Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: чего ожидать?

Одним из основных ожиданий последнего времени для всех участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) является вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТмК ЕАЭС).

Напомним, что Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) вступил в силу 1 января 2015 г. и изначально в его состав входили три государства-основателя: Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Со 2 января 2015 г. к ним присоединилась Республика Армения, а с 12 августа 2015 г. — Кыргызская Республика.

В процессе подготовки к переходу от Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу (далее — ЕАЭС) была начата работа по разработке проекта ТмК ЕАЭС, который должен заменить действующий Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТмК ТС). Впервые в работу над кодифицированным актом таможенного законодательства были активно включены представители бизнес-сообщества наряду с государственными органами. Организационно работа над проектом выстроена следующим образом: созданы две группы — экспертная и рабочая; экспертная группа собиралась регулярно на две недели, детально прорабатывая положения проекта, а в рабочей группе, где был представлен более высокий уровень представителей государственных органов (например, на уровне заместителей руководителей таможенных службы) и бизнес-сообщества, обсуждались возникающие в работе экспертной группы принципиальные разногласия.

Впервые сформированный проект ТмК ЕАЭС был публично представлен в декабре 2014 г., когда он был направлен Евразийской экономической комиссией (далее — ЕЭК) на внутригосударственное согласование Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 N 233.

Основными новациями представленного проекта кодекса стали следующие.

Среди новых подходов, которые нашли отражение в ТмК ЕАЭС, можно отметить:

  • приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в определенных таможенным законодательством случаях;
  • возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации, автоматически информационными системами таможенных органов;
  • возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;
  • использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров;
  • оптимизация предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС;
  • унификация особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, применение неполного таможенного декларирования и периодического таможенного декларирования;
  • сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам проверки таможенной декларации системой управления рисками не рекомендовано проведение таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений либо других форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров;
  • установление возможности выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если таможенный контроль, начатый до выпуска товаров, не завершен;
  • совершенствование института уполномоченных экономических операторов;
  • уточнение содержания и условий отдельных таможенных процедур;
  • упрощение порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС отдельных категорий товаров.

На некоторых из указанных новелл хотелось бы остановиться подробнее. В частности, одним из важных нововведений является отсутствие необходимости представлять таможенным органам документы, на основании которых заполнена декларация на товары. Так, согласно действующему порядку подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация (статья 183 ТмК ТС). В проекте нового кодекса данный подход модернизирован. В соответствии со статьей 79 проекта ТмК ЕАЭС подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, за исключением ряда случаев.

Также важной является норма о сокращении сроков регистрации таможенных деклараций. Если в настоящее время в соответствии со статьей 190 ТмК ТС срок регистрации составляет 2 часа, то согласно статье 81 проекта ТмК ЕАЭС (проверка и регистрация поданной таможенной декларации) регистрация таможенным органом или отказ в регистрации таможенной декларации осуществляется в течение не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации.

Использование электронных технологий становится приоритетом в проекте ТмК ЕАЭС. В частности, в статье 74 проекта ТмК ЕАЭС содержится норма о том, что таможенное декларирование товаров производится в электронной форме, а изменение (дополнение) сведений, заявленных в таможенной декларации, может быть осуществлено по мотивированному обращению декларанта в виде электронного документа (статья 82 проекта ТмК ЕАЭС). Также таможенная декларация на товары ЕАЭС может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС по обращению декларанта в виде электронного документа (статья 83 проекта ТмК ЕАЭС).

Если выделять новации проекта ТмК ЕАЭС, важные для транспортных организаций, то в целом представители ЕЭК, таможенных служб государств — членов ЕАЭС неоднократно отмечали, что при подготовке проекта учитывалась важность развития транзитного потенциала ЕАЭС.

В частности, в проекте ТмК ЕАЭС прописан порядок взаимоотношений между таможенными органами и участниками ВЭД при мультимодальных перевозках, в том числе когда декларантом таможенного транзита выступает экспедитор.

Также ЕЭК наделяется дополнительными полномочиями, которые позволят ей оперативно устанавливать, а при необходимости и модернизировать единые для всех участников ЕАЭС порядки совершения таможенных операций при продлении срока транзита, изменении места доставки, установлении и изменении маршрута перевозки, применении сертификата обеспечения, получения разрешения на грузовые операции.

В проекте ТмК ЕАЭС закреплена возможность определения международным договором в рамках ЕАЭС единого порядка осуществления таможенного сопровождения по территории нескольких государств — членов ЕАЭС. Для таможенного органа отправления подтверждением предоставления обеспечения, если оно предоставлено в другом государстве, будет являться зарегистрированный сертификат, сведения о котором и из которого могут быть получены с использованием информационных систем. Тем самым отпадает необходимость представления сертификата на бумажном носителе.

Предусмотрена возможность упрощения порядка оформления перемещаемой через таможенную границу многооборотной тары по аналогии с порядком перемещения транспортных средств международной перевозки (далее — ТСМП). Перевозчику предоставляется право продлить срок временного ввоза ТСМП в случае невозможности его обратного вывоза на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен такой вывоз. Определен и порядок передачи железнодорожных ТСМП (в том числе контейнеров) между перевозчиками и (или) получателем.

Однако безусловно важнейшим в настоящее время вопросом являются сроки вступления проекта ТмК ЕАЭС в силу. Изначально планировалось, что это произойдет с 1 января 2016 г. После направления в декабре 2014 г. документа на внутригосударственное согласование ЕЭК было получено значительное количество замечаний и предложений по его доработке, часть из которых носит концептуальный характер и кардинально изменяет подходы, заложенные как в действующем ТмК ТС, так и в проекте ТмК ЕАЭС. Наибольшее число принципиальных замечаний (в количестве 557 поправок) было получено от Республики Казахстан в середине 2015 года. В основном они концентрировались на следующих позициях:

  • сохранение принципа резидентства;
  • передача широкого числа полномочий из наднационального регулирования в национальное;
  • вывод из сферы таможенного регулирования взимания косвенных налогов;
  • изменение существующего регулирования порядка осуществления таможенных процедур и помещения товаров под таможенные процедуры. Помимо снижения уровня регулирования непосредственно в самом проекте ТмК ЕАЭС Республика Казахстан предлагает изменить подходы к регулированию порядка осуществления таможенных операций. В частности, наиболее значительные изменения касаются таможенных процедур, таких как: свободная экономическая зона, свободный склад, таможенный транзит.

После получения столь серьезных замечаний работа над проектом ТмК ЕАЭС перешла в плоскость поиска компромиссов и обсуждения разногласий в рамках экспертной и рабочей групп. В частности, последнее заседание рабочей группы состоялось 7 — 8 декабря 2015 г., после чего состоялась двухнедельная сессия экспертной группы. Следующее заседание рабочей группы состоится 26 января, за ним снова последуют двухнедельные экспертные консультации.

После того как стороны придут к определенному консенсусу, проект ТмК ЕАЭС будет направлен на повторное внутригосударственное согласование. По поводу вступления в силу документа даются самые разные прогнозы, в частности, представители ЕЭК неоднократно заявляли о планах сделать это пусть, как уже очевидно, и не с 1 января, но в течение 2016 года.