Типичные нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности

В соответствии с частью 2 статьи 11.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) осуществление индивидуальным предпринимателем, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Национального банка Республики Беларусь, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от 10 до 100 базовых величин.

Пример нарушения.

В ходе проверки было установлено, что ООО «А» осуществляло валютные операции, связанные с движением капитала, а именно получило в 2013 году процентный заем у нерезидента Республики Беларусь — компании L (Литовская Республика). В соответствии с договором займа от 01.01.2013 ООО «А» предоставлялся заем в размере 1000000 евро (срок возврата 31.12.2017), проценты по которому в размере 10% годовых должны были начисляться и уплачиваться резидентом ежемесячно. В случае просрочки возврата займа или его части нерезиденту должны были уплачиваться проценты по повышенной ставке, равной 13,65% годовых. Согласно условиям договора займа в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по договору виновная в этом сторона обязана была возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.

В соответствии со статьей 364 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащем исполнением обязательства. Согласно статье 365 ГК если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Законодательством или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков, когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки, когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки. Определения неустойки (штрафа, пени) и убытков дано в статьях 311 и 14 ГК.

В соответствии с абзацем четвертым подпункта 18.8 пункта 18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 N 72, субъекты валютных операций — резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие в том числе получение кредитов и (или) займов при наличии в договоре между субъектом валютных операций — резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установленной обязанности осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени)).

Таким образом, при наличии в договоре займа, заключенном между резидентом и нерезидентом, условия о возмещении последнему суммы убытков займополучателю-резиденту необходимо было обратиться в Национальный банк Республики Беларусь за разрешением на проведение валютной операции, связанной с движением капитала.

При этом в соответствии с пунктом 30 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 N 15 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, и внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 8 августа 2007 г. N 159», на проведение валютной операции, связанной с движением капитала и предусматривающей получение займа, Национальный банк Республики Беларусь выдает разрешения до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по такой валютной операции.

Разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций, связанных с движением капитала (получение займов от нерезидента по вышеуказанному договору займа), резидентом не получались.

При этом ООО «А» начало производить расчеты с нерезидентом по валютной операции, связанной с движением капитала (возврат займа и процентов по нему).

Таким образом, ООО «А» осуществляло в 2013 — 2014 годах валютные операции, связанные с движением капитала (получение займа от нерезидента), без разрешения Национального банка Республики Беларусь, когда требуется такое разрешение.

В соответствии с частью 1 статьи 11.37 КоАП необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до двух процентов от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.

Примеры нарушений.

1. В соответствии с абзацем третьим части первой подпункта 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ N 178) резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме, за исключением случаев, предусмотренных в части пятой подпункта 1.4 пункта 1 и части первой подпункта 1.5 пункта 1, при импорте в срок не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

В соответствии с абзацем вторым подпункта 1.9 пункта 1 Указа N 178 при импорте внешнеторговая операция может быть завершена путем получения товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг согласно внешнеторговому договору.

В соответствии с абзацем третьим подпункта 1.6.2 пункта 1 Указа N 178 датой завершения внешнеторговой операции при импорте в случаях, предусмотренных в подпункте 1.9 пункта 1 Указа N 178, считается дата поступления товаров (получения охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью первой подпункта 1.6.3 пункта 1 Указа N 178 датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза (далее — ТмК ТС), определенные Национальным банком Республики Беларусь для целей валютного контроля.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 N 101 «О проведении внешнеторговых операций» под таможенными процедурами для целей валютного контроля понимаются таможенные процедуры, предусмотренные пунктом 1 статьи 202 ТмК ТС, за исключением таможенной процедуры транзита и специальной таможенной процедуры.

В соответствии с указанной нормой в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение; отказ в пользу государства; свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).

ОАО «З» при исполнении внешнеторгового контракта, заключенного с компанией X, 21.08.2014, 04.12.2014, 05.12.2014 и 10.12.2014 в адрес указанной компании были произведены авансовые платежи за запасные части на общую сумму 150 тыс. дол. США. Компанией X по CMR-накладной от 07.10.2014 были поставлены и обществом 09.10.2014 оприходованы на склад запасные части стоимостью 55 тыс. дол. США (декларация на товары зарегистрирована таможенным органом 09.10.2014, приходный ордер от 09.10.2014). Кроме этого, по CMR-накладной от 17.11.2014 компанией поставлены и обществом помещены 27.02.2015 под таможенную процедуру «Таможенный склад» запасные части стоимостью 95 тыс. дол. США (декларация на товары зарегистрирована 27.02.2015, товары находились на таможенном складе в соответствии с договором хранения от 27.02.2015).

В соответствии с частью второй подпункта 1.5 пункта 1 Указа N 178 сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Национальным банком Республики Беларусь (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 N 52, в случае, если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением.

Разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции по внешнеторговому контракту от 12.05.2014 на сумму 95 тыс. дол. США в Главном управлении Национального банка Республики Беларусь обществом не было получено.

В нарушение абзаца третьего части первой подпункта 1.4 пункта 1 Указа N 178 ОАО «З» в период с 03.02.2015 по 27.02.2015 не было обеспечено своевременное завершение внешнеторговой операции при импорте товаров на сумму 95 тыс. дол. США по контракту от 12.05.2014, заключенному с компанией X (превышение установленного законодательством срока составило от 19 до 25 дней).

2. При исполнении экспортных договоров ООО «А» были нарушены требования абзаца второго части первой подпункта 1.4 пункта 1 Указа N 178.

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Указа N 178 резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме при экспорте в срок не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Согласно абзацу шестому подпункта 1.7 пункта 1 Указа N 178 при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь.

Абзацем третьим пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 N 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предметов лизинга» установлено, что при экспорте внешнеторговая операция в установленные Указом N 178 сроки может быть завершена путем полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2009 N 898/10 «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте» датой завершения внешнеторговой операции в указанном случае является дата совершения стороной, получившей оферту (предложение осуществить зачет), в срок, установленный для ее акцепта (выражения согласия на зачет), действий по выполнению указанных в ней условий договора, которым оформлен зачет встречных однородных требований.

Также следует отметить, что согласно абзацу седьмому подпункта 1.8 пункта 1 Указа N 178 поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, осуществляется только на счета экспортеров, за исключением денежных средств, направляемых нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом. При этом новый кредитор становится экспортером в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа N 178. В силу абзаца одиннадцатого подпункта 1.6.1 пункта 1 Указа N 178 датой завершения внешнеторговой операции при экспорте считается дата поступления денежных средств на счет указанного другого резидента (т.е. нового кредитора — экспортера) в соответствии с условиями договора уступки требования.

В нарушение вышеизложенных требований законодательства ООО «Б» при экспорте товаров не обеспечило завершение внешнеторговой операции в полном объеме в установленные сроки (не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров). Так, в соответствии с договором поставки от 23.07.2014, заключенным с ООО «Б» (Российская Федерация) (Покупатель), ООО «А» в адрес Покупателя была произведена отгрузка товара по ТТН от 19.11.2014 на сумму 30240 дол. США.

В соответствии с требованиями действующего законодательства предельный срок поступления денежных средств по этой внешнеторговой операции — 17.02.2015.

Сумма дебиторской задолженности ООО «А» по предыдущим отгрузкам нерезиденту в рамках договора составила 48662 дол. США (включая отгрузку на сумму 30240 дол. США).

Оплата за поставленный товар была завершена:

  • путем частичного зачета встречных однородных требований на сумму 10245,8 дол. США по договору перевода долга от 22.12.2014, согласно которому ООО «А», выступающее должником перед ОАО «К» (Кредитор) по договору поставки от 07.10.2014, переводит свой долг по оплате товара на ООО «Б» (Новый должник) (акт взаимозачета от 26.12.2014) 26.12.2014 в установленный законодательством срок;
  • поступлением валютной выручки в сумме 15120 дол. США на счет ООО «А» 12.01.2015 в установленный законодательством срок;
  • поступлением валютной выручки в сумме 19960 дол. США 09.02.2015 в установленный законодательством срок;
  • путем частичного зачета встречных однородных требований на сумму 8857,66 дол. США по договору перевода долга от 11.02.2015, согласно которому ООО «А», выступающее должником перед ОАО «К» (Кредитор) по договору поставки от 07.10.2014, переводит свой долг по оплате товара на ООО «Б» (Новый должник) (акт взаимозачета от 19.02.2015) 19.02.2015 с нарушением установленного законодательством срока на сумму 3336,20 дол. США в период с 17.02.2015 по 19.02.2015 на 3 дня.

В соответствии со статьей 11.42 КоАП представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до 20 процентов контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров.

Пример нарушения.

В соответствии с абзацем третьим подпункта 1.16.1 пункта 1 Указа N 178 в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны в установленные сроки по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством в отношении этих товаров совершение таможенных операций не производится, представить в порядке и случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, в центр статистического декларирования для регистрации статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию.

В соответствии с частью первой подпункта 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 N 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее — постановление N 549) статистическая декларация и периодическая статистическая декларация представляются экспортером (импортером) или грузоотправителем (грузополучателем) либо таможенным представителем с соблюдением формата и порядка ее заполнения, определенных Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, в центр статистического декларирования, учрежденный Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Согласно пункту 22 Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.01.2012 N 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров» (далее — Инструкция N 2), в графе 17а «Код страны назначения» статистической декларации указываются:

  • в разделе 17(а)-1 — код страны назначения в соответствии с Классификатором стран мира;
  • в разделе 17(а)-2 — код административно-территориального деления страны назначения в соответствии с Классификатором административно-территориального деления стран мира.

В нарушение требований абзаца третьего подпункта 1.16.1 пункта 1 Указа N 178, пункта 22 Инструкции N 2 в статистических декларациях в период с 05.02.2014 по 05.02.2015 ООО «А» были представлены недостоверные сведения о коде административно-территориальной единицы страны отправления (указано 145, а следовало указать 146, так как поставщик ООО «М» был зарегистрирован в Московской области, откуда и осуществлялась отгрузка товара).

В соответствии со статьей 11.43 КоАП проведение внешнеторговой операции без наличия в предусмотренных законодательством случаях лицензии или других разрешительных документов либо неисполнение обязанности по регистрации сделки влекут наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до 20 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Примеры нарушений.

1. Частью первой подпункта 1.11 пункта 1 Указа N 178 установлено, что по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь.

В нарушение части первой подпункта 1.11 пункта 1 Указа N 178 ООО «А» провело внешнеторговую операцию, не исполнив обязанность по регистрации сделки. Так, между ООО «А» и ООО «Ш» (Российская Федерация) был заключен договор, согласно которому ООО «А» поставляет мебель. В рамках исполнения указанного договора ООО «А» в период с 06.02.2015 по 24.02.2015 были произведены следующие отгрузки товара: 06.02.2015, 08.02.2015, 11.02.2015, 18.02.2015. Заявление на регистрацию сделки было направлено ООО «А» в банк только 25.02.2015.

2. ООО «Г» был заключен контракт от 02.09.2014 с ЗАО «Б» (Российская Федерация) (покупатель), согласно которому поставщик обязуется поставить в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить товар по наименованию, в ассортименте, количестве и по цене согласно спецификациям, товарным накладным, являющимся неотъемлемой частью заключенного контракта. Ориентировочная стоимость товара, подлежащего поставке в рамках контракта, составляла 1000000 рос.руб. Цель приобретения товара — для вывоза за пределы Республики Беларусь. Условия поставки — СРТ г. Москва согласно Инкотермс-2010. Отгрузка товара должна была производиться поставщиком в течение 5 календарных дней с даты поступления заявки от покупателя. Днем исполнения поставщиком обязательств по поставке считается дата сдачи товара на склад покупателя и подписания товарной накладной, спецификации. Оплата за товар должна производиться в российских рублях путем перечисления безналичных денежных средств на счет поставщика в течение 90 календарных дней с даты отгрузки товара со склада поставщика.

ООО «Г» была произведена отгрузка товара по товарной накладной от 16.12.2014. Данная внешнеторговая операция была завершена поступлением на валютный счет денежных средств по платежному ордеру от 14.01.2015. Вместе с тем на первом листе заверенной обществом копии внешнеторгового контракта от 02.09.2014 ориентировочной стоимостью 1000000 рос.руб. (составляет более 3000 евро) отсутствовал оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка, что является нарушением требования части первой подпункта 1.11 пункта 1 Указа N 178, в соответствии с которым по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3000 евро в эквиваленте и более, экспортер обязан до даты отгрузки товаров зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера, в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь.

Частью второй подпункта 1.11 пункта 1 Указа N 178 определено, что регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), в день представления экспортером (импортером) (его уполномоченным представителем) документа (документов), посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора, путем проставления на таком документе (таких документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте — указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).

Пунктом 10 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 N 46 (далее — Инструкция N 46), определено, что для регистрации сделки экспортер (импортер) представляет в один из банков, в котором открыт счет, дающий право экспортеру (импортеру) осуществлять расчеты в рамках внешнеторгового договора, заявление в двух экземплярах на регистрацию (перерегистрацию) сделки, оригинал или копию внешнеторгового договора (при электронном документообороте — электронную копию внешнеторгового договора, заявление на регистрацию (перерегистрацию).

Таким образом, в соответствии с требованиями части первой подпункта 1.11 пункта 1 Указа N 178 объединение обязано было до даты отгрузки товаров по товарной накладной от 16.12.2014 представить в банк, обслуживающий счет экспортера, заявление в двух экземплярах на регистрацию сделки, оригинал или копию внешнеторгового контракта, заключенного 02.09.2014 с ЗАО «Б» (нерезидент Республики Беларусь).

Согласно пункту 18 Инструкции N 46 ответственность за непредставление и несвоевременность представления документов (сведений), необходимых банку для осуществления функций агентов валютного контроля, а также за недостоверность содержащейся в них информации возлагается на клиентов.

В соответствии со статьей 11.44 КоАП непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо ее отсутствие влекут наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от 10 до 100 базовых величин.

Пример нарушения.

Согласно абзацу третьему подпункта 1.16.1 пункта 1 Указа N 178 в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны в установленные сроки по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством в отношении этих товаров совершение таможенных операций не производится, представить в порядке и случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, в центр статистического декларирования для регистрации статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию.

Частью первой подпункта 1.1 пункта 1 постановления N 549 установлено, что статистическая декларация и периодическая статистическая декларация представляются экспортером (импортером) или грузоотправителем (грузополучателем) либо таможенным представителем с соблюдением формата и порядка ее заполнения, определенных Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, в центр статистического декларирования, учрежденный Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Подпунктом 1.3 пункта 1 постановления N 549 установлено следующее:

  • статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация — не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом периодическая статистическая декларация представляется по двум и более отгрузкам (поступлениям) товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, отгруженных (поставленных) на одних и тех же условиях, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам (поступлениям) составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более;
  • по усмотрению экспортера (импортера), грузоотправителя (грузополучателя) статистическая декларация может быть представлена в установленном порядке и в отношении отгрузки (поступления) товаров, стоимость которых составляет менее 1000 евро;
  • по усмотрению экспортера (импортера), грузоотправителя (грузополучателя) периодическая статистическая декларация может быть представлена в установленном порядке и в отношении отгрузок (поступлений) товаров, общая стоимость которых составляет менее 1000 евро.

По внешнеторговому контракту, заключенному обществом с ООО «Л»:

  • товар был оприходован 04.01.2013 по данным бухгалтерского учета (карточка счета 62.4, контрагент ООО «Л») на основании товарно-транспортной накладной (ТТН) на сумму 98207,50 рос.руб., что по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату поступления по состоянию на 04.01.2013 составило 2474,79 евро (98207,50 рос.руб. x 284 / 11270), и ТТН на сумму 96655,56 рос.руб., что по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату поступления по состоянию на 04.01.2013 составляет 2435,68 евро (96655,56 рос.руб. x 284 / 11270);
  • товар был отгружен покупателю по ТТН от 11.02.2013 на сумму 98207,50 рос.руб., что по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату отгрузки по состоянию на 11.02.2013 составляет 2433,99 евро (98207,50 рос.руб. x 287 / 11580), и от 14.02.2013 на сумму 96655,56 рос.руб., что по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату отгрузки по состоянию на 14.02.2013 составляет 2389,38 евро (96655,56 рос.руб. x 287,5 / 11630);
  • товар поступил от покупателя (встречная поставка) по товарной накладной от 05.12.2013 на сумму 185709,0 рос.руб., что по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату отгрузки по состоянию на 07.02.2014 составляет 4567,78 евро (185709,0 рос.руб. x 289,5 / 11770), и оприходован 07.02.2014 по приходному ордеру.

Таким образом, в нарушение требований абзаца третьего подпункта 1.16.1 пункта 1 Указа N 178, части второй подпункта 1.3 пункта 1 постановления N 549 обществом не было обеспечено представление в установленные сроки статистических деклараций (периодических статистических деклараций) с соблюдением формата и порядка ее заполнения, определенных Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, в центр статистического декларирования, учрежденный Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 11.49 КоАП нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в том числе на оплату расходов по командировкам за пределы Республики Беларусь, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятикратной суммы этих средств.

Пример нарушения.

В соответствии с требованиями пункта 28 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 N 185 (далее — Инструкция N 185), работник обязан не позднее 15 рабочих дней со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, представить в бухгалтерскую службу юридического лица, подразделения, индивидуальному предпринимателю отчет об израсходованных суммах иностранной валюты с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, и возвратить неизрасходованную иностранную валюту либо белорусские рубли.

Пунктом 31 Инструкции N 185 определено, что в случае, если выданная под отчет сумма денежных средств была получена работником полностью либо частично наличными деньгами с использованием корпоративной дебетовой карточки, неизрасходованная сумма наличных денег возвращается работником юридическому лицу, подразделению, индивидуальному предпринимателю посредством внесения наличных денег в кассу либо осуществления банковского перевода на счет юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В нарушение требований пунктов 28 и 31 Инструкции N 185 возврат неизрасходованной иностранной валюты, выданной под отчет, в сумме 120 евро был произведен директором общества с нарушением установленных сроков (возвращение из командировки — 28.02.2015, составление авансового отчета — 12.03.2015, возврат неизрасходованной иностранной валюты — 16.04.2015, т.е. на 34 рабочий день).

В соответствии со статьей 23.16 КоАП непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

Пример нарушения.

Согласно абзацу шестому подпункта 1.16.1. пункта 1 Указа N 178 в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны в установленные сроки в случае завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) уведомить об этом банк, в котором была зарегистрирована сделка, в порядке и сроки, установленные Национальным банком Республики Беларусь.

Согласно части третьей пункта 20 Инструкции N 46 информация о завершении всех операций по внешнеторговому договору представляется экспортером (импортером) в банк, осуществлявший регистрацию (перерегистрацию) сделки по этому договору, в произвольной форме не позднее 30 календарных дней со дня установления экспортером (импортером) факта полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления). Ответственность за несвоевременность представления информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору и ее недостоверность возлагается на экспортера (импортера).

В ходе проверки было установлено, что ООО «А» не представляло в банк, осуществлявший регистрацию внешнеэкономических сделок по истечении 30 календарных дней со дня установления факта полного завершения всех операций по внешнеторговым договорам, информацию о завершении всех операций.

Таким образом, ООО «А» в нарушение требований абзаца шестого подпункта 1.16.1. пункта 1 Указа N 178 не была выполнена обязанность в установленные сроки уведомить банк, в котором была зарегистрирована сделка, в порядке и сроки, установленные Национальным банком Республики Беларусь, о завершении всех операций по внешнеторговым договорам.

Таким образом, основными (наиболее часто допускаемыми) нарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности являются:

  • нарушения, связанные с порядком осуществления валютных операций (статья 11.2 КоАП);
  • нарушения порядка расчетов в сфере внешнеторговой деятельности (статья 11.37 КоАП);
  • нарушения, связанные с использованием валютных средств (статья 11.49 КоАП);
  • нарушения правил осуществления валютного контроля (статьи 11.42 — 11.44, 23.16 КоАП).