Точка зрения: ограничение участия субъектов в процедурах государственных закупок

При осуществлении государственных закупок заказчики (организаторы) должны руководствоваться нормами законодательства о государственных закупках, в частности Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон), Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ N 590), Указом Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 N 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 N 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление N 778), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 N 816 «О некоторых вопросах регулирования в сфере государственных закупок отдельных товаров» (далее — постановление N 816), постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 N 13 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок», постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 N 12 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения Министерством торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок», постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 N 14 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок» и иными нормативными правовыми актами.

Помимо норм национального законодательства действует Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор о ЕАЭС), который ратифицирован Законом Республики Беларусь от 09.10.2014 N 193-З «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» и имеет приоритетное действие как международный договор.

При постановке вопроса об участии субъектов в процедурах государственных закупок следует руководствоваться указанными выше актами. Между тем, как показывает практика, заказчики (организаторы) не допускают к участию субъектов хозяйствования, отклоняя их предложения по основаниям, которые не установлены законодательством о государственных закупках, что влечет нарушение прав и законных интересов участников процедур.

Во избежание обжалования неправомерных действий (бездействия), решений заказчиков (организаторов), в том числе в судебном порядке, необходимо руководствоваться следующим.

Так, в соответствии с п. 14 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору о ЕАЭС) законодательством государства-члена о закупках может быть предусмотрено право или обязанность заказчика осуществлять допуск к участию в закупке исходя из сведений, содержащихся в реестре недобросовестных поставщиков этого государства-члена и (или) в реестрах недобросовестных поставщиков других государств-членов.

Также государства-члены ограничивают участие в закупках:

  • путем установления в соответствии со своим законодательством о закупках дополнительных требований к потенциальным поставщикам и поставщикам при закупке отдельных видов товаров, работ и услуг;
  • в иных случаях, установленных названным Протоколом.

Законодательством государства-члена о закупках устанавливается запрет в том числе на допуск к участию в закупках потенциальных поставщиков, не соответствующих требованиям документации о закупках.

Тем самым в указанных выше нормах Договор о ЕАЭС допускает как ограничение участия субъектов в процедурах государственных закупок, так и запрет на допуск: либо участие ограничивается независимо от содержания документации о закупке в силу законодательства, либо предполагается, что потенциальный поставщик представляет предложение, но оно не соответствует требованиям документации о закупках.

В нормах национального законодательства прослеживается следующая логика в части установления запрета (ограничения) участия:

1) установлен перечень лиц, которые не могут быть участниками в силу запрета на участие.

Речь идет о запрете на участие лица в процедуре, и даже если такое лицо представило предложение, которое отвечает установленным требованиям, предложение участника отклоняется. Перечень лиц, которые не могут быть участниками в силу запрета на участие, предусмотрен в п. 3 ст. 14 Закона. К ним относятся:

  • организатор в проводимой им процедуре государственной закупки;
  • эксперт в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
  • поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (проверка сведений из списка осуществляется в режиме on-line посредством официального сайта Министерства торговли Республики Беларусь или на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках, которым является сайт http://www.icetrade.by);
  • юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физическое лицо, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;
  • юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности. Сведения о ликвидации (прекращении деятельности) могут быть проверены на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» <1>;
  • юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации. Сведения могут быть проверены посредством Единого государственного реестра сведений о банкротстве, размещенного на сайте http://bankrot.gov.by;
  • поставщик (подрядчик, исполнитель), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, — в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора. Данное основание для запрета на участие известно только заказчику (организатору) и применяется последним исходя из информации о ранее заключенных этим заказчиком договорах;
  • структурное подразделение заказчика (организатора).

<1> Пункт 12 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Также на основании подп. 2.1 п. 2 Указа N 590 не допускаются к участию в процедурах государственных закупок субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 N 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Данный реестр ведется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и размещен на его официальном сайте;

2) также определены случаи, когда лица хотя и могут быть участниками, но в силу действия принятого Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь акта их участие ограничено.

В частности, когда иное не установлено международными договорами Республики Беларусь, Закон предоставляет Совету Министров Республики Беларусь право установить условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок в случае, если:

  • иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров (работ, услуг) отечественного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), не установлен национальный режим. К примеру, на основании п. 1 постановления N 816 установлено, что товары, происходящие из иностранного государства или группы иностранных государств (за исключением товаров, происходящих из государств — членов Евразийского экономического союза), согласно приложению к постановлению N 816 и поставщики, предлагающие их к участию в процедурах государственных закупок, допускаются к участию в таких процедурах, в том числе проводимых для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь, при условии, что производство товаров на территории государств — членов Евразийского экономического союза отсутствует;
  • государственные закупки осуществляются для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь (то есть когда проводится неконкурентная процедура) (п. 8 перечня случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника (приложение к Закону) (далее — перечень));
  • государственные закупки осуществляются путем приобретения конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь по решению или поручению Президента Республики Беларусь (то есть когда проводится неконкурентная процедура) (п. 11, 12 перечня);

3) определены лица, для которых действуют специальные правила участия, в частности в ситуации, когда для субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении процедуры государственных закупок заказчиком (организатором) выделяется лот, по которому вправе участвовать только указанные субъекты. При этом выделение лота возможно по видам товаров (работ, услуг), определенных в перечне товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном постановлением N 778, при условии, если такие субъекты предлагают товары (работы, услуги) собственного производства и если предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам). Лот для субъектов малого и среднего предпринимательства формируется в размере не более 10% объема (количества) предмета государственной закупки.

В нормах национального законодательства приведенные выше ограничения участия и запреты на участие носят закрытый характер. Иные основания для отклонения предложения участника по причине невозможности его участия недопустимы. В частности, не могут быть отклонены предложения участников процедур государственных закупок по той причине, что:

  • учредителем двух участников одной процедуры государственных закупок является одно физическое или юридическое лицо, к примеру, в процедуре государственных закупок участвуют два частных унитарных предприятия, учредителем которых выступает одно физическое лицо;
  • участники одной процедуры государственных закупок являются участниками одного холдинга, государственного объединения, концерна и т.п.;
  • участники одной процедуры государственных закупок являются дочерними унитарными предприятиями по отношению друг к другу или к заказчику (организатору) и иное.

Такие категории, как аффилированность лиц (физических или юридических), участие в одном организационном объединении и тому подобные, в процедурах государственных закупок не имеют правового значения для целей отклонения предложений, запрета на участие или ограничения участия. В случае если выявлены элементы неконкурентных действий, не нарушающих непосредственно Закон и его принципы (развитие добросовестной конкуренции), но нарушающих Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 N 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», то лицам, чьи права и законные интересы нарушены, необходимо использовать механизмы защиты прав, предусмотренные в указанном Законе.