Влияние требований правоприменительной практики на новый Закон

Корректировка Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) была обусловлена необходимостью совершенствования их норм с учетом требований правоприменительной практики. К ним относятся следующие.

1. В соответствии со ст. 6.3 КоАП предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания; лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания; конфискация, взыскание стоимости — дополнительные административные взыскания.

Исполнению (добровольному или принудительному) подлежит и основное, и дополнительное административное взыскание. При применении указанных административных взысканий дни окончания их исполнения могут не совпадать.

В ст. 2.8 КоАП вносится изменение, касающееся исчисления срока, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию: один год со дня окончания как основного, так и дополнительного административного взыскания.

2. В КоАП юридическое лицо выделено в качестве самостоятельного субъекта административной ответственности (как правило, оно прямо указывается в санкции статьи Особенной части КоАП).

В ранее действовавшей редакции ст. 4.8 КоАП юридическое лицо могло нести ответственность за административные правонарушения, предусмотренные статьями Особенной части КоАП. На практике возникали затруднения, связанные с определением субъекта административной ответственности и применением отдельных статей КоАП, когда юридическое лицо, наряду с физическим, указывалось только в диспозиции статьи Особенной части КоАП, отдельно не выделяясь в санкции (например, часть 2 ст. 11.2 КоАП). В связи с этим ст. 4.8 КоАП была откорректирована в части необходимости обязательного указания юридического лица в санкции статьи Особенной части КоАП в целях точного и единообразного применения мер административной ответственности (соответственно была откорректирована и часть 2 ст. 11.2 КоАП).

3. В ст. 7.6 КоАП уточнены сроки давности привлечения к административной ответственности за совершение отдельных видов административных правонарушений. Так, ввиду значительной общественной опасности увеличены сроки — до трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения относительно применения ст. 21.12, 21.17, 23.37 КоАП; до двух лет со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения относительно ст. 23.79 КоАП.

Установлен пресекательный срок (восемь месяцев со дня отмены первого постановления) при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении в случае отмены или утраты силы постановления по делу об административном правонарушении.

4. В ст. 9.13 КоАП уточнен перечень нарушений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, за которые может быть применена административная ответственность. Ранее на практике часто возникали вопросы относительно квалификации действий (бездействия) лиц, допустивших нарушения в рассматриваемой сфере, и определения виновного субъекта (так, административное взыскание могло быть наложено за нарушение порядка ведения делопроизводства, связанного с рассмотрением обращений граждан и юридических лиц).

5. Несогласованность в определении субъектного состава, подлежащего привлечению к административной ответственности по ст. 11.7 КоАП за нарушения порядка ведения кассовых операций, привела к необходимости объединения трех частей указанной статьи в одну (первую) и определения в качестве основных субъектов административной ответственности физических лиц (должностного лица либо кассира юридического лица или индивидуального предпринимателя).

6. Часть 2 ст. 12.4 КоАП на практике предусматривала административную ответственность за нарушение установленных государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок). Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. N 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» установлен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются не только государственными органами, но и государственными организациями; состав субъектов административной ответственности по части 2 ст. 12.4 КоАП дополнен и государственными организациями.

7. Невозможность применения административной ответственности за нарушение порядка осуществления торговой посреднической деятельности ввиду признания утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. N 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» повлекла исключение из КоАП ст. 12.9.

8. Из-за неоднозначности определения понятия «реализация товаров» (отпуск товара в реализацию, предложение товара для продажи, фактическая передача товара покупателю) часть 2 ст. 12.17 КоАП уточнена в части возможности привлечения к административной ответственности и за предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации.

9. Уточняется подведомственность дел об административных правонарушениях. Так, к компетенции Комитета государственного контроля Республики Беларусь отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 11.77, 11.78, частям 1, 6 — 10 ст. 12.11, части 9 ст. 12.17, части 1 ст. 12.21, части 8 ст. 12.23, части 2 ст. 15.37, части 2 ст. 23.77 КоАП.

10. Законом исключается административная ответственность за осуществление незаконных финансовых операций (ст. 11.53 КоАП) и нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов (ст. 23.17 КоАП), что, на наш взгляд, может оказать негативное влияние на сложившуюся практику привлечения к административной ответственности субъектов хозяйствования, участвующих в теневом финансово-хозяйственном обороте. Так, административная ответственность за нарушение порядка осуществления ряда конкретных финансовых операций установлена специальными нормами (ст. 11.1, 11.2, 11.38, 11.47 КоАП и др.). Однако данными нормами не предусмотрена административная ответственность за иные серьезные правонарушения, совершаемые в финансовом секторе (в основном связанные с переводом денежных средств банками), в случае отсутствия в них состава преступления (за формальные нарушения, не причинившие ущерба общественным отношениям, на практике административная ответственность по ст. 11.53 КоАП не применялась).

Указом Президента Республики Беларусь от 15 марта 2011 г. N 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» установлено, какие обязательные сведения должны содержать первичные учетные документы. Полагаем, что исключение ст. 23.17 из КоАП фактически позволит субъектам хозяйствования заполнять реквизиты первичных учетных документов без соблюдения установленных названным Указом требований, неся за это незначительную ответственность, косвенно предусмотренную иными статьями КоАП.