С 1 января 2011 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 25.06.2010 N 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ N 328), основной целью которого является максимально возможное сокращение сроков ликвидационного производства и повышение уровня удовлетворения требований кредиторов.
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа N 328 в процедуре ликвидационного производства в случае неполного удовлетворения требований кредиторов и (или) неполного проведения необходимых выплат оставшееся движимое, недвижимое имущество должника, а также его дебиторская задолженность, которые предлагались к продаже, но не были проданы (далее — нереализованное имущество должника), предлагаются антикризисным управляющим кредиторам в счет погашения их требований.
В настоящей статье с учетом практики применения и наиболее часто задаваемых антикризисными управляющими вопросов рассматриваются основные этапы, условия и возможные варианты оформления передачи нереализованного имущества кредиторам.
Главное, на что нужно обратить внимание, для передачи нереализованного имущества кредиторам необходимо наличие одновременно следующих условий:
- Вынесение хозяйственным судом решения об открытии в отношении должника ликвидационного производства.
- Имущество должника по результатам проведенных торгов не реализовано, в том числе по прямым договорам купли-продажи. То есть подпункт 1.3 пункта 1 Указа N 328 предполагает, что все мероприятия плана ликвидации по реализации имущества выполнены, все сроки для его продажи истекли.
- Требования кредиторов не удовлетворены или удовлетворены в неполном объеме.
При наличии указанных условий антикризисному управляющему (в целях выполнения возложенных задач по соразмерному удовлетворению требований кредиторов и ликвидации должника в установленные сроки) необходимо созвать собрание кредиторов для решения вопроса о принятии имущества кредиторами в счет погашения своих требований.
Собрание кредиторов созывается антикризисным управляющим в течение тридцати дней со дня проведения последнего аукциона по продаже этого имущества.
В случае если в соответствии со статьей 142 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) после открытия ликвидационного производства хозяйственным судом, собранием кредиторов или комитетом кредиторов в соответствии с законодательством будет установлен иной порядок продажи имущества должника (без проведения торгов), то срок, по истечении которого управляющий должен будет созвать собрание по вопросу принятия нереализованного имущества, может быть определен кредиторами непосредственно при решении вопроса о порядке и сроках реализации этого имущества.
Кроме того, в целях исключения случаев затягивания срока ликвидационного производства дату проведения собрания кредиторов по вопросу принятия нереализованного имущества кредиторами можно включить в план ликвидации должника.
Основными вопросами, которые необходимо вынести на рассмотрение кредиторов, являются:
- О принятии нереализованного имущества в счет погашения задолженности перед кредиторами.
- О распределении имущества между кредиторами и размере погашенных требований.
Рассмотрим каждый вопрос с точки зрения теории и практики.
1. Сама постановка вопроса о принятии нереализованного имущества является общей, и необходимо это для того, чтобы выяснить согласие кредиторов рассмотреть возможность принятия нереализованного имущества.
На практике возникает вопрос, влечет ли отказ кредитора от принятия имущества отказ и от самого требования и, как следствие, согласие с возможностью передачи этого имущества другому кредитору без какого-либо возмещения.
В соответствии со статьей 380 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения (в ликвидационном производстве это уплата денежных средств) отступного (передачей имущества) только по соглашению сторон. Поэтому отказ кредитора от принятия имущества означает только то, что кредитор отказывается от замены способа исполнения обязательства, а не от самого обязательства.
Если трактовать отказ кредитора от принятия имущества как автоматическое согласие с его передачей кредиторам следующих очередей, то велика вероятность жалоб на преимущественное погашение требований. В данном случае практика пошла по пути признания нарушения установленной очередности удовлетворения требований кредиторов со всеми вытекающими последствиями, вплоть до привлечения антикризисного управляющего к административной ответственности.
Так, должник «К» решением хозяйственного суда признан банкротом, открыто ликвидационное производство. Размер кредиторской задолженности составил 500000 руб. Стоимость нереализованного имущества — 50000 руб. На собрании присутствовали кредиторы, обладающие 90% голосов (10% — налоговый орган, 80% — кредитор пятой очереди). По вопросу о погашении кредиторской задолженности путем передачи имущества представитель кредитора третьей очереди голосовал «против», представитель пятой — «за». Решение принято большинством голосов. Из содержания протокола не следовало, что в начале имущество предлагалось кредитору третьей очереди и он отказался от данного имущества, а потом имущество предложено кредитору пятой очереди, который согласился его принять.
По результатам собрания кредиторов антикризисный управляющий передал кредиторам пятой очереди имущество в счет погашения задолженности.
По жалобе налогового органа Департаментом по санации и банкротству составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением хозяйственного суда антикризисный управляющий привлечен к административной ответственности по части 8 статьи 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов.
В соответствии с нормами Указа N 328 решение по вопросу принятия имущества принимается собранием кредиторов в порядке, установленном законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве), то есть согласно статье 55 Закона в зависимости от категории вопроса большинством голосов от:
- общего числа голосов конкурсных кредиторов;
- числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов.
При этом исходя из анализа норм Закона собрание кредиторов не компетентно рассматривать вопросы изменения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов (статья 33 Закона).
Таким образом, с одной стороны, принятие собранием кредиторов большинством голосов положительного решения о принятии нереализованного имущества является недостаточным, так как следствием такого решения может быть нарушение принципов очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.
С другой стороны, принятие большинством голосов решения о несогласии принять имущество также не будет способствовать оптимизации процедур банкротства. В результате кредиторы пятой очереди (в случае их большинства) необоснованно смогут блокировать передачу имущества кредиторам предыдущих очередей.
Например, к должнику в процедуре банкротства заявлены требования кредиторов второй, третьей и пятой очередей. Задолженность по реестру составляет 10, 20 и 200 руб. соответственно. Стоимость нереализованного имущества составляет 40 руб.
Рассмотрим несколько вариантов:
- А. Большинством голосов на собрании кредиторов (большинство составляют кредиторы пятой очереди) принято решение о принятии нереализованного имущества. Кредиторы второй и третьей очереди проголосовали против. Поэтому, несмотря на наличие решения собрания кредиторов о принятии нереализованного имущества, управляющий не вправе его передать кредиторам пятой очереди. Исключение составляют случаи, когда требования кредиторов предыдущих очередей к моменту проведения собрания уже погашены. В такой ситуации получения согласия кредиторов второй и третьей очередей не требуется.
- Б. В случае, когда кредиторы второй и третьей очереди (желательно в письменном виде) отказались от принятия нереализованного имущества и на собрании кредиторов согласились с его передачей кредиторам следующей очереди, такое имущество управляющий вправе предложить кредиторам следующей очереди.
- В. Кредиторы второй и третьей очередей проголосовали за принятие имущества, а кредиторы пятой — против. В данном случае согласие кредиторов предыдущих очередей не требует наличия согласия кредиторов последующих очередей. По аналогии при реализации конкурсной массы и поступлении денежных средств на счет должника управляющий удовлетворяет требования кредиторов согласно установленной очередности, не спрашивая при этом согласия кредиторов пятой очереди на удовлетворение требований кредиторов второй очереди.
Таким образом, в целях предотвращения в дальнейшем жалоб со стороны кредиторов в протоколе собрания кредиторов необходимо отразить позицию кредиторов относительно согласия / несогласия принять имущество должника (его часть), а в случае отказа от принятия — дополнительное согласие на передачу имущества кредиторам следующей очереди.
2. В Указе N 328 прямо не регламентирован порядок распределения имущества между кредиторами. На основании этого можно сделать вывод, что кредиторы, с одной стороны, независимы и самостоятельно могут распределить имущество и зафиксировать это в протоколе собрания.
С другой стороны, такое распределение должно происходить в рамках установленных статьями 144 и 150 Закона принципов очередности и пропорциональности.
Как вариант, управляющий предварительно может предложить кредиторам утвердить порядок распределения имущества.
Для начала, чтобы распределить имущество между кредиторами, необходимо определить и зафиксировать в протоколе собрания кредиторов стоимость нереализованного имущества, подлежащего передаче.
Стоимость нереализованного имущества необходима:
- чтобы определить размер погашаемой задолженности;
- для соблюдения принципа пропорциональности.
По общему правилу для определения стоимости имущества должника антикризисный управляющий в соответствии со статьей 76 Закона обязан производить оценку всего движимого и недвижимого имущества должника.
Когда имуществом должника, подлежащим продаже в процессе конкурсного производства, является недвижимое имущество, оно оценивается до продажи с привлечением в установленном порядке независимого специалиста по оценке (статья 99 Закона).
В случае если стоимость имущества, предлагаемого к реализации, отличается от ее оценки, то представляется, что в целях сохранения объективного подхода целесообразно предлагать нереализованное имущество по стоимости, сформированной в результате проведенной оценки или по цене последней реализации.
Если стоимость единицы имущества больше требования одного кредитора или несколько кредиторов готовы принять одно и то же имущество, на рассмотрение собрания кредиторов можно вынести следующие вопросы:
- о выплате компенсации кредитором, получающим имущество стоимостью, превышающей требование, которая должна направляться в конкурсную массу;
- о передаче имущества в долевую собственность нескольких кредиторов с определением доли в праве собственности пропорционально сумме требований.
В случае принятия решения о принятии нереализованного имущества должника его передача кредиторам осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий в течение пятнадцати дней со дня проведения собрания кредиторов.
Исходя из содержания части 4 подпункта 1.3 пункта 1 Указа N 328 передача управляющим и принятие кредитором имущества должника в счет погашения требований может осуществляться на основании договора, заключенного между этим кредитором и управляющим, протокола собрания кредиторов, на котором было принято соответствующее решение, передаточных актов (недвижимое имущество и дебиторская задолженность) или товарно-транспортных накладных, иных товаросопроводительных документов (иное имущество).
Представляется, что передача нереализованного имущества кредиторам в счет погашения их требований может быть оформлена путем заключения договора об отступном в соответствии со статьей 380 ГК.
При этом государственная регистрация создания капитальных строений, изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы, и возникновения прав на них осуществляется по заявлению кредитора на основании технических паспортов, составленных по заявлению кредитора, договора, заключенного между этим кредитором и антикризисным управляющим, протокола собрания кредиторов.
Нереализованное недвижимое имущество должника подлежит передаче в республиканскую или коммунальную собственность в порядке, предусмотренном в частях второй — седьмой подпункта 1.1 пункта 1 Указа N 328, а нереализованное движимое имущество должника может быть списано в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 Указа N 328 в случае, если:
- собрание кредиторов не состоялось;
- собрание кредиторов не приняло решение о принятии кредиторами нереализованного имущества;
- собрание кредиторов приняло решение о принятии кредиторами части имущества, но в течение десяти дней со дня проведения собрания кредиторов не заключены соответствующие договоры между кредиторами и антикризисным управляющим;
- кредиторы не приняли имущество в соответствии с решением собрания кредиторов и заключенными договорами в течение пятнадцати дней со дня проведения собрания кредиторов.
С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- решение собрания кредиторов о принятии / непринятии нереализованного имущества не всегда может быть реализовано напрямую, так как необходимо дополнительное согласие кредиторов предыдущих очередей, а также согласие кредиторов одной очереди при распределении имущества;
- основное правило при передаче имущества кредиторам — соблюдение принципов очередности и пропорциональности;
- если кредиторы не согласились принять нереализованное имущество или не договорились о порядке его распределения между собой, антикризисный управляющий вправе передать недвижимое имущество в республиканскую / коммунальную собственность, а движимое имущество списать в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 Указа N 328;
- погашению обязательств кредиторов путем передачи нереализованного имущества наиболее соответствуют нормы ГК об отступном.
Удовлетворение требований кредиторов в соответствии с подп. 1.3 п. 1 Указа N 328
- О принятии нереализованного имущества в счет погашения задолженности перед кредиторами;
- О распределении имущества между кредиторами и размере погашенных требований
Основные условия передачи нереализованного имущества кредиторам
- Соблюдение очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов в соответствии со статьями 144, 150 Закона
- Решение принимается на собрании кредиторов, которое созывается управляющим
- Нереализованное имущество передается кредиторам по их фактическому состоянию в течение 15 дней со дня проведения собрания кредиторов
- Передача нереализованного имущества кредиторам должна осуществляться или по стоимости, определенной в результате оценки, или по последней цене реализации
- Передача нереализованного имущества осуществляется на основании протокола собрания кредиторов, договора между управляющим и кредитором, передаточных актов