Государственная политика Республики Беларусь строится с учетом признания детства важным этапом жизни человека и основывается на принципе, закрепленном международными и внутренними нормативными правовыми актами, согласно которому во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка <1>.
<1> Пункт 1 ст. 3 Конвенции Организации Объединенных Наций «О правах ребенка» (заключена в г. Нью-Йорке 20.11.1989).
Создание благоприятных условий для безопасной жизнедеятельности детей, оздоровление социальной среды, позволяющей удовлетворять разнообразные потребности ребенка без угрозы для его благополучия, являются важнейшей задачей государства. Большое значение при реализации такой задачи имеет профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводимая в Республике Беларусь всеми заинтересованными органами на системной основе.
Одной из форм работы в данном направлении является выявление и предупреждение административных правонарушений.
В результате этой работы в последние годы значительно улучшились показатели преступности и административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, и социального сиротства.
Так, количество преступлений, совершенных подростками, снизилось почти в три раза с 9096 в 2005 году до 3220 в 2012 году. Количество административных правонарушений несовершеннолетних снизилось с 29029 в 2008 году до 23328 в 2012 году. Значительная положительная динамика наблюдается и по итогам первого полугодия 2013 года.
Несмотря на снижение абсолютных показателей преступности несовершеннолетних, все более острыми становятся проблемы, связанные с алкоголизацией и наркотизацией молодежной среды. При этом наблюдается устойчивая тенденция к омоложению потребителей спиртного и наркотиков.
Помимо деятельности, проводимой соответствующими государственными органами, важная роль в профилактике и преодолении вышеупомянутых проблем отводится родителям и их законным представителям, осуществляющим воспитание детей.
Под воспитанием следует понимать целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями <2>.
<2> Василевич, Д.Г. Ответственность родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2013.
В словаре В.Даля слово «воспитывать» означает заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его, научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно <3>.
<3> Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. — М., 1989.
Большое значение для надлежащего воспитания детей имеют условия их жизни, личностные особенности родителей, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье (психологический климат), готовность всех членов семьи удовлетворить потребности детей.
По мнению специалистов, главной причиной криминального поведения несовершеннолетних является наличие негативных факторов в семейной сфере. Сотрудниками милиции, педагогами, работниками социальных служб постоянно выявляются тысячи подростков, находящихся в неблагоприятных для проживания и воспитания условиях.
Поэтому законодатель уделяет большое внимание вопросам ответственности родителей за воспитание детей, что находит нормативное закрепление в целом ряде нормативных правовых актов.
Так, ст. 32 Конституции Республики Беларусь предусматривается, что родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их развитии и обучении.
За родителями в соответствии со ст. 65 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС) признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей, а ч. 1 указанной статьи закрепляет обязанность содействовать реализации прав и законных интересов детей.
Статья 67 КоБС определяет критерии ненадлежащего воспитания и содержания детей. Так, воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.
Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
- ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
Пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» закреплено, что дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
Ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию детей предусмотрена ст. 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), согласно которой невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин; то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
Правом составления протоколов об административном правонарушении по ст. 9.4 КоАП наделены органы внутренних дел. Дела по указанной статье КоАП рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних районных (городских) исполнительных комитетов и районных администраций (далее — КДН).
Вопросы законности и обоснованности применения мер ответственности к несовершеннолетним, их родителям или лицам, их заменяющим, находятся на контроле органов прокуратуры.
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что со стороны органов, ведущих административный процесс, имеются многочисленные нарушения административного и административно-процессуального законодательства.
1. Наиболее существенные и системные нарушения требований законодательства, прав и законных интересов граждан имеют место при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.4 КоАП, в отношении родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних правонарушителей.
При составлении протоколов об административном правонарушении по ст. 9.4 КоАП органы внутренних дел обязаны установить факт недостаточного родительского внимания, выразившегося в ненадлежащем воспитании и, как следствие, повлекшего совершение ребенком противоправного деяния.
Повсеместно при привлечении родителей несовершеннолетнего к административной ответственности по ст. 9.4 КоАП не выясняются условия жизни и воспитания детей, а также не устанавливается причинно-следственная связь между невыполнением обязанностей по воспитанию детей и совершением ими деяний, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения. В результате родители несовершеннолетних привлекаются к административной ответственности по формальным основаниям исключительно в связи с тем, что их дети, не достигшие возраста привлечения к административной или уголовной ответственности, совершили правонарушения.
К примеру, постановлением КДН Н-го городского исполнительного комитета З. признана виновной в том, что не выполняла обязанности по воспитанию несовершеннолетнего сына, который распивал пиво в общественном месте, то есть совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.3 КоАП, до достижения возраста административной ответственности. Гражданка З. привлечена к административной ответственности в виде предупреждения. Из материалов административного дела следует, что ее сын характеризуется положительно, родители должным образом занимаются его воспитанием. Однако в момент совершения административного правонарушения подросток получал среднее специальное образование и проживал не с родителями, а в общежитии учебного заведения в другом городе.
Значительное количество протестов, в том числе по жалобам граждан, приносится прокурорами на постановления по делам об административных правонарушениях именно по этому основанию.
2. Допускаются случаи привлечения к административной ответственности до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
Так, постановлением КДН М-го районного исполнительного комитета от 11.04.2013 к административной ответственности по ст. 17.9 КоАП привлечена несовершеннолетняя К., 01.09.1997 года рождения. В соответствии со ст. 4.3 КоАП административная ответственность за данное правонарушение, предусмотренное ст. 17.9 КоАП, наступает с 16 лет, которых К. не достигла.
Имеются факты нарушения ст. 4.6 КоАП, в соответствии с которой на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде штрафа.
В частности, в нарушение требований ч. 2 ст. 4.6 КоАП постановлением КДН К-го районного исполнительного комитета наложено административное взыскание в виде штрафа на несовершеннолетнего П., который является учеником средней школы и не имеет самостоятельного заработка или иного дохода.
3. Согласно ст. 9.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) административный процесс по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 4.5 КоАП, начинается только по требованию потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
Статья 4.5 КоАП определяет деяния, влекущие административную ответственность по требованию, к которым относятся деяния, предусмотренные ст. 9.1, 9.2, 9.3, 10.7 КоАП.
При проведении проверки в материалах дел об административных правонарушениях по ст. 9.1, 9.2, 9.3, 10.7 КоАП установлены факты, когда отсутствуют заявления потерпевших либо законных представителей о привлечении лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.
В частности, прокурором выявлен факт привлечения к административной ответственности родителя несовершеннолетнего Б., в действиях которого усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 КоАП, но на момент совершения правонарушения он не достиг возраста для привлечения к административной ответственности.
В материалах дела отсутствовало требование потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.
4. Имеют место случаи нарушения порядка наложения административных взысканий по совокупности правонарушений, предусмотренного ст. 7.4 КоАП.
Так, при совершении двух или более административных правонарушений, образующих совокупность, основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности.
В случаях совершения нескольких административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом, ведущим административный процесс, указанный орган, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, окончательно определяет административное взыскание за совершенные административные правонарушения путем полного или частичного сложения.
Постановлением КДН Б-го районного исполнительного комитета за совершение несовершеннолетним Т. правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 КоАП, наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 5 базовых величин, за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.12 КоАП, — в виде предупреждения. Окончательно определяя административное взыскание по совокупности правонарушений, КДН не применила принцип сложения административных взысканий и определила несовершеннолетнему лишь взыскание в виде штрафа в размере 5 базовых величин.
5. Имеются многочисленные случаи нарушения предусмотренных ст. 7.6 КоАП сроков привлечения органами, ведущими административный процесс, к административной ответственности виновных лиц (не позднее двух месяцев со дня административного правонарушения; за совершение длящегося административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня административного правонарушения обнаружения).
Нарушение указанных сроков влечет отмену постановлений о наложении административных взысканий по жалобам (протестам прокуроров), несмотря на наличие противоправных деяний со стороны виновных лиц.
6. При подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними и их законными представителями, не во всех случаях в полном объеме органами внутренних дел выяснялись обстоятельства, подлежащие доказыванию в силу требований ч. 1, 2 ст. 6.2 ПИКоАП.
В частности, нередки случаи привлечения к ответственности несовершеннолетних на основании составленных в отношении их протоколов об административном правонарушении, основывающихся лишь на протоколах опроса несовершеннолетних.
7. Не всегда органами внутренних дел соблюдаются сроки подготовки дел об административных правонарушениях к рассмотрению, что порой приводит к прекращению дел за истечением сроков наложения административного взыскания.
Согласно ст. 10.1 ПИКоАП подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса.
В таких случаях дела подлежат прекращению за истечением сроков наложения административного взыскания, а подростки избегают ответственности за совершенные правонарушения.
В большинстве районов имеются нарушения сроков направления дел об административных правонарушениях органу, ведущему административный процесс в соответствии со ст. 10.30 ПИКоАП.
Нарушается пятнадцатидневный срок, предусмотренный ст. 11.2 ПИКоАП для рассмотрения КДН дел об административных правонарушениях.
8. При ведении административного процесса имеют место факты нарушения законодательства при окончании подготовки дела к рассмотрению, то есть вынесение постановлений о прекращении дел об административных правонарушениях, при отсутствии обстоятельств, являющихся основанием для прекращения дел.
Это вызывает необходимость принесения прокурорами протестов на незаконные постановления и проведения дополнительной проверки в отношении совершенных правонарушений.
9. При составлении протоколов об административных правонарушениях должностными лицами органов внутренних дел имеют место случаи несоблюдения требований ст. 10.2 ПИКоАП.
Распространенными нарушениями являются отсутствие в протоколах сведений о месте, времени и обстоятельствах совершенного правонарушения, неправильные ссылки на части статей КоАП.
10. В ряде случаев КДН решения принимались без ссылки на статью КоАП, предусматривающую ответственность, а обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в постановлениях фиксировались неполно либо не фиксировались вообще.
Комиссиями по делам несовершеннолетних не всегда дается надлежащая правовая оценка действиям лиц, в отношении которых ведется административный процесс, что влечет за собой вынесение незаконных либо необоснованных решений.
Примечателен случай привлечения к административной ответственности за управление трактором в состоянии алкогольного опьянения несовершеннолетнего И. на основании постановления КДН И-го районного исполнительного комитета.
Органом, осуществляющим подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению (ОГАИ И-го РОВД), в протоколе об административном правонарушении ошибочно указано иное отчество лица, совершившего правонарушение. КДН, рассматривая административное дело, также, не выяснив должным образом данные лица, в отношении которого велся административный процесс, привлекла к административной ответственности этого гражданина с указанием иного отчества.
В течение календарного года И. был задержан за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Законодательством (ч. 1 ст. 317-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь) предусмотрена уголовная ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Однако в связи с допущенными нарушениями требований законодательства, в результате чего гражданин не был привлечен к административной ответственности за первое правонарушение, в возбуждении уголовного дела отказано. Таким образом, несоблюдение требований ПИКоАП органами внутренних дел и КДН способствовало избежанию И. уголовной ответственности.
11. Повсеместно нарушается порядок опроса несовершеннолетних, предусмотренный ст. 10.11 ПИКоАП. Как правило, несовершеннолетние в возрасте до 14 лет опрашиваются в присутствии родителей без участия педагога.
КДН допускались факты необоснованного и несвоевременного возврата протоколов в РОВД. Так, в большинстве случаев вопрос возврата материала решался на заседании КДН, а не в ходе подготовки дела к его рассмотрению. В некоторых случаях возврат являлся необоснованным, что впоследствии влекло прекращение дела об административном правонарушении по причине истечения сроков привлечения к ответственности.
12. КДН недостаточно активно используется право, предоставленное ст. 10.31 ПИКоАП, на внесение предложений об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению. Такие предложения в целом по республике носят единичный характер, несмотря на наличие оснований.
Вместе с тем следует отметить, что упомянутые предложения содержат лишь статистическую информацию о совершенных учащимися правонарушениях, причины и условия совершения правонарушений не отражены. В резолютивной части предложений от учреждений образования требуется представить сведения о проводимой в последующем с учащимися, совершившими правонарушения, работе.
13. В ходе проверки выявлены факты рассмотрения КДН дел об административных правонарушениях с нарушением требований, предусмотренных ст. 11.3-1 ПИКоАП, о соединении дел об административных правонарушениях.
Согласно требованиям указанной статьи в одном административном процессе могут быть соединены дела об административных правонарушениях:
- о нескольких административных правонарушениях, совершенных одним лицом, если они подведомственны одному и тому же суду, органу, ведущему административный процесс;
- о совершении одного и того же административного правонарушения физическим и юридическим лицом;
- о совершении одного и того же административного правонарушения совместно двумя или более физическими лицами;
- начатые по встречным заявлениям о совершении административных правонарушений, ответственность за которые наступает по требованию потерпевшего либо законного представителя.
О соединении дел об административных правонарушениях выносится постановление органа, ведущего административный процесс, у которого находится одно из рассматриваемых дел об административных правонарушениях.
14. При рассмотрении дела об административном правонарушении участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного, в отношении которых ведется административный процесс, обязательно.
В нарушение требований ч. 1 ст. 11.4 ПИКоАП имеют место факты рассмотрения дел об административных правонарушениях в отсутствие лиц, в отношении которых ведется административный процесс, а также их законных представителей.
Ряд проблем имеется в соблюдении порядка вызова лиц, в отношении которых ведется административный процесс, для участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях. Подходы к организации этой работы не всегда позволяют установить наличие уважительных причин, препятствующих явке физического лица по вызову в назначенный срок. Важная проблема в практике КДН — отправление повестки простой корреспонденцией, без обратного уведомления о получении повестки.
Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 11.4 ПИКоАП в случае признания вины лицом, в отношении которого ведется административный процесс, или при подаче письменного ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без его участия. Описанная практика в принципе обоснованна и отвечает требованиям законодательства, поскольку излишнее затягивание административного процесса (осуществление привода, повторный вызов) может повлечь нарушение сроков рассмотрения дела об административном правонарушении и истечение сроков наложения административного взыскания.
Однако практика рассмотрения дела без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс, как правило, идет по принципу безусловного привлечения его к административной ответственности без полного исследования имеющихся в деле доказательств. Также подобный подход к рассмотрению дел не отвечает одной из основных целей административного процесса, такой как профилактическое воздействие в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
15. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязано выяснить обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренные ст. 11.6 ПИКоАП.
Вместе с тем органом, ведущим административный процесс, не во всех случаях в полной мере принимаются во внимание обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Так, во всех постановлениях КДН К-го районного исполнительного комитета по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении несовершеннолетних, в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность лиц, в отношении которых ведется административный процесс, указан их несовершеннолетний возраст. Вместе с тем из материалов ряда дел об административных правонарушениях усматривается, что лица, в отношении которых велся административный процесс, признавали свою вину, в содеянном раскаялись, однако это обстоятельство не признано смягчающим ответственность обстоятельством.
Согласно ч. 4 ст. 7.3 КоАП отягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.
В силу диспозиции ч. 3 ст. 17.3 КоАП административная ответственность за распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения наступает после совершения действий, предусмотренных ч. 1 и 2 указанной статьи, повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
КДН Ч-го района к административной ответственности по ч. 3 ст. 17.3 КоАП привлечен несовершеннолетний Г. В нарушение требований ч. 4 ст. 7.3 КоАП в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность несовершеннолетнего, учтено привлечение последнего к ответственности за аналогичное правонарушение повторно в течение года.
Такая практика сложилась повсеместно.
16. Не во всех случаях постановления по делу об административном правонарушении соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 11.9 ПИКоАП.
В частности, в некоторых постановлениях КДН не указаны дата и место совершения административного правонарушения, неправильно указана дата рождения правонарушителя.
17. Постановление о привлечении к административной ответственности объявляется правонарушителю немедленно по окончании рассмотрения дела. Однако имеют место нарушения требований ч. 2 ст. 11.11 ПИКоАП относительно вручения копии постановления в течение пяти дней лицу, в отношении которого оно вынесено. Копии постановлений вручаются таким лицам по истечении пятидневного срока, заказной почтой не высылаются.
Нарушения указанного порядка могут лишить лиц, привлеченных к административной ответственности, права на обжалование ввиду истечения установленного срока для подачи жалобы.
18. Имеют место нарушения порядка обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 12.2 ПИКоАП.
Так, КДН Л-го районного исполнительного комитета в нарушение требований вышеуказанной статьи приняла к рассмотрению жалобу на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего Ш. и не перенаправила ее в районный исполнительный комитет либо в суд, как того требует норма соответствующей статьи.
19. Имеются многочисленные факты привлечения к административной ответственности несовершеннолетних органами внутренних дел, что противоречит требованиям ст. 3.5 ПИКоАП.
Указанные постановления подлежат отмене, а дела — направлению на новое рассмотрение в КДН соответствующих районных (городских) исполнительных комитетов и районных администраций.
20. Зачастую сотрудниками территориальных подразделений ГАИ принимаются решения о привлечении подростков к административной ответственности за совершение ими правонарушений, связанных с безопасностью движения и эксплуатации транспорта, без составления протокола об административном правонарушении на основании ст. 10.3 ПИКоАП в отсутствие законного представителя, что нарушает права несовершеннолетнего как особого субъекта административного права, требующего равного участия в процессе и его законного представителя.
21. Имеются также нарушения требований, предъявляемых к процедуре административного задержания несовершеннолетних, в том числе обеспечивающих соблюдение сроков такого задержания и порядка уведомления об этом законных представителей подростков, что предусмотрено ст. 8.2, 8.4 ПИКоАП.
Выводы и предложения по совершенствованию законодательства и организации ведения административного процесса в отношении несовершеннолетних
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в деятельности органов, ведущих административный процесс в отношении несовершеннолетних, их родителей и лиц, их заменяющих, имеются многочисленные недостатки и упущения, а также нарушения требований законодательства об административной ответственности. В рассматриваемой сфере правоотношений не всегда обеспечиваются права и интересы граждан.
КДН недостаточно внимания уделяют проблемам правоприменительной практики при ведении административного процесса. На постоянной основе не анализируется обоснованность и законность решений по делам об административных правонарушениях, принимаемых нижестоящими КДН. Слабо налажены их организационно-методическое обеспечение и система обучения должностных лиц, реализующих соответствующие полномочия в административном процессе.
Органы, ведущие административный процесс, при привлечении родителей к административной ответственности по ст. 9.4 КоАП не выясняют условия жизни и воспитания детей, а также не устанавливают причинно-следственную связь между невыполнением обязанностей по воспитанию детей и совершением ими деяний, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения, а также выносят решения без учета психического отношения несовершеннолетнего к совершенному им противоправному деянию, а также того, было оно совершено умышленно или по неосторожности.
Остается актуальной проблема привлечения к административной ответственности законных представителей несовершеннолетних за ненадлежащее их воспитание, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос о совершенствовании административного законодательства. Для этого необходимо проанализировать практику привлечения родителей к административной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей.
Так, согласно складывающейся практике КДН при отсутствии доказательств, свидетельствующих о невыполнении родительских обязанностей, принимаются решения о прекращении дела об административном правонарушении за недоказанностью виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Во многом такая ситуация сложилась из-за недостаточности правового регулирования ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей по ст. 9.4 КоАП.
Анализ действующего законодательства в этой сфере свидетельствует о том, что ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за ненадлежащее воспитание детей реализована не в полной мере.
Не предусмотрена административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, и в тех случаях, когда их действия (бездействие) влекут нахождение детей в социально опасном положении по основаниям, установленным абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 67 КоБС, в то время как по основаниям абз. 3 ч. 3 указанной статьи КоБС установлена административная ответственность по ч. 1 ст. 9.4 КоАП.
В целях устранения и профилактики указанных выше нарушений предлагаем:
- решить вопрос о целесообразности внесения изменений и дополнений в ст. 9.4 КоАП;
- рассмотреть вопрос о формировании единой системы учета работы КДН по ведению административного процесса;
- разработать комплекс мер, направленных на повышение аналитического и организационно-методического обеспечения деятельности по ведению административного процесса.