Участие белорусских субъектов хозяйствования в государственных закупках в Российской Федерации (часть 2)

1 (3). Запрос котировок (для контракта на сумму до 500 тыс.руб.).

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 72 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ)).

Заказчик размещает в единой информационной системе извещение и проект контракта не позднее чем за семь рабочих дней до истечения срока подачи заявок на участие. Если сумма государственной закупки (далее — госзакупки) не превышает 250000 рос.руб., он размещает указанные документы не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.

Указанное извещение должно быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе котировок бесплатно.

Одновременно заказчик может любыми средствами связи направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Заявка на участие подается в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать ее содержание, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, указанных в извещении о проведении запроса котировок.

Котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок, и в этот же день рассматривает и оценивает заявки.

В случае когда запрос котировок признан несостоявшимся из-за того, что все поданные заявки отклонены (часть 2 статьи 79 Закона N 44-ФЗ), заказчик продлевает срок их подачи.

2 (4). Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В определенных в российском законодательстве случаях государственный контракт может заключаться с единственным поставщиком. Такое размещение применяется в соответствии с параграфом 6 главы 3 Закона N 44-ФЗ. Следует отметить, что перечень случаев закупки у единственного поставщика является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» в случае осуществления закупки товаров у единственного поставщика государственные заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов производства Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан при изготовлении товаров. Указанное условие не действует в случае отсутствия на территориях Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан производства товаров, материалов или полуфабрикатов.

Выделим отдельные моменты, на которые следует обращать внимание белорусским субъектам хозяйствования, участвующим в госзакупках на территории Российской Федерации, такие как:

1) банковская гарантия. Банковская гарантия выдается участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (часть 3 статьи 44 Закона N 44-ФЗ).

Так, согласно части 1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ заказчик в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимает банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Следует помнить, что одним из условий для включения в указанный перечень является наличие у банка лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации. В случае если в соответствии с условиями, содержащимися в заявлении на выдачу банковской гарантии, она должна быть выдана другим банком, банк принципала (банк, обслуживающий клиента по операциям, связанным с выдачей банковской гарантии) направляет такому банку инструкции о выдаче банковской гарантии. В зависимости от условий выдачи гарантии банк вправе выдать в пользу гаранта свою контргарантию либо предоставить другое обеспечение.

Таким образом, хозяйствующий субъект Республики Беларусь может обратиться в обслуживающий его банк с соответствующим заявлением о предоставлении гарантии банка Российской Федерации для дальнейшего ее размещения в едином реестре банковских гарантий, выданных в обеспечение обязательств по исполнению государственных и муниципальных договоров (контрактов);

2) условия заключения контракта закупки. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Изменять контракт можно только в отдельных случаях (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.10.2015 N ОГ-Д28-13642).

Письмом Федеральной антимонопольной службы России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 «О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей» предусмотрены некоторые особенности для контракта, заключаемого по итогам проведения госзакупки.

В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 N 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов».

Часто резидентом Российской Федерации во внешнеторговом договоре устанавливаются сроки завершения внешнеторговых операций, превышающие сроки, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». В такой ситуации белорусский субъект хозяйствования вправе обратиться за разрешением продлить сроки завершения внешнеторговых операций в Национальный банк Республики Беларусь.

При рассмотрении обращений резидентов, участвующих в процедурах госзакупок на территории Российской Федерации, Национальный банк Республики Беларусь, как правило, максимально идет навстречу субъектам хозяйствования при выдаче соответствующих разрешений на срок, предусмотренный документацией о закупке.

Следует отметить, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» при заключении контрактов аванс не должен превышать 30%. Указаны также случаи, когда аванс устанавливается в ином размере. Например, по контрактам на оказание услуг связи он может составлять до 100%. Сторонам, заключающим контракт на условиях госзакупки, следует помнить, что, предусматривая в контракте положение об авансе, нужно соблюдать ряд условий. Размер аванса не должен превышать доведенные лимиты бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации.

С другой стороны, заказчик вправе включить в контракт условие о его оплате за вычетом неустойки. Такое условие, по мнению Федеральной антимонопольной службы России, не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ (часть 4 письма Федеральной антимонопольной службы России от 10.12.2015 N АЦ/70978/15 «О рассмотрении обращения»). В акте приемки результатов исполнения контракта необходимо отразить общую сумму оплаты, размер неустойки, основания ее применения и порядок подсчета, а также итоговую сумму;

3) квалификация участников. Следует внимательно изучать документы по закупке, т.к. в случае изменения потребительских, технических и экономических показателей (характеристик), используемых при описании предмета закупки, которые оказывают влияние на расширение либо сужение круга потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), можно предъявлять претензии об изменении предмета госзакупки. Часто эта ситуация создается искусственно в целях сузить круг участников процедуры закупки.

С другой стороны, заказчик обоснованно может потребовать представить дополнительно документы, подтверждающие опыт работы на рынке (референс-лист), сертификаты на продукцию и лицензии на виды деятельности, в отношении работ, услуг — свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности (в обязательном порядке, в случае если деятельность лицензируемая) либо сертификат работ и услуг собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами;

4) конкурсные документы. Следует внимательно изучить требования к документам, которые участникам необходимо представить на процедуру закупки: зачастую требуется заверение копий документов как в порядке собственного делопроизводства участника, так и нотариальное. Кроме того, к самой форме подачи предложения может быть предъявлено конкретное требование: в запечатанном конверте, в электронной форме и прочие;

5) преференциальная поправка.

При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных нужд путем проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств — членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15% в порядке, предусмотренном пунктами 4 — 7 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 названного приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств — членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от предложенной цены контракта (пункт 7 вышеуказанного приказа).

Статьей 58 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Отдельно следует остановиться на критериях отбора предложений участников. Как показывает практика, отбор предложений исключительно на основании предлагаемой цены не является достаточно эффективным подходом, хотя он и наиболее распространен. Становится все более очевидной необходимость устанавливать и применять дополнительные критерии для оценки поставщиков товаров и услуг, особенно при заключении договоров на долгосрочный период. Белорусским производителям, стремящимся поставлять свои товары на внешний рынок, необходимо со своей стороны тщательнее продумывать такие условия своих предложений, как сроки гарантии на продукцию или условия ее обслуживания, условия поставки и прочие условия, потенциально претендующие на роль критериев, существенно повышающих продаваемость предложения о товаре.

Введение государством новых требований к параметрам эффективности и экологической безопасности закупаемых на общественные нужды товаров позволяет обеспечить население более качественной продукцией, мотивировать поставщиков и производителей совершенствовать подходы к производству товаров, развивать экспорт, повышать уровень жизни граждан, экономить бюджетные средства и, конечно же, заботиться о состоянии окружающей среды.

Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

  • неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, информации о закупке, подлежащей размещению, или нарушения сроков такого размещения;
  • предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • осуществления заказчиками закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке;
  • неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно Закону 44-ФЗ обжалование может осуществляться:

  1. в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере федеральных закупок (Федеральная антимонопольная служба России);
  2. контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа;
  3. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;
  4. орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

Закон N 44-ФЗ позволяет обжаловать действие заказчиков в досудебном и судебном порядке. Срок рассмотрения жалобы Федеральной антимонопольной службой России составляет пять рабочих дней с даты поступления жалобы. Уполномоченным органом исполнительной власти по контролю за размещением государственных и муниципальных заказов в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» является Федеральная антимонопольная служба России.

Обжалование в государственных органах не является препятствием для обжалования в судебном порядке.

Напомним, что по результатам конкурса контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику (части 2 и 3 статьи 54 Закона N 44-ФЗ).

Отдельно следует указать также на то, что защита прав субъектов Евразийского экономического союза в случае, если существуют какие-либо законодательные ограничения в одной из стран-участниц для субъектов другой страны-участницы, может осуществляться в наднациональных органах (они могут обращаться в Евразийскую экономическую комиссию).

Так, например, Коллегией Евразийской экономической комиссии принято решение о необходимости отмены Российской Федерацией распоряжений Правительства Российской Федерации, предусматривающих в качестве обязательного условия при заключении контрактов на поставку вещевого имущества обязанность исполнителей соответствующих государственных контрактов осуществлять закупки камвольных тканей для производства форменной одежды у ООО «Брянский камвольный комбинат», так как данное ограничение приводило к невозможности ОАО «Камволь» (г. Минск) принимать участие в процедурах закупок по поставке тканей (Решение N 81 Коллегии Евразийской экономической комиссии «О необходимости отмены некоторых распоряжений Правительства Российской Федерации в сфере государственных (муниципальных) закупок» (принято в г. Москве 14.07.2015)).

Участникам госзакупок в Российской Федерации следует помнить также об ответственности за отказ от заключения контракта госзакупки в случае выбора победителем и за нарушение условий контракта.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 24.12.2014 N 02-02-07/66867 разъяснены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 2 статьи 4.1 Закона N 223-ФЗ информация о результатах исполнения договора вносится в реестр договоров в течение 10 дней со дня исполнения договора. Информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора, формируются и направляются в Федеральное казначейство России в течение десяти дней со дня исполнения договора в полном объеме (со дня, когда заказчиком приняты и оплачены все предусмотренные договором товары, работы, услуги). С 1 января 2016 г. к такой информации и документам должны прикладываться составленные в период исполнения договора документы, связанные с его исполнением, в том числе с исполнением отдельных его этапов. Направлять такие документы для включения в реестр по мере их составления заказчик обязан, только если подобный порядок предусмотрен положением о закупках.

Все новости об изменении законодательства о закупках и о проведении самих процедур закупок, а также о планируемых закупках товаров можно узнать на официальных сайтах, посвященных госзакупкам (сайты для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг; общественный портал госзакупок России).