Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление N 229) выгодно отличается от ранее принятых в этой сфере аналогичных нормативных актов тем, что не содержит много ограничений и предоставляет предприятиям право самостоятельно определять порядок проведения закупок за счет собственных средств, ориентируясь в первую очередь на специфику своей деятельности. Тем не менее некоторые ограничения могут повлечь сложности при практическом применении.
Это, в частности, относится к норме части третьей подп. 2.2 п. 2 постановления N 229, согласно которой закупки предприятиями товаров, работ и услуг с применением процедуры закупки из одного источника разрешено осуществлять только у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны. При этом в силу части четвертой подп. 2.2 п. 2 постановления N 229 под определение понятия «сбытовая организация (официальный торговый представитель)» подпадают организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные на реализацию товаров одним из следующих документов:
- договором с производителем товаров либо с государственным объединением, ассоциацией (союзом), в состав которых входит этот производитель;
- уставом государственного объединения, ассоциации (союза), в состав которых входят производители приобретаемых товаров;
- договором с управляющей компанией холдинга, участником которого является производитель приобретаемых товаров.
Следует отметить, что вышеуказанная норма содержит исключение в отношении поставщиков товаров, указанных в п. 4, 5, 18 — 68, 70 — 73, 75 — 80 перечня товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. N 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» (далее — постановление N 714). Это, в частности, уголь каменный, кокс и полукокс, чугун, ферросплавы и ряд изделий из металла (железа, меди, алюминия). Лица, относящиеся к сбытовым организациям (официальным торговым представителям), реализующим данную продукцию, определяются в соответствии с абзацем третьим части четвертой подп. 2.2 п. 2 постановления N 229 с учетом положений постановления N 714.
Приведенная в постановлении N 229 дефиниция термина «сбытовая организация (официальный торговый представитель)» представляется достаточно сложной. Более того, как сказано выше, в отношении части товаров следует учитывать и аналогичное определение сбытовой организации, содержащееся в постановлении N 714, что еще больше усложняет понимание данной нормы рядовым специалистом организации.
Вводя ограничение на участие в процедуре закупки из одного источника лиц, не являющихся производителями товаров или их официальными представителями, правительство, несомненно, преследовало цель сократить количество посредников в торговой цепочке между производителем и непосредственным потребителем товара, с тем чтобы избежать завышения цен при проведении неконкурентной процедуры, а именно процедуры закупки из одного источника.
Напомним, что в соответствии с подп. 2.2 п. 2 постановления N 229 процедура закупки из одного источника — способ выбора поставщика, при котором организация предлагает заключить договор на закупку только одному поставщику. Однако применяться такая процедура может в строго определенных случаях, а именно если:
- возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения;
- организация, осуществившая закупку, установила, что дополнительную закупку в объеме, не превышающем объема первоначальной, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами следует произвести у того же поставщика;
- конкурентная процедура закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение нецелесообразно.
При проведении дополнительной закупки определенного товара у поставщика, с которым ранее был заключен договор, для обеспечения совместимости с ранее приобретенным товаром не будет иметь значения, является поставщик производителем, его официальным торговым представителем или нет. Даже если этот поставщик не будет производителем закупаемого товара или сбытовой организацией, такая закупка не нарушит норму части третьей подп. 2.2 п. 2 постановления N 229, поскольку подпадает под содержащееся в ней исключение.
При применении на практике первого и третьего из вышеприведенных случаев проведения процедуры закупки из одного источника у организации могут возникнуть некоторые сложности, если не поступят предложения производителей или их сбытовых организаций.
Фактически постановление N 229 не запрещает закупку товара у так называемых посредников, но только тогда, когда закупка у производителей или их сбытовых организаций экономически нецелесообразна или невозможна.
На практике это происходит, если, например, в организацию поступает предложение посредника с ценой товара ниже, чем цена, предложенная производителем или его сбытовой организацией. Безусловно, в данной ситуации закупка по более высокой цене у производителя будет экономически нецелесообразной. Кроме того, производители товара и их сбытовые организации могут вообще не представить своих предложений.
В любом случае предприятию, проводящему процедуру закупки из одного источника, необходимо подтвердить обоснованность заключения договора с посредником. Считаем, что в качестве обоснования могут быть представлены документы, подтверждающие направление в адрес производителей и их сбытовых организаций приглашений к участию в процедуре закупки из одного источника, и если предложения поступят — сравнительный анализ предложенных цен.
Аналогичный подход установлен постановлением N 229 и в отношении участия посредников в конкурентных процедурах закупок. Так, в соответствии с нормой части четвертой подп. 2.5 п. 2 постановления N 229 организация обязана отклонить предложение участника, не являющегося производителем или его сбытовой организацией, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя (сбытовой организации) и цена предложения посредника не ниже его цены.
Таким образом, на практике предложение посредника может отклоняться, только когда имеет цену равную или более высокую, чем цена предложения производителя или его сбытовой организации.