Выдача обвиняемых и осужденных

С усовершенствованием средств сообщения преступникам стало намного проще покинуть территорию государства после совершения преступления. Власть же каждого государства, естественно, ограничена его территорией, за пределами которой его законы теряют свою силу. В связи с этим на определенное время государство лишается возможности осуществить судебную власть в соответствии со своим законодательством ввиду отсутствия виновного лица в его юрисдикции. Из-за необходимости возвращения в свою территориальную юрисдикцию бежавших обвиняемых и осужденных возник такой вид международной правовой помощи по уголовным делам, как выдача обвиняемых и осужденных.

Под выдачей лица для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания (экстрадицией) следует понимать такой вид международной правовой помощи по уголовным делам, в процессе которого обвиняемое либо осужденное в одном государстве лицо передается на основании просьбы этому государству другим для осуществления уголовного преследования либо исполнения приговора. Целью экстрадиции является осуществление правосудия в отношении скрывшихся лиц и проведение в жизнь принципа неотвратимости наказания. Передаваемые в рамках выдачи лица должны обладать статусом обвиняемого либо осужденного в уголовном процессе запрашивающего государства. С этой целью в соответствии с ч. 2 ст. 492 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) к просьбе органа, ведущего уголовный процесс, содержащей положение о выдаче лица, обвиняемого в совершении преступления на территории Республики Беларусь либо осужденного в Республике Беларусь и находящегося на территории иностранного государства, для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, прилагаются заверенные копии постановлений органа, ведущего уголовный процесс, о заключении под стражу такого лица и о привлечении его в качестве обвиняемого; для отбывания наказания — заверенная копия вступившего в законную силу приговора о назначении этому лицу наказания; если осужденный отбыл часть наказания, — информация об отбытой части наказания. Аналогичные документы должен приложить к просьбе орган иностранного государства (ч. 1 ст. 475 УПК). В случае необходимости может быть дан срок для предоставления дополнительных материалов.

Вопросы экстрадиции урегулированы кроме УПК и в ч. 3 ст. 10 Конституции Республики Беларусь и ст. 5 Закона Республики Беларусь от 01.08.2002 N 136-З «О гражданстве Республики Беларусь», где провозглашен принцип невыдачи граждан Беларуси, если иное не предусмотрено в международном договоре, а также в ст. 7 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). В указанной статье говорится, что «иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь и находящиеся на территории Республики Беларусь, могут быть выданы иностранному государству» в соответствии с международным договором либо на основании принципа взаимности. В последнем случае указано на необходимость соблюдения требований белорусского законодательства, которые сосредоточены в разделе XV УПК.

Основанием для начала экстрадиционного производства является просьба органа иностранного государства, которая направляется по дипломатическим каналам либо через компетентные органы. Орган, ведущий уголовный процесс, составляет просьбу о выдаче в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства, а также ст. 491 УПК. Кроме формального оформления просьбы Генеральной прокуратурой Республики Беларусь на основании ч. 3 и 4 ст. 494 УПК может быть дано соответствующее письменное обязательство.

На территории Беларуси в отношении выдаваемого нашим государством лица, как правило, уголовное преследование не ведется. Следовательно, данное лицо нельзя именовать обвиняемым или осужденным. В связи с этим впервые в уголовном процессе появились новые участники, привнесенные извне:

  • лицо, задержанное в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи (ст. 508 УПК);
  • лицо, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи (ст. 508 УПК);
  • лицо, задержанное на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства (ст. 507 УПК);
  • лицо, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства (ст. 507 УПК);
  • лицо, в отношении которого вынесено постановление о его выдаче на время иностранному государству для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого (ст. 507 УПК).

В ст. 507 и 508 УПК впервые определяются права, которыми указанные лица наделяются, и обязанности, которые на них возлагаются. Обязанность письменного уведомления о правах, содержащихся в ч. 1 ст. 507 УПК, возложена на орган дознания, осуществивший задержание, либо прокурора или его заместителя, применивших меру пресечения. Такое уведомление производится сразу же после применения к лицу меры принуждения. В этот же момент, на наш взгляд, лицу должны быть сообщены обстоятельства, послужившие основанием для применения к нему меры принуждения.

С введением в УПК раздела XV законодатель расширил функции защитника. Теперь защитник осуществляет процессуальную деятельность в целях обеспечения прав и интересов также лица, задержанного либо к которому применена мера пресечения на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства либо в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи (п. 9 ст. 6 УПК). Вместе с этим законодатель расширил и уголовно-процессуальную функцию защиты, привнеся в уголовный процесс Республики Беларусь иностранный элемент, что является не совсем правильным. Несмотря на наименование «защитник», данное лицо не противостоит стороне обвинения, так как органы Республики Беларусь, ведущие уголовный процесс, не вправе разрешать вопросы обвинения выдаваемого лица по существу. На наш взгляд, данного участника следовало именовать «представитель». Задача защитника в рамках оказания международной правовой помощи по уголовным делам — следить за соблюдением законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь в процессе выдачи, за соблюдением прав (в том числе процессуальных) лиц, указанных в ст. 507, 508 УПК. Для привлечения защитника к участию в рассмотрении просьбы органа иностранного государства данным лицам должно быть своевременно и соответствующим образом разъяснено их право иметь защитника.

В неотложных случаях, когда органу иностранного государства необходимо задержать и заключить под стражу лицо, которое в последующем будет запрошено для выдачи, до направления просьбы о выдаче, в Республику Беларусь направляется просьба о применении к лицу меры пресечения с целью выдачи. К направляемой просьбе необходимо приложить правовые основания для содержания лица под стражей в иностранном государстве (заверенные копии соответствующих документов). Кроме того, орган иностранного государства должен представить письменное обязательство о последующем направлении просьбы о выдаче этого лица для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, которая должна быть оформлена в соответствии с требованиями УПК в течение 40 суток с момента фактического задержания лица (ч. 1 ст. 513 УПК). Данный срок не подлежит продлению. В рамках международного розыска лиц в качестве просьбы о применении к лицу меры пресечения до поступления просьбы о выдаче лица для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания может применяться извещение Интерпола (Международной организации уголовной полиции) «Разыскиваемый международный преступник (арест с целью экстрадиции)».

Задержание и применение к лицу меры пресечения до поступления просьбы о его выдаче для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания возможно в исключительных случаях и не может являться нормой.

Субъектом задержания назван исключительно орган дознания. Максимальный срок задержания по указанным основаниям соответствует сроку, указанному в ч. 3 ст. 108 УПК, и составляет 72 часа с момента фактического задержания. По истечении данного срока задержанное лицо либо освобождается, либо к нему применяется мера пресечения в соответствии со ст. 512 УПК.

Предусмотрено два основания освобождения лица, задержанного на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства либо в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи:

  • установление обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в его выдаче. Основанием освобождения является постановление Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя об отказе в исполнении просьбы органа иностранного государства (ст. 495 УПК);
  • истечение срока задержания. Как и в ч. 2 ст. 114 УПК, в данном случае лицо освобождается руководителем администрации места содержания под стражей, при этом должна быть уведомлена Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

До разрешения вопроса о выдаче к выдаваемому лицу может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу (на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства и к лицу, находящемуся в международном розыске с целью выдачи) или домашнего ареста (на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства).

До вынесения постановления о применении к лицу, находящемуся в международном розыске с целью выдачи, меры пресечения прокурор или его заместитель (по месту содержания лица под стражей, а если лицо не было задержано — по месту обнаружения) обязаны в каждом случае взять у лица объяснения по факту объявления его в международный розыск с целью выдачи. Данные объяснения могут содержать указание на наличие оснований для отказа в исполнении последующей просьбы органа иностранного государства о выдаче лица. Такой обязанности в отношении лица, подлежащего заключению под стражу на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства, в УПК не имеется, что не в полной мере отвечает принципу судебной экономии.

О применении к лицу меры пресечения в порядке ст. 512 УПК в течение 24 часов прокурор или его заместитель, вынесшие соответствующее постановление:

1) должны уведомить:

  • Генеральную прокуратуру Республики Беларусь (для сообщения об этом органу иностранного государства, если была направлена просьба);
  • родственников лица, если они проживают на территории Республики Беларусь.

По нашему мнению, ст. 512 УПК необоснованно сузила право заключенного под стражу лица уведомить членов семьи или близких родственников о месте содержания лица, содержащееся в ст. 507 и 508 УПК. В указанных статьях не ограничено место проживания лиц, подлежащих уведомлению, и исходя из п. 1, 37 и 53 ст. 6 УПК их перечень шире.

Кроме того, с учетом ч. 8 ст. 126 УПК при применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, дети которых остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия указанного решения следует уведомить управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства этих лиц для обеспечения государственной защиты детей;

— при применении меры пресечения в виде заключения под стражу к лицу, находящемуся в международном розыске с целью выдачи, Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь (для сообщения об этом в Генеральный секретариат Интерпола и Национальному центральному бюро Интерпола в государстве — инициаторе розыска);

2) сообщают в Министерство иностранных дел Республики Беларусь (для уведомления посольства или консульства государства, гражданином которого является это лицо).

Статья 513 УПК устанавливает сроки содержания лица под стражей, домашним арестом и порядок их продления. Установление срока содержания под стражей и круга лиц, полномочных его продлевать, выступают в качестве важнейших гарантий законности. Оснований для продления законодатель не указал. Как правило, такой срок устанавливается не более двух месяцев с момента фактического задержания. Максимальным же сроком содержания под стражей в ст. 513 УПК названы 12 месяцев с момента задержания.

С учетом положений ст. 60 Конституции Республики Беларусь («каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом…») наиболее правильным видится заключение лица под стражу с целью последующей выдачи только на основании судебного решения. В настоящий момент ст. 517 и 518 УПК допускают возможность обжалования и судебной проверки задержания, заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста в рамках экстрадиционной процедуры. Кроме того, ст. 519 УПК предусмотрела возможность возмещения вреда, причиненного лицу, задержанному либо к которому применена мера пресечения для разрешения вопроса о его выдаче.

Следует отметить, что выдача обвиняемых и осужденных — одно из суверенных прав государства. Ни одно правительство не обязано принимать к себе лиц, выдача которых ему предлагается. Если ранее государства определяли список преступлений, за которые выдача допустима или, наоборот, недопустима, то в настоящий момент большинство стран ограничиваются указанием на минимальное наказание в отношении преступления, за которое лицо может быть выдано. Учитывая нормы п. 6, 7 ч. 1 ст. 484, ч. 4 ст. 491 УПК, следует считать допустимой выдачу, если лицо:

  1. обвиняется в совершении преступления, за которое законодательством Республики Беларусь и запрашивающего государства предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое, либо
  2. приговорено к лишению свободы за деяние, признаваемое в законодательстве Республики Беларусь и запрашивающего государства преступлением и срок неотбытого наказания составляет не менее шести месяцев.

Выбор подобных сроков вызван в том числе и тем, что рассмотрение вопроса о выдаче лица иностранному государству (особенно с привлечением судебной власти) требует определенных временных и финансовых затрат.

Проанализировав международные договоры и законодательство Республики Беларусь, можно выделить императивные и факультативные основания для отказа в выдаче. В случае наличия императивного основания Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместитель обязаны издать постановление об отказе в исполнении просьбы органа иностранного государства. При наличии факультативного основания решение принимается в зависимости от обстоятельств по внутреннему убеждению должностного лица.

Отказ в исполнении просьбы о выдаче лица не должен означать попустительство безнаказанности со стороны нашего государства. Если лицо не обладает дипломатическим иммунитетом и в его выдаче отказано по основаниям, указанным в п. 1, 2, 6, 7, 11, 12, 15 ч. 1 ст. 484 УПК, то при наличии достаточных оснований по соответствующей просьбе органа иностранного государства (а в отношении граждан Республики Беларусь и постоянно проживающих на территории Республики Беларусь лиц без гражданства и без просьбы) может быть осуществлено уголовное преследование на территории Республики Беларусь.

В случае отказа в удовлетворении просьбы органа, ведущего уголовный процесс, о выдаче недопустимо говорить, что лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности на территории Беларуси и следует выносить постановление о прекращении производства по уголовному делу. Суду необходимо провести судебное разбирательство в отсутствие обвиняемого (ч. 2 ст. 294 УПК), уведомив последнего о месте и времени рассмотрения уголовного дела путем направления соответствующей просьбы органу иностранного государства.

В исполнении просьбы органа иностранного государства о выдаче отказывается, если лицо, в отношении которого поступила просьба, в момент вынесения постановления Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем является гражданином Республики Беларусь.

Лицо, которому в соответствии с Положением о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении <1> предоставлено убежище, не подлежит выдаче. На момент вынесения постановления Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем должен вступить в силу указ Президента Республики Беларусь о предоставлении убежища. В этом случае лицо не может быть выдано ни одному государству, даже если лицо дает согласие на выдачу.

<1> Об утверждении Положения о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в республике иностранных граждан и лиц без гражданства: Указ Президента Республики Беларусь, 5 апр. 2006 г., N 204 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — N 56. — 1/7423; N 143. — 1/7866; 2008. — N 29. — 1/9403.

Не совсем правильная формулировка п. 3 ст. 484 УПК может необоснованно привести к отказу в исполнении просьбы органа иностранного государства. Иностранные граждане и не проживающие постоянно в Республике Беларусь лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Беларуси, подлежат ответственности в соответствии с УК, только если ими совершены особо тяжкие преступления, направленные против интересов Республики Беларусь (ч. 2 ст. 6 УК). Исходя из международной практики следует отказывать в исполнении просьбы о выдаче, если лицо, в отношении которого поступила такая просьба, совершило деяние, которое не является преступлением в соответствии с УК. Также основанием для отказа в исполнении просьбы о выдаче является освобождение лица от уголовной ответственности или отбывания наказания за преступление, послужившее основанием для этой просьбы, в связи с принятием (изданием) правовых актов Республики Беларусь об амнистии или о помиловании. Принятие акта об амнистии в иностранном государстве во внимание не принимается.

Исходя из требований действующей для Республики Беларусь Конвенции Организации Объединенных Наций «О статусе беженцев» (заключена в г.Женеве 28.07.1951), Протокола Организации Объединенных Наций, касающегося статуса беженцев, (подписан в г.Нью-Йорке 31.01.1967), Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 N 354-З «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» не подлежит выдаче лицо, если в государстве, органом которого была направлена просьба о выдаче, в отношении лица уголовное преследование будет осуществляться либо приговор будет приводиться в исполнение для преследования такого лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, этнической принадлежности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

В связи с тем, что преступления, аналогичные по составу содержащимся в гл. 37 УК, угрожают интересам исключительно государства гражданства, в международной практике их исключили из возможных для выдачи. Однако если в составе воинского преступления содержатся признаки общеуголовного преступления (убийство, причинение тяжких телесных повреждений и др.), в выдаче не следует отказывать.

С учетом древнеримского принципа ne bis in idem («не отомстимо дважды за едино») лицо не подлежит выдаче, если в момент вынесения постановления Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем в отношении этого лица имеются неотмененное постановление органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного преследования, производства по уголовному делу либо вступившие в законную силу приговор или постановление (определение) суда Республики Беларусь о прекращении производства по уголовному делу по тому же деянию, в связи с которым поступила эта просьба, либо лицо, в отношении которого поступила просьба, отбыло наказание или к нему были применены иные меры уголовной ответственности за преступление, послужившее основанием для такой просьбы (например, лицо было осуждено с условным неприменением наказания).

Если в отношении такого лица в Республике Беларусь осуществляется уголовное преследование за то же деяние, в отношении которого поступила просьба органа иностранного государства, то выдача лица допускается (основание для отказа является факультативным). В случае если лицо уголовно преследуется на территории Республики Беларусь или отбывает наказание за иное преступление, то его выдача может быть отсрочена (ст. 485 УПК).

Не подлежит выдаче лицо, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 83 — 85 УК) или иностранного государства на момент вынесения постановления Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем истек срок давности привлечения такого лица к уголовной ответственности или исполнения в отношении его обвинительного приговора.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Конституции Республики Беларусь смертная казнь является исключительной мерой наказания и государство стремится к ее отмене. Поэтому лицо не подлежит выдаче, если в соответствии с уголовным законом иностранного государства к нему может быть применена смертная казнь, а в соответствии с УК — нет. Исключением из этого правила является предоставление иностранным государством обязательства о неприменении к лицу смертной казни.

Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместитель не имеют права вынести постановление о выдаче лица для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, если судом Республики Беларусь в порядке гл. 57 УПК вынесено постановление о признании постановления о выдаче лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания незаконным и его отмене, отмене меры пресечения и освобождении лица и такое постановление не было отменено.

Если преступление, в котором обвиняется лицо, в отношении которого поступила просьба о выдаче, в Республике Беларусь (ч. 2 ст. 26 УПК) или иностранном государстве преследуется в порядке частного обвинения, лицо не подлежит выдаче.

Если лицо, в отношении которого поступила просьба о выдаче, было ранее выдано на основании просьбы органа Республики Беларусь, ведущего уголовный процесс, третьим государством и согласие этого государства на выдачу не получено, то выдача невозможна.

Законодатель запретил выдачу лиц, которые совершили преступление, в связи с которым поступила просьба о выдаче, на территории Республики Беларусь или против интересов Республики Беларусь. Если иностранец совершит преступление против интересов другого государства на территории Республики Беларусь, он также не подлежит выдаче. Отметим, что в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г.Кишиневе 07.10.2002) (ч. 2 ст. 89) аналогичное основание для отказа в выдаче является факультативным.

Если просьба органа иностранного государства о выдаче включает ряд отдельных преступлений, некоторые из которых не отвечают условиям ст. 484 УПК (например, о сроке наказания), то Генеральная прокуратура Республики Беларусь может исполнить такую просьбу в отношении остальных преступлений.

В случае если Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем было вынесено постановление о выдаче лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, а орган иностранного государства не примет это лицо в соответствии с правилами ст. 502 УПК, такому государству может быть отказано в исполнении просьбы о выдаче в отношении того же лица за то же преступление.

В случае отказа в выдаче запрашиваемому государству сообщаются причины отказа.

Еще в XIX веке встал вопрос о пределах уголовного преследования выданного лица <2>. Государство, стремясь к достижению общей цели — уменьшению уровня преступности, передает лицо из своей юрисдикции другому государству для уголовного преследования или исполнения приговора только в связи с определенным деянием выдаваемого. Лицо не может быть подвергнуто в иностранном государстве уголовному преследованию, осуждено либо задержано для отбывания наказания, выдано третьему государству за иное преступление. С этой целью орган иностранного государства предоставляет вместе с просьбой письменное обязательство (ч. 1 ст. 475 УПК). Однако в целях судебной экономии Генеральный прокурор либо его заместитель могут принять решение о разрешении иностранному государству уголовно преследовать, осудить, исполнить наказание или выдать лицо третьему государству в связи с иным преступлением. Если будет обнаружено иное преступление, совершенное выданным лицом до выдачи и не указанное в просьбе о выдаче, то орган иностранного государства должен направить в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь просьбу дать согласие на осуществление уголовного преследования или исполнение приговора по новому преступлению. Следует признать, что решение Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя об осуществлении уголовного преследования на территории иностранного государства в отношении лица, ранее выданного Республикой Беларусь этому иностранному государству по обвинению в совершении или за совершение иного преступления, является соответствующим решением Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя для уголовного преследования лица за преступление, не являвшееся ранее основанием для выдачи. После прекращения уголовного преследования и (или) отбывания наказания либо освобождения от наказания (в течение 45 суток) лицо вправе свободно покинуть территорию государства, которому оно было выдано, о чем также отбирается письменное обязательство. Если лицо, имея возможность, не покинет в течение 45 суток территорию иностранного государства или покинет, но добровольно вернется на его территорию, иностранное государство может не соблюдать указанные обязательства.

<2> Энциклопедический словарь: в 86 т. / под ред. Андреевского И.Е. и др. — СПб: Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон, 1890 — 1907. — Т. VIIA — 1892. — С. 491.

Несмотря на вышесказанное, судебная практика показывает, что суды Республики Беларусь не всегда знают положения международных договоров и не знакомы с принципом конкретности при оказании международной правовой помощи: осуждают выданное лицо, инкриминируя ему преступления, о которых не упоминалось в требовании о выдаче <3>, либо прибавляют к наказанию, назначенному лицу, выданному для привлечения к уголовной ответственности, ранее неотбытое наказание <4>. В то же время Верховный Суд Республики Беларусь разъяснил судам принцип конкретности в своем письме от 14.02.2003. При рассмотрении уголовного дела в отношении выданного лица указанные в ст. 301 УПК пределы судебного разбирательства определяются не только обвинением, предъявленным в порядке, установленном УПК, но и содержанием решения компетентного органа иностранного государства об удовлетворении просьбы органа, ведущего уголовный процесс, о выдаче.

<3> Определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь // Судовы веснiк. — 2004. — N 2. — С. 27 — 28; Определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь // Судовы веснiк. — 2005. — N 2. — С. 29 — 30; Определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь // Судовы веснiк. — 2005. — N 4. — С. 22 — 23.

<4> Определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь // Судовы веснiк. — 2004. — N 4. — С. 27 — 28.

В Республике Беларусь со времен СССР сохраняется административный порядок разрешения просьб органов иностранных государств о выдаче лица. Однако законодатель, учитывая нормы ст. 60 Конституции Республики Беларусь, допустил возможность обжалования постановления Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя в суд (гл. 57 УПК), что сближает процедуру рассмотрения о выдаче лица в Республике Беларусь с практикой, принятой в большинстве стран Европейского союза.

Нормы раздела XV УПК об обжаловании носят правовосстановительный характер и позволяют восстановить нарушенные в результате незаконных и необоснованных решений должностных лиц права и законные интересы лиц, вовлеченных в процедуру оказания международной правовой помощи по уголовным делам. Статья 515 УПК расширяет круг лиц, обладающих правом обжалования. К ним отнесены лица, в отношении которых вынесены постановление о выдаче лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания или постановление о выдаче на время лица иностранному государству для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого, а также их защитники. Срок обжалования составляет 10 суток с момента получения копии соответствующего постановления. Жалоба подается в областной, Минский городской суды по месту нахождения этих лиц.

Закон четко регламентирует в ст. 516 УПК процедуру рассмотрения жалоб судом. Судебная проверка законности постановлений о выдаче лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания и о выдаче на время лица иностранному государству для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого проводится единолично судьей соответственно областного, Минского городского судов. Срок судебной проверки — не позднее одного месяца со дня поступления жалобы в суд. Форма судебной деятельности: закрытое судебное заседание. В судебном заседании присутствуют прокурор, лицо, подавшее жалобу, и (или) его защитник.

Предметом судебной проверки является законность соответствующего постановления Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя. Проверяется их соответствие УПК. На наш взгляд, суд должен проверить соответствие указанных постановлений и международным договорам Республики Беларусь с соответствующим иностранным государством. Но суд не вправе входить в разрешение вопроса о виновности лица и иных вопросов, связанных с разрешением дела по существу.

По результатам судебной проверки законности постановления о выдаче лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания или о выдаче на время лица иностранному государству для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого судья выносит одно из следующих постановлений:

  1. о признании постановления о выдаче лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания или о выдаче на время лица иностранному государству для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого законным и об оставлении жалобы без удовлетворения;
  2. о признании постановления о выдаче лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания незаконным, его отмене, отмене меры пресечения и освобождении лица из-под стражи, домашнего ареста;
  3. о признании постановления о выдаче на время лица иностранному государству для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого незаконным и его отмене.

В случае если при рассмотрении жалобы судья выявил нарушения закона, ущемляющие права и свободы граждан, он вправе в соответствии с ч. 3 ст. 33 УПК вынести частное постановление, в котором обращается внимание соответствующих должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер.

Постановление суда, принятое по итогам рассмотрения жалобы, может быть в течение 10 суток с момента его вынесения опротестовано прокурором и (или) обжаловано лицом, подавшим жалобу, или его защитником в Верховный Суд Республики Беларусь. Если постановление не было опротестовано (обжаловано), оно по истечении 10 суток с момента вынесения вступает в силу, в противном случае его исполнение приостанавливается.

Срок рассмотрения жалобы судьей Верховного Суда Республики Беларусь — в течение трех суток со дня поступления в суд протеста (жалобы). Рассмотрение осуществляется единолично судьей в закрытом судебном заседании. Обязательным является участие в рассмотрении прокурора.

Постановление судьи Верховного Суда Республики Беларусь по вопросу выдачи лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания или по вопросу выдачи на время лица иностранному государству для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого является окончательным и не может быть обжаловано (опротестовано). Оно в течение 24 часов направляется лицу, подавшему жалобу, и прокурору. На наш взгляд, в случае если жалобу подавал защитник либо был подан протест прокурором, постановление судьи Верховного Суда Республики Беларусь должно быть направлено и лицу, в отношении которого было вынесено обжалуемое изначально постановление Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя.

Постановление суда, в результате принятия которого в исполнении просьбы органа иностранного государства было отказано, в соответствии с ч. 2 ст. 115 Конституции Республики Беларусь является обязательным для Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, и лицо не может быть выдано.

В случае если лицо уголовно преследуется в Республике Беларусь за иное преступление, то его выдача может быть отложена до момента окончания такого преследования или исполнения приговора (ст. 485 УПК). После отпадения оснований отсрочки (прекращение уголовного преследования лица, приведение приговора в исполнение, отбытие наказания либо освобождение от него) просьба органа иностранного государства рассматривается заново Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем. Если отсрочка исполнения просьбы о выдаче может повлечь истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности или затруднить расследование преступления, то на основании просьбы органа иностранного государства лицо может быть выдано на время для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого на территории иностранного государства (ст. 476 УПК). Согласия лица для его выдачи иностранному государству на время не требуется. В отличие от передачи лица на время для производства процессуальных действий срок выдачи на время ограничивается тремя месяцами, но может быть продлен Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем.

При положительном решении вопроса о выдаче лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания и после истечения срока на обжалование постановления о выдаче, а если оно было обжаловано — после вступления в силу постановления судьи (ст. 516 УПК), Генеральная прокуратура Республики Беларусь сообщает органу иностранного государства о месте, дате и времени фактической передачи лица органу иностранного государства. Если иностранное государство не примет лицо в установленный срок, то Генеральная прокуратура Республики Беларусь может либо освободить лицо, либо повторно назначить место, дату и время фактической передачи лица органу иностранного государства. Такой срок не может превышать 15 суток с первоначально установленной даты его передачи. В случае если орган иностранного государства повторно не примет лицо, оно подлежит освобождению и в последующем может быть отказано в его выдаче тому же иностранному государству в связи с совершением того же деяния (п. 3 ч. 2 ст. 484 УПК).