Убеждение и принуждение как факторы противодействия насилию в семье

В любом современном государстве, в том числе в Республике Беларусь, остается актуальной проблема насилия в семье. Это подтверждается значительным числом преступлений и других правонарушений, совершаемых на семейно-бытовой почве. Поэтому если удастся научить близких людей, членов семьи мирно разрешать возникающие между ними конфликты, это будет способствовать укреплению правопорядка, профилактике правонарушений, оздоровлению обстановки в семьях, сделает людей более счастливыми. На наш взгляд, государственным и общественным структурам полезно обратить внимание на следующие направления деятельности.

С ранних лет (в детских дошкольных и школьных учреждениях) необходимо учить детей уважать права других граждан, уметь разрешать конфликтные ситуации посредством конструктивного диалога, уметь слышать аргументы другой стороны. В связи с этим более эффективной должна быть работа психологов в школах как с учениками, так и с их родителями. Нередки случаи, когда после вызова в школу родителей последние вместо обстоятельной беседы с ребенком дома прибегают к физическому воздействию. Поэтому на родительском собрании помимо классного руководителя должен присутствовать психолог, который бы участвовал в этой встрече и мог бы с учетом темперамента и характера ученика предложить родителям конкретные рекомендации как заинтересовать ученика в учебе и надлежащем поведении. То есть по существу классный руководитель вместе с психологом должны предложить родителям программу действий. Известно, что именно из-за рукоприкладства родителей или их безразличного отношения к своим детям, они нередко идут на совершение противоправных действий или даже на самоубийство.

Еще более пристальное внимание к учащимся со стороны специалистов в области психологии должно быть уделено в средних специальных учебных заведениях. По сравнению с высшими учебными заведениями здесь больше совершается правонарушений, в том числе с применением физического насилия по отношению к другим учащимся.

Необходимо повысить эффективность работы комиссий по делам несовершеннолетних, исключить формализм в их работе, не допускать «поточное» рассмотрение дел об административных правонарушениях, ослабление контроля над теми лицами, которые комиссией по делам несовершеннолетних уже привлекались к ответственности.

Статистика свидетельствует, что преобладающее число убийств совершается либо знакомыми, либо членами семьи или близкими родственниками, при этом удельный вес убийств в сельской местности в несколько раз выше, чем в городской. Это также повод для размышления. На наш взгляд, на описанной ситуации отрицательно сказывается ряд факторов. В частности, чрезмерное употребление спиртных напитков, в особенности низкого качества, неорганизованность досуга, слабая воспитательная работа, сохраняющиеся еще ранее сложившиеся исторически традиции и стереотипы поведения в семье, в соответствии с которыми власть родителя (обычно отца) является беспрекословной, а за ее нарушение возможно физическое наказание.

Конечно, следовать по западному образцу, когда за применение физического наказания у родителей отбираются дети и помещаются на государственное обеспечение, нельзя.

Известно, что в Республике Беларусь почти каждый второй брак расторгается. Вследствие этого независимо от количества прожитых совместно лет нередки конфликты между бывшими супругами на почве личных неприязненных отношений, раздела совместно нажитого имущества и по другим причинам субъективного характера. Часто ситуация усугубляется спорами относительно раздела жилья. Способствовать мирному, цивилизованному разрешению ситуации при разводе супругов может более широкое внедрение в практику брачных контрактов. Полагаем, что ориентировать на их заключение могли бы органы записи актов гражданского состояния при подаче заявлений о заключении брака.

Законодательством предусмотрен срок для примирения супругов. Однако супругам в течение этого срока необходимо оказывать квалифицированную психологическую помощь с целью сохранения семьи либо цивилизованного развода. Поэтому и в этом случае необходимо отметить немаловажную роль психолога, должность которого могла бы быть включена в штатное расписание отдела записи актов гражданского состояния.

Безусловно, предупреждать насилие в семье призваны не только меры убеждения, о которых указывалось выше, но и меры принуждения. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее — УК) предусмотрены соответствующие санкции за посягательства на жизнь и здоровье других лиц, в том числе детей.

Юридической обязанностью родителей является забота о своих детях. К сожалению, в жизни много примеров ненадлежащего исполнения родителями указанной обязанности. Тогда заботу о детях берет на себя государство с возложением обязанности на родителей возмещать затрачиваемые государством расходы на содержание детей. Обычно такие родители ведут асоциальный образ жизни, уклоняются от работы. В связи с этим предусматривается административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность за непринятие мер по возмещению государству расходов на детей. Напомним, что в 2006 году был издан Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет), которым предусмотрено повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей. Согласно Декрету дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении (п. 1). Можно отметить позитивное значение Декрета. Он позволил систематизировать работу всех государственных органов, направленную на обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, и таким образом уберечь детей от насилия в неблагополучных семьях. Результаты выразились в сокращении преступлений и иных правонарушений со стороны несовершеннолетних детей. Вместе с тем необходимо и дальше обеспечивать надлежащую слаженную работу заинтересованных органов, быстрый обмен информацией между ними с целью оказания своевременной, полной и квалифицированной помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

В целях обеспечения возмещения расходов государства на содержание детей Декретом установлено, что обязанное лицо не может быть уволено с работы до полного погашения расходов по содержанию детей, за исключением случаев, предусмотренных в п. 1 (кроме сокращения численности или штата работников), 2, 8 статьи 42, п. 1, 2, 5, 6 ст. 44 и п. 2, 4 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь. Декретом также предусмотрено право обязанного лица самостоятельно находить более высокооплачиваемую работу и переходить на работу в этом случае к другому нанимателю по согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите. Декретом предусмотрены меры по контролю за трудоустройством лица, которое было уволено по указанным выше основаниям.

Кроме того, ст. 9.27 КоАП установлена ответственность за уклонение родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, от трудоустройства по судебному постановлению, повлекшее неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению таких расходов. В примечании к ст. 9.27 КоАП разъяснено, что под уклонением от трудоустройства по судебному постановлению понимаются уклонение от явки в органы по труду, занятости и социальной защите, организации для трудоустройства, от прохождения медицинского осмотра, получения необходимых документов, а также иные виновные действия (бездействие), повлекшие неисполнение судебного постановления о трудоустройстве.

Отметим, что следовало бы в большей степени гармонизировать ст. 9.27 КоАП и ст. 174 УК. Например, до наступления уголовной ответственности по ст. 174 УК можно было бы предусмотреть административную ответственность по ст. 9.27 КоАП не только за уклонение от трудоустройства, но и за неявку до десяти дней на работу. На практике есть много примеров, когда обязанные родители трудоустраиваются, а затем совершают прогулы. Административный арест мог бы играть роль «отрезвляющей» меры. Тем более эти лица и в условиях отбывания данного наказания обязаны работать для возмещения расходов на содержание детей. В исправительных колониях не всегда имеется работа с соответствующим уровнем заработка. Кроме того, лишение свободы часто не способствует перевоспитанию человека.

В соответствии с гражданским процессуальным законодательством допускается удержание из заработной платы до 70 процентов для возмещения расходов на содержание детей. Полагаем, что размер удержаний следовало бы снизить, хотя бы до 50 процентов. Практика показывает, что никто из обязанных лиц не стремится быстро погасить задолженность перед государством. Можно было бы подумать о стимулировании желания указанных лиц работать по совместительству с сохранением получаемого по данному месту работы всего заработка или максимального удержания до 25 процентов. Если лицо имеет иные средства, из которых оно также может полностью или частично, например, в дополнение к удержаниям из заработной платы погашать расходы государства, то и не будет оснований для его трудоустройства на новое место работы, принимать иные меры.

Полагаем, что проблемы насилия в семье требуют проведения серьезных научных исследований. Однако уже на данном этапе очевидно, что следует усилить внимание, уделяемое профилактике правонарушений, при этом необходимо избегать проявлений формализма. Также следует повысить роль участковых инспекторов, которые должны стать в системе Министерства внутренних дел Республики Беларусь одной из ключевых фигур. Им надо создать более приемлемые условия для работы: должна быть повышена заработная плата, уменьшена обслуживаемая территория, также следует выработать такие критерии оценки их работы, которые бы содействовали сокращению правонарушений в долгосрочной перспективе. Повышению престижа работы участковых инспекторов могло бы способствовать ежегодное подведение итогов их деятельности, в том числе с учетом мнения граждан, проживающих на соответствующей территории. Лучших участковых инспекторов можно было бы поощрять существенными наградами, которые, безусловно, стимулировали бы их активную работу.