об объекте, который опрашиваемым непосредственно не воспринимался.

Подготовка к опросу предполагает:

1) определение круга лиц, подлежащих опросу, предмета опроса каждого из них, изучение личности того, кого предполагается опросить, материалов проверки, круга вопросов, подлежащих выяснению, очередности постановки вопросов. Подготовка к опросу включает определение содержания объяснения; вопросов после дачи объяснений; тактических средств, которые целесообразно использовать при опросе; подбор доказательств и уточнение момента их предъявления во время дачи объяснений. Тактическими средствами или, вернее, тактическими приемами в процессе опроса могут быть: предложение опрашиваемому лицу остановиться на каких-то определенных моментах, относящихся к предмету опроса; замечания или комментарии по ходу опроса; реплики; обобщение, синтез, подведение итогов опроса. Изучение личности опрашиваемого направлено на определение наиболее эффективных приемов психологического взаимодействия с данным лицом и на построение моделей наиболее вероятностного его поведения на опросе;

2) разработку мысленной модели процедуры (технологии) опроса, определение линии своего поведения, приемов опроса с учетом прогноза развития ситуации во время опроса и составление плана опроса, отражающего его задачи, вопросы, подлежащие решению, время начала опроса и другие его моменты (план может быть зафиксирован на бумаге). Планирование опроса — это моделирование предстоящей деятельности, формирование ее ориентировочной основы. При подготовке к опросу необходимо предвидеть, что может нарушить процесс общения. Поэтому рекомендуется заранее сделать закладки на нужных страницах материалов проверки, выписать необходимые фактические данные, подготовить соответствующие схемы, фотографии, вещественные доказательства, выстроить их в определенной последовательности и т.д. В процессе подготовки к опросу решается и такая тактически значимая задача, как время и место его проведения, а также последовательность опроса различных лиц. Соответственно подготовка опроса завершается составлением его плана. План может быть развернутым или кратким, письменным или зафиксированным только мысленно, но он должен содержать систему вопросов, обусловленных общими задачами. Определение круга вопросов, последовательности их постановки, разработка формулировок вопросов, подлежащих занесению в протокол опроса, — все это важные задачи, которые необходимо решать при планировании опроса. При этом целесообразно исходить из понимания того, что и первоначальные, и промежуточные, и заключительные вопросы должны быть адресными, лаконичными, корректными. Формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, конкретной, понятной носителю информации. В нем не должны содержаться подсказка, элементы навязывания своего мнения. Нельзя задавать наводящие вопросы. Содержание вопроса не должно давать повод для предположительного ответа. Соответственно планируемые к постановке на опросе вопросы должны отвечать ряду требований: быть понятными для опрашиваемого, конкретными и в то же время стимулирующими развернутый ответ, не содержать тактически проигрышную информацию.

Техническая сторона подготовки и проведения опроса включает: обеспечение предстоящего опроса необходимыми техническими средствами и материалами фиксации его хода и результатов, воспроизведения определенной информации; отбор нормативных документов, вещественных доказательств, иных материалов и объектов, необходимых для опроса; определение и надлежащую организацию рабочего места (устранение по возможности отвлекающих источников шума, удаление из помещения посторонних лиц и т.д.).

Технология опроса включает следующие стадии.

В начальной стадии опроса диагностируются психологическое состояние опрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия, изыскивается возможность установления коммуникативного контакта. Действия, предшествующие получению объяснений, — удостоверение в личности опрашиваемого, разъяснение ему его прав и обязанностей — имеют свою задачу: они вводят опрашиваемое лицо в процесс официально-ролевого общения. При разъяснении прав и обязанностей опрашиваемого, выяснении его взаимоотношений с другими лицами делаются первые предварительные выводы о поведенческих особенностях опрашиваемого, о его позициях в отношении события и в отношении причастных к этому лиц. На этой стадии опроса важное значение имеют предупреждение возможного нежелания лица давать правдивые объяснения, ориентирование внимания на положительные свойства личности опрашиваемого.

Основными задачами на детализирующей стадии опроса являются: восполнение пробелов свободного рассказа, уточнение неопределенных высказываний, выяснение противоречий; оказание помощи опрашиваемому с целью более полного воспроизведения им отдельных эпизодов события, устранения противоречий; получение контрольных данных для оценки и проверки объяснений; диагностика причин умалчивания опрашиваемого об отдельных обстоятельствах события, содействие в преодолении барьеров умолчания, нейтрализация мотивов умолчания; диагностика и изобличение ложных показаний; оказание правомерного психического воздействия на опрашиваемое лицо с целью получения правдивых объяснений. При этом, намечая стержневую линию опроса — систему узловых вопросов, необходимо уяснить и по возможности хронологически систематизировать совокупность исходных данных. В ходе опроса недопустимо ослабление внимания к мелочам, отдельным, незначительным на первый взгляд деталям, попутным замечаниям, неконтролируемым проговоркам, так как нельзя заранее знать, что в деле окажется главным или второстепенным. Повышенная ориентация должна проявляться и к умолчаниям, уходу от темы, нарушениям последовательности в изложении событий. Объяснения, касающиеся количества объектов, их размеров, цвета, формы, взаиморасположения, требуют тщательной перепроверки. Необходимо точно устанавливать местоположение очевидца события, физические условия восприятия, индивидуальные особенности оценочных критериев, включенность наблюдателя в определенную деятельность. Эффективность тактического приема зависит от того, насколько он нейтрализует противодействие.

Большое значение для эффективности психического воздействия имеет система предъявления доказательств. Существуют различные тактические приемы предъявления доказательств. К ним, в частности, относятся такие, как: раздельное предъявление различных доказательств в той или иной последовательности; одновременное предъявление всего комплекса имеющихся доказательств; неожиданное предъявление доказательства либо предъявление доказательства после беседы по его поводу; предъявление доказательств по нарастающей их весомости; предъявление комплекса доказательств после предварительного информирования о наличии доказательств, их перечисления с указанием источников их происхождения (либо без указания); предъявление доказательства как бы невзначай, между делом; предъявление возможности лицу, являющемуся носителем информации, самому изучить доказательство и оценить степень его значимости; фиксация внимания на отдельных сторонах, признаках доказательства; сопровождение процесса предъявления доказательства прояснением условий, механизма образования, обстоятельств его обнаружения; предъявление вещественного доказательства с демонстрацией возможности технических средств по выявлению и расшифровке скрытой информации, содержащейся в этом источнике.

На заключительной стадии опроса необходимо учитывать следующие обстоятельства. Протокол опроса начинается с указания места и даты опроса (год, месяц, число), времени начала и окончания (часы и минуты). Если опрос прерывался, указывается причина перерыва, время возобновления опроса. Указывается, кто вел опрос, фамилии, должности, а в необходимых случаях и адреса других лиц, участвовавших в опросе. Формулировки вопросов и ответы записываются и сразу же удостоверяются подписью опрашиваемого, когда это необходимо для фиксации изменений позиции опрашиваемого; для фиксации условий, в которых опрашиваемый вспоминал существенную деталь; для сопоставления объяснений с другими доказательствами. В протокол должны быть включены и те вопросы, на которые отказался отвечать опрашиваемый, с указанием мотивов отказа. Объяснения опрашиваемого записываются от первого лица и по возможности дословно, причем вопрос и ответ в той последовательности, которая имела место в ходе опроса. Установленные требования записывать объяснения опрашиваемого от первого лица и по возможности дословно означают необходимость точно воспроизводить присущие опрашиваемому особенности его лексикона и речи. Протокол опроса может быть написан от руки или изготовлен компьютерным способом. Наряду с чертежами, схемами, рисунками, диаграммами, если они были изготовлены в ходе опроса, к протоколу приобщаются результаты применения технических средств фиксации условий и хода опроса. Собственноручная запись объяснений может производиться непосредственно после дачи устных объяснений. В протоколе указывается, что она произведена по просьбе опрашиваемого и что ему были разъяснены права и обязанности.

Примеры.

1. Статьей 9.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена административная ответственность за отсутствие книги замечаний и предложений или нарушение руководителем государственного органа, иной организации или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги замечаний и предложений, либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров (выполнения работ, оказания услуг), либо непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина, либо нарушение установленного срока рассмотрения изложенных в указанной книге замечаний и предложений, либо неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения. Книга ведется в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ, оказания услуг. Ответственными за хранение книги являются руководитель организации или уполномоченное им лицо, индивидуальный предприниматель. В связи с этим при опросе необходимо разобраться, должна ли была быть получена книга замечаний и предложений, кто ее должен был получать, было ли назначено уполномоченное на ее ведение лицо, не находилось ли оно на момент совершения нарушения в отпуске.

2. Частью 4 статьи 11.16 КоАП установлена административная ответственность за:

  • не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках;
  • иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь;
  • изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества.

К наиболее часто выявляемым нарушениям порядка проведения государственных закупок относятся нарушения, которые условно можно разделить на три блока. Такие нарушения связаны:

с подготовкой к проведению процедуры закупки — касаются полноты и сроков размещения информации в соответствии с требованиями Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 N 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление N 778); обоснованностью выбора процедуры закупки и ее применением; описанием предмета закупки; квалификационными данными участников;

проведением процедуры закупки — касаются соблюдения сроков подготовки и подачи предложений, соблюдения иных условий проведения соответствующей процедуры закупки, определения критериев выбора победителя, работы комиссии по соблюдению требований Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением N 778, и порядка проведения закупок;

реализацией результатов процедуры закупки — касаются заключения (изменения, дополнения) договора и дальнейшего использования товара.

Сложности возникают при определении виновного лица в зависимости от того, к какому блоку нарушений относится выявленное. Если это начальная стадия, то, как правило, ответственность несет руководитель организации (заказчика). Оценка и сравнение предложений проводятся комиссией на основании уже утвержденных заказчиком (организатором) документов. Соответственно для определения субъекта административной ответственности по части 4 статьи 11.16 КоАП в рамках проверки необходимо определить лицо, в чьи обязанности входила подготовка соответствующих документов (задания на закупку), представляемых на утверждение руководителю. В случае неустановления лица, в чьи прямые обязанности (например, предусмотренные должностной инструкцией, приказом) входила их подготовка, ответственность будет нести руководитель. Если это нарушения, касающиеся непосредственно процедуры закупки, то ответственность несет, как правило, председатель комиссии, поскольку на практике проблематично установить распределение обязанностей между членами комиссии, т.е. в рамках работы комиссий целесообразно персонифицировать ответственность каждого ее члена путем закрепления соответствующих обязанностей (например, по ряду вопросов) в специальном приказе либо должностной инструкции. Дополнительные соглашения к договорам (на стадии реализации результатов процедуры закупки) также заключаются, как правило, руководителем организации (заказчика), что влечет применение ответственности непосредственно к нему, если только им не делегировались соответствующие полномочия в надлежащем порядке. В связи с этим в первую очередь необходимо опросить руководителя организации на предмет определения лиц, ответственных за подготовку соответствующих документов по закупкам, была ли им создана соответствующая комиссия, как распределялись обязанности между членами комиссии. В дальнейшем, если комиссия была создана, необходимо опросить председателя комиссии, при необходимости членов комиссии.

3. Статьей 23.18 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушения порядка представления данных государственной статистической отчетности. Наиболее сложным на практике в рамках проведения проверки является определение субъекта административной ответственности по статье 23.18 КоАП. Диспозиция и части 1, и части 3 статьи 23.18 КоАП сформулирована так, что административная ответственность наступает за представление искаженных данных государственной статистической отчетности, а ее субъектом может выступать лицо, ответственное одновременно и за составление, и за представление таких данных. Хотя в должностных инструкциях, как правило, прописываются обязанности только по составлению статотчетности с ответственностью за недостоверное ее формирование. Представляться статотчетность может и другими работниками. Не исключены случаи, когда срок представления статотчетности не соблюдается по вине канцелярии организации, т.е. она была вовремя подготовлена и подписана у руководителя уполномоченным лицом, однако не вовремя отправлена по почте. Полномочия на составление и представление данных государственной статистической отчетности могут выражаться и в устных поручениях руководителя либо уполномоченное лицо может перепоручить составление статотчетности иному подчиненному ему лицу. Возникают ситуации, когда уполномоченное лицо не ознакомлено с должностной инструкцией либо приказом о закреплении соответствующих обязанностей. В таких случаях необходимо в первую очередь опросить руководителя организации на предмет того, уполномочивал ли он кого-либо из работников на составление и представление статотчетности, кто исполнял их обязанности и на основании какого документа в период отпуска. Уполномоченных работников необходимо опросить на предмет того, своевременно ли ими была составлена и направлена статотчетность, по их ли вине произошло искажение данных, по какой причине данные статотчетности ими не перепроверялись.