Точка зрения: требования бюджетного законодательства к содержанию договора на государственную закупку

Особенностью государственных закупок действующее законодательство называет применение к отношениям, возникающим при их осуществлении, а также при заключении договора на государственную закупку, его исполнении, норм бюджетного законодательства ввиду наличия полностью или в части бюджетного финансирования или финансирования за счет средств государственных внебюджетных фондов. Так, в соответствии с п. 6 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон) порядок исполнения обязательств заказчиков по договорам на государственную закупку в части оплаты с использованием бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов определяется бюджетным законодательством.

Договор на государственную закупку отличается сложной, комплексной правовой природой. В зависимости от предмета договор на государственную закупку выступает основанием для возникновения обязательств в рамках гражданских правоотношений. К примеру, для договора на государственную закупку как основания для возникновения гражданско-правового обязательства характерно наличие существенных условий для целей признания его заключенным. Для определения последних применяются правила Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) и иных актов законодательства, устанавливающие существенные условия того или иного вида договора (ст. 402 ГК).

Наряду с этим договор на государственную закупку является основанием для возникновения бюджетных обязательств, то есть расходных обязательств, полученных и принятых получателем бюджетных средств и (или) подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году за счет средств соответствующего бюджета (подп. 1.11 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее — БдК)).

Таким образом, двойственный характер правоотношений, возникающих на основании договора на государственную закупку, обусловливает и специальные требования к договору на государственную закупку как основанию возникновения бюджетных обязательств, которые установлены наряду с общегражданскими.

Правовая конструкция договора на государственную закупку как некой общей категории, реализуемой по результатам проведения процедур государственных закупок, предполагает установление обязательных условий, предусмотренных для данного договора Законом, которые, как представляется, с точки зрения формулировки, содержащейся в ч. 2 п. 1 ст. 402 ГК, можно квалифицировать как существенные <1>. К таким обязательным условиям относятся ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных этим договором, порядок оплаты и осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором (п. 2 ст. 25 Закона).

<1> Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Помимо этого, для заключения договора на государственную закупку как основания возникновения бюджетных обязательств получателей бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов должны быть соблюдены следующие правила.

Во-первых, в соответствии с абз. 3 п. 9 Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 N 66 (далее — Инструкция), для осуществления расчетов по принятым бюджетным обязательствам получатель бюджетных средств в орган государственного казначейства представляет помимо прочего договор закупки товаров (работ, услуг), оплачиваемый за счет бюджетных средств полностью или частично, и документы, составляющие его неотъемлемую часть.

Одновременно п. 9-1 Инструкции установлено, что оплата расходов со счетов органов государственного казначейства осуществляется по обязательствам получателей бюджетных средств, предусматривающим:

  • источники финансирования;
  • условия доставки, передачи товара, письменного уведомления поставщика о готовности товара к передаче;
  • общую сумму с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год в белорусских рублях. При этом при закупке импортных товаров (работ, услуг), приобретаемых у нерезидентов Республики Беларусь, допускается определение суммы обязательств в иностранной валюте либо в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.

Таким образом, приведенная в п. 9-1 Инструкции норма предусматривает необходимость указания в договоре на государственную закупку как обязательства получателей бюджетных средств тех условий, которые определены в названном пункте Инструкции. Причем приведенные условия являются обязательными с точки зрения их буквального толкования.

Во-вторых, наличие бюджетных обязательств также предполагает необходимость осуществления контроля за целевым, эффективным использованием бюджетных средств, обоснованностью и целесообразностью использования средств. Так, обязательства, не обеспеченные бюджетными ассигнованиями, а также принятые организациями с нарушением требований, установленных БдК и соответствующим законом Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год, не являются бюджетными обязательствами и расходы республиканского бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются.

В свою очередь, наличие бюджетных ассигнований должно быть подтверждено отметкой территориального органа государственного казначейства, проставленной в установленном порядке на предъявленных к регистрации договорах и иных соглашениях (ч. 2 п. 2 ст. 109 БдК). Тем самым подтверждение наличия бюджетных ассигнований осуществляется при предъявлении к регистрации в территориальный орган государственного казначейства договора и иного соглашения, что, в свою очередь, применительно к сфере государственных закупок означает предъявление в казначейство уже заключенного договора на государственную закупку для подтверждения наличия бюджетных ассигнований.

С точки зрения ответственности за нарушение бюджетного законодательства необходимо учитывать п. 1 ст. 138 БдК. Принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства. Под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать использование бюджетных средств с нарушением требований, установленных БдК и иными актами бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств. Мера воздействия на виновного субъекта в данном случае — приостановление или ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств либо взыскание в бесспорном порядке в доход соответствующего бюджета полученных бюджетных средств с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату взыскания за каждый день с даты такого использования по дату возмещения (взыскания) (п. 2 ст. 138 БдК).

Таким образом, заказчику (организатору) при разработке проекта договора на государственную закупку для включения его в состав документов, представляемых участникам для подготовки и подачи предложений, необходимо учесть как существенные условия того или иного вида (разновидности) договора, установленные в нормах гражданского законодательства, так и обязательные условия, установленные в Законе, для договора на государственную закупку, а также соблюсти требования Инструкции в части включения сведений для исполнения бюджетных обязательств.

При заключении договора на государственную закупку с участником-победителем или участником процедуры закупки из одного источника также необходимо учитывать порядок принятия бюджетных обязательств и подтверждения наличия бюджетных ассигнований, установленный БдК и Инструкцией, поскольку даже при правильном проведении процедур государственных закупок и соблюдении правил заключения договора на государственную закупку нарушение порядка принятия бюджетных обязательств является основанием для применения мер ответственности в отношении получателя. В частности, принятие бюджетных обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства.

В данном случае подчеркнем, что если обязательства не обеспечены бюджетными ассигнованиями, но имеются иные источники финансирования таких обязательств, за счет которых обязательства могут быть исполнены, то ответственность не применяется. Более того, в п. 2 ст. 137 БдК содержится специальная норма на тот случай, когда получателем использованы для оплаты обязательств собственные средства. Так, не являются использованием бюджетных средств не по целевому назначению получение и направление в течение финансового года (с согласия Министерства финансов Республики Беларусь, местного финансового органа) бюджетных средств их получателями на восстановление собственных средств, израсходованных (с соблюдением процедур, предусмотренных при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета и внешних государственных займов) на покрытие затрат, финансирование которых осуществляется согласно плановым бюджетным ассигнованиям в соответствии с бюджетными сметами за счет (или с участием) бюджетных средств, но произведено несвоевременно, а также неверное отражение расходов по экономической классификации расходов бюджета при сохранении адресной направленности.