Право граждан на юридическую помощь закреплено в Конституции Республики Беларусь, а именно в статье 62 Основного Закона: «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается».
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) определяет участниками административного процесса следующих лиц: лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший, законный представитель физического лица, представитель юридического лица, защитник и представитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.
В соответствии со статьей 2.8 ПИКоАП физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право на защиту. Это право оно может осуществлять как лично, так и с помощью защитника в порядке, установленном ПИКоАП. Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязаны разъяснить физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, предоставленные ему права и принять меры к тому, чтобы оно имело фактическую возможность использовать все установленные ПИКоАП средства и способы для своей защиты. Нарушение права физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, на защиту является основанием для отмены вынесенного в отношении его постановления о наложении административного взыскания.
Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 N 2406-XII «Об адвокатуре» (далее — Закон) также гарантирует получение профессиональной юридической помощи любым нуждающимся. В статье 4 Закона указано, что в определенных случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Любое физическое и юридическое лицо на территории Республики Беларусь вправе обратиться за юридической помощью к адвокату (по своему выбору) для защиты своих прав и законных интересов в судах, других органах и организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих правовых вопросов. Задержанному, арестованному или осужденному для оказания юридической помощи обеспечиваются необходимые условия для встреч и консультаций с адвокатом с соблюдением полной их конфиденциальности.
При этом необходимо отметить, что термин «бесплатно» при оказании юридической помощи указанным гражданам не следует смешивать со словами «без оплаты». Бесплатность юридической помощи относится не к адвокату, а к лицу, которому такая помощь оказывается. Адвокат же вправе получать за свою работу вознаграждение, адекватное затраченным усилиям.
В статье 6 Закона приведен перечень лиц, которым юридическая помощь оказывается бесплатно коллегиями адвокатов за счет своих средств. Такими лицами являются:
- истцы в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой;
- инвалиды I и II групп при даче консультаций, не требующих ознакомления с делом;
- физические лица, освобожденные в установленном действующим законодательством порядке от оплаты юридической помощи.
Аналогичное положение содержится в постановлении Министерства юстиции Республики Беларусь от 11.12.2007 N 86 «О некоторых вопросах оказания бесплатной юридической помощи» (далее — постановление N 86). Юридическая помощь оказывается коллегиями адвокатов бесплатно за счет своих средств:
- детям в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) в интересах детей при даче консультаций, составлении правовых документов о возбуждении дел в судах, а также в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанными с работой;
- при даче консультаций по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а также не требующих ознакомления с делом: инвалидам I и II группы при даче консультаций, не требующих ознакомления с делом; военнослужащим срочной военной службы; участникам Великой Отечественной войны;
- гражданам, не согласным с решением избирательной комиссии по вопросам о неправильности в списках избирателей;
- лицам, уполномоченным законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей при составлении искового заявления о лишении родителей родительских прав в предусмотренных законодательством случаях.
Бесплатная юридическая помощь лицам, указанным в постановлении N 86, оказывается при предъявлении ими документа, подтверждающего принадлежность к соответствующей категории лиц. Информация о видах бесплатной юридической помощи размещается в юридической консультации в доступном для обозрения месте.
Следует отметить, что вышеперечисленные категории граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, как правило, могут осуществить это право в гражданском и уголовном производстве. Лицам, против которых ведется административный процесс, законодательство прямо не предоставляет право на бесплатную юридическую помощь. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее — УПК) предусмотрена возможность получения профессиональной юридической помощи задержанным, подозреваемым, обвиняемым бесплатно (статья 46 УПК). Административное законодательство аналогичной нормы не содержит.
Кроме того, Конституционный Суд Республики Беларусь в решении от 15.06.2007 N Р-200/2007 «О праве физических лиц на юридическую помощь в административном процессе» отметил, что нормы ПИКоАП предоставляют различный объем прав по оказанию юридической помощи участникам административного процесса. В частности, физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, может самостоятельно осуществлять защиту или пользоваться юридической помощью защитника, которым может являться только адвокат, тогда как потерпевший имеет право пользоваться услугами представителя, в качестве которого могут выступать не только адвокаты, но и иные лица, которым он доверил представлять свои интересы, — близкие родственники и иные члены семьи. Тем самым нарушается закрепленный в части 1 статьи 2.12 ПИКоАП принцип равенства всех лиц, участвующих в административном процессе, перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту их прав и законных интересов.
По мнению Конституционного Суда Республики Беларусь, нормы ПИКоАП не обеспечивают равенство участников административного процесса в силу отсутствия возможности участия в защите физического лица, в отношении которого ведется процесс, наряду с защитником (адвокатом) и иных представителей. В связи с чем суд порекомендовал внести соответствующие изменения и дополнения в ПИКоАП и согласовать нормы уголовно-процессуального законодательства и нормы ПИКоАП.
Таким образом, на сегодняшний день профессиональная защита прав и законных интересов физических и юридических лиц по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в следственных и судебных органах осуществляется только адвокатами, которые оказывают следующие виды юридической помощи:
- дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;
- составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;
- осуществляют представительство в судах и других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
- участвуют в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, а также представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.
В соответствии с пунктом 4 постановления N 86 если лицо, нуждающееся в юридической помощи, не относится к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, то бесплатная юридическая помощь может быть оказана таким гражданам на основании постановления президиума коллегии адвокатов или распоряжения заведующего юридической консультацией об освобождении обратившегося за юридической помощью полностью или частично от ее оплаты. Данное решение принимается на основании письменного заявления гражданина в 10-дневный срок со дня подачи такого заявления.
Гражданин, материальное положение которого не позволяет оплатить услуги адвоката в административном процессе, должен обратиться с письменным заявлением на имя заведующего юридической консультацией (адвокатского бюро). Заявление составляется в произвольной форме с указанием обстоятельств, в силу которых гражданин вынужден обратиться за бесплатной юридической помощью (например, тяжелое материальное положение, невозможность осуществлять свою защиту в административном процессе самостоятельно). При этом к заявлению должны быть приложены в обязательном порядке документы, подтверждающие материальное положение заявителя (справка о составе семьи, справка о доходах, наличии иждивенцев, иных обстоятельствах, ухудшающих материальное положение). На основании заявления и приложенных к нему документов заведующий юридической консультацией (адвокатского бюро) в десятидневный срок принимает решение об удовлетворении просьбы или об отказе в предоставлении бесплатной юридической помощи.
В случае, если по заявлению было принято положительное решение, заведующий консультацией (бюро) назначает адвоката, обязанного оказать бесплатную юридическую помощь нуждающемуся в ней гражданину.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 4.1 ПИКоАП физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право: иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания — с момента объявления ему об административном задержании.
Защитник-адвокат, участвующий в административном процессе, в том числе и по назначению, имеет право: знать, по какому административному правонарушению ведется административный процесс; присутствовать при опросе лица, в отношении которого ведется административный процесс; представлять доказательства; заявлять отводы и ходатайства; участвовать в рассмотрении дела; знакомиться с протоколом и другими материалами дела об административном правонарушении, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов; подавать жалобы на процессуальные действия и решения, принятые по делу об административном правонарушении; пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика; совершать иные действия, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов лица, в отношении которого ведется административный процесс; иметь с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности.
Лицо, в отношении которого ведется административный процесс и защиту которого осуществляет адвокат в порядке бесплатной юридической помощи, имеет право прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно в случаях, предусмотренных законодательством. Так, в соответствии с частью 4 статьи 5.2 ПИКоАП защитник подлежит отводу, если ранее он участвовал в этом же деле в качестве иного участника процесса.
Следует отметить, что кроме вышеназванных существует целый ряд международных и правовых актов Республики Беларусь, гарантирующих гражданам право на бесплатную юридическую помощь:
- Международный пакт Организации Объединенных Наций «О гражданских и политических правах» (принят в г. Нью-Йорке 16.12.1996) (статья 14);
- УПК (статьи 17, 20, 41, 43, 45, 46);
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (статьи 81, 124, 130, 131);
- Указ Президента Республики Беларусь от 08.08.2005 N 352 «О предотвращении последствий торговли людьми»;
- постановление N 86;
- Закон Республики Беларусь от 01.07.1999 N 274-З «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (статьи 8, 19);
- постановление Президиума Республиканской коллегии адвокатов от 28.12.2004 N 49 «О некоторых вопросах оказания бесплатной юридической помощи».