Окончание подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения с прекращением дела об административном правонарушении. Часть 2. Основания для прекращения дела об административном правонарушении, применимые к физическому лицу

Применительно только к физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, используются следующие основания для прекращения дела об административном правонарушении:

  1. неустановление лица, подлежащего привлечению к административной ответственности в сроки, предусмотренные ст. 10.1 Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) (п. 2 ч. 1 ст. 10.26 ПИКоАП);
  2. недостижение физическим лицом на день совершения деяния, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), возраста, с которого наступает административная ответственность (п. 5 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП);
  3. невменяемость физического лица, совершившего деяние, предусмотренное статьей Особенной части КоАП (п. 6 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП);
  4. отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, либо отказ потерпевшего от освидетельствования по административному правонарушению, предусмотренному статьей 9.1 КоАП (п. 7 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП);
  5. смерть физического лица, в отношении которого был начат административный процесс, за исключением случаев, установленных ПИКоАП, а также случаев, когда административный процесс необходим для реабилитации физического лица (п. 8 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП);
  6. наличие по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания (за исключением неисполненного постановления о наложении административного взыскания, составленного в соответствии с частью 3 статьи 10.3 ПИКоАП) либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, за исключением постановления о прекращении дела об административном правонарушении при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, а также наличие по данному факту уголовного дела (п. 9 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП);
  7. наличие смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 2, 3, 6 ч. 1 ст. 7.2 КоАП (п. 2 ч. 1 ст. 10.26 ПИКоАП);
  8. в отношении военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 8.5 КоАП и п. 2 ч. 1 ст. 10.26 ПИКоАП);
  9. в отношении жертв торговли людьми (ст. 8.7 КоАП и п. 2 ч. 1 ст. 10.26 ПИКоАП).

Неустановление лица, подлежащего привлечению к административной ответственности в сроки, предусмотренные ст. 10.1 ПИКоАП.

Общий срок подготовки дела об административном правонарушении — десять суток с момента начала административного процесса. Иные сроки предусматриваются ПИКоАП лишь в двух случаях:

  • а) по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главами 13 — 15 КоАП, — не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса;
  • б) по делам, приостановленным в порядке ч. 2 ст. 10.1 ПИКоАП, — общий срок с момента совершения административного правонарушения или выявления длящегося административного правонарушения здесь не должен превышать двух месяцев (в этот срок включается и время ведения административного процесса, и время приостановления подготовки дела к рассмотрению).

Сроки подготовки начинают течь в день начала административного процесса. На данный момент должны быть в наличии достаточные основания полагать, что имело место совершение административного правонарушения. Таким образом, должны быть какие-либо доказательства, относящиеся к объективной стороне того либо иного административного правонарушения. В этот период должностное лицо, ведущее административный процесс, предпринимает все предусмотренные законодательством меры к обнаружению физического лица, причастного к совершению правонарушения. Резонным является вопрос, почему ПИКоАП предусмотрел возможность прекращения дела лишь при неустановлении физического лица, совершившего административное правонарушение. Прямого ответа на вопрос нормы ПИКоАП не дают. Но анализ особенностей конструкции норм об административных правонарушениях, за которые предусмотрена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как и специфика ведения административного процесса по указанной категории правонарушений, говорят о том, что административный процесс здесь начинается и подготовка дела к рассмотрению ведется исключительно в том случае, если выявлен конкретный субъект правонарушения. То есть в этом случае административный процесс «ведется от лица», виновность которого доказывается. Эти правонарушения во многих случаях выявляются в ходе проведения плановых или внеплановых проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей контролирующими государственными органами.

Рассматриваемое основание прекращения дела об административном правонарушении применяется лишь в том случае, когда вообще отсутствуют сведения о лице, которое следует привлекать к административной ответственности. Если сведения о лице имеются, но их недостаточно для доказывания его вины, то дело прекращается по иному основанию. В случае, когда лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности, временно или постоянно отсутствует на территории Республики Беларусь, но о нем имеются исчерпывающие сведения и его вина в совершении административного правонарушения не вызывает сомнения, в отношении его должен составляться протокол об административном правонарушении.

Недостижение физическим лицом на день совершения деяния, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, возраста, с которого наступает административная ответственность.

Общий возраст привлечения к административной ответственности согласно ст. 4.3 КоАП — шестнадцать лет. Однако по отдельным категориям административных правонарушений (их всего шестнадцать) предусмотрен пониженный возраст привлечения к административной ответственности — четырнадцать лет (ст. 9.1, 10.5, 10.9, 15.29, 15.45, 15.58, 17.1, ч. 1 — 3, 5 ст. 18.3, ст. 18.4, 18.9, 18.10, 18.34, 19.4, 19.7, 23.46, 23.47 КоАП). Достижение лицом возраста привлечения к административной ответственности устанавливается по документам, удостоверяющим его личность, либо по иным официальным документам. При отсутствии таких документов должна назначаться судебно-медицинская экспертиза установления физиологического возраста лица. Такая экспертиза дает минимальный возраст освидетельствуемого лица. Так, при сомнении в возрасте (например, пятнадцать или шестнадцать лет) эксперт укажет возраст пятнадцать лет. При необходимости определения даты рождения будет указано тридцать первое декабря года, на который приходится минимальный возраст.

Сам факт достижения лицом установленного законом возраста еще не предрешает факта привлечения его к административной ответственности, поскольку его психологический возраст (уровень развития) может быть значительно ниже. Учитывая это, законодатель в ч. 3 ст. 4.3 КоАП предусмотрел, что если лицо вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность, то оно не подлежит административной ответственности. Установление данного факта возможно лишь при наличии заключения комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Невменяемость физического лица, совершившего деяние, предусмотренное статьей Особенной части КоАП.

В соответствии со ст. 4.4 «Невменяемость» КоАП не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания. Временным психическим расстройством являются патологический аффект, патологическое опьянение, различные посттравматические состояния и т.п. Слабоумие (олигофрения) практически всех видов (идиотия, имбецилизм, дебилизм) устраняет вменяемость, за исключением легкой степени дебильности. К иным психическим заболеваниям относятся шизофрения, психозы и др. Прекращение дела об административном правонарушении по указанному основанию возможно исключительно при наличии заключения судебно-психиатрической экспертизы.

В случае если физическое лицо, в отношении которого был начат административный процесс, лишь в процессе подготовки дела к рассмотрению заболело психическим заболеванием, исключающим его вменяемость, то в отношении него протокол об административном правонарушении не составляется. В этом случае дело об административном правонарушении также прекращается по вышеуказанному основанию.

Отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, либо отказ потерпевшего от освидетельствования по административному правонарушению, предусмотренному статьей 9.1 КоАП.

Пункт 7 части 1 ст. 9.6 ПИКоАП фактически предусматривает три самостоятельных основания для прекращения дела об административном правонарушении, которое начинается по требованию, а именно:

  1. отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя;
  2. примирение потерпевшего с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;
  3. отказ потерпевшего от освидетельствования по административному правонарушению, предусмотренному ст. 9.1 КоАП.

Первые два основания относятся ко всем одиннадцати составам, перечисленным в ст. 4.5 КоАП. Последнее распространяется только на один состав.

Статья 9.4 ПИКоАП однозначно говорит о том, что административный процесс по делам об административных правонарушениях, предусмотренных уже упомянутой ст. 4.5 КоАП, начинается только по требованию потерпевшего или его законного представителя. Такое требование должно быть выражено в виде заявления.

Следует отметить, что к стадии подготовки дела к рассмотрению применимыми являются только второе и третье основания, поскольку отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя не позволяет начать административный процесс. Примирение же потерпевшего с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, однозначно применимо именно на стадии подготовки дела к рассмотрению. При этом следует учитывать, что примирение должно быть отражено в виде совместного письменного документа (ПИКоАП не фиксирует его форму), подписываемого обеими сторонами. Примирение с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, должно осуществляться исключительно тем участником процесса, который подавал заявление, т.е. или потерпевшим, или законным представителем. Делегирование полномочий возможно только в случае, если потерпевший после подачи заявления, но до примирения был признан в установленном порядке недееспособным. Примирение на стадии подготовки дела к рассмотрению может осуществляться в любой момент до передачи дела на рассмотрение в суд или соответствующий компетентный государственный орган.

Смерть физического лица, в отношении которого был начат административный процесс, за исключением случаев, установленных ПИКоАП, а также случаев, когда административный процесс необходим для реабилитации физического лица.

Смерть физического лица должна быть подтверждена документально в установленном законом порядке (обязательно приобщение к материалам дела об административном правонарушении копии свидетельства о смерти, выданного компетентным государственным органом, либо официального ответа на запрос). Инициатива прекращения административного процесса по данному основанию может принадлежать как родственникам умершего, так и должностному лицу органа, ведущего административный процесс. Одним из немногих оснований, по которым административный процесс в отношении умершего лица может продолжаться, является необходимость реабилитации умершего лица, а также совершение им административного правонарушения в соучастии с иными лицами. Продолжение процесса для реабилитации умершего осуществляется по письменному заявлению заинтересованных лиц (представляется, что ими могут быть не только родственники умершего, но и иные лица, дорожащие его памятью, юридические лица). Само же понятие «реабилитация» встречается в ПИКоАП только один раз, и данный нормативный правовой акт не содержит такого определения, а также исходных начал в отношении того, что считать реабилитацией и где находятся ее пределы. Одним из тех немногочисленных положений ПИКоАП, которые говорят о возмещении лицу вреда, причиненного в административном процессе, являются нормы ст. 2.3 ПИКоАП. В ч. 1 ст. 2.3 ПИКоАП указана обязанность суда и органа, ведущего административный процесс, обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов лишь участников административного процесса, что не позволяет распространить ее положения на умершее лицо, в отношении которого был начат административный процесс. К тому же вред, который подлежит возмещению по смыслу статьи 2.3 ПИКоАП, должен иметь лишь денежное выражение. Таким образом, если при ведении административного процесса такому лицу не причинен физический, имущественный или моральный вред, имеющий денежное измерение, то ПИКоАП и не предусматривает возможности его возмещения. В силу изложенного право на реабилитацию как нарушенное конституционное право на презумпцию невиновности будет считаться восстановленным, если в отношении указанного лица будет вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении по основаниям, не подвергающим сомнению его невиновность.

Наличие по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания (за исключением неисполненного постановления о наложении административного взыскания, составленного в соответствии с частью 3 статьи 10.3 ПИКоАП) либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, за исключением постановления о прекращении дела об административном правонарушении при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, а также наличие по данному факту уголовного дела.

Если в отношении лица было уже однажды вынесено решение о привлечении его к административной ответственности, то повторное вынесение процессуального решения по тому же административному правонарушению не допускается. Исключением является ситуация, когда первоначальное решение было принято незаконно или необоснованно. В этом случае оно может быть в установленном ПИКоАП порядке отменено вышестоящим органом, ведущим административный процесс, либо судом по жалобе заинтересованного участника процесса или по протесту прокурора.

В порядке ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП, если лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения, выразило согласие на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда в случае его причинения, административный процесс проводится в упрощенном порядке. То есть составляется лишь постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Согласно ч. 5 ст. 10.3 ПИКоАП, если лицо, на которое в таком порядке наложено административное взыскание, не уплатит штраф в течение пяти дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания, это постановление утрачивает силу, а на лицо должен быть составлен протокол об административном правонарушении. Следствием этого будет являться повторное рассмотрение дела об административном правонарушении с вынесением постановления о наложении административного взыскания.

Если первоначально дело об административном правонарушении было прекращено за неустановлением лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, то это не является препятствием (при соблюдении сроков давности привлечения к административной ответственности) к началу административного процесса по установлении такого лица. Это положение действует только для физического лица, поскольку, как уже было указано ранее, в силу специфики норм КоАП и ПИКоАП в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей административный процесс начинается и подготовка дела об административном правонарушении ведется лишь по установленным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, подлежащим привлечению к административной ответственности.

Наличие смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 2, 3, 6 ч. 1 ст. 7.2 КоАП.

Согласно ст. 8.3 КоАП физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии одного из обстоятельств, указанных в п. 2, 3, 6 ч. 1 ст. 7.2 КоАП. Следует обратить внимание, что это основание предусматривает лишь право, а не обязанность органа, ведущего административный процесс, прекратить дело об административном правонарушении. Такая возможность реализуется только при соответствующей оценке материалов с учетом следующих обстоятельств:

  • а) наличие исчерпывающих доказательств вины конкретного физического лица;
  • б) реальная возможность достижения воспитательного воздействия на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, без применения мер административной ответственности.

Для принятия решения о прекращении дела об административном правонарушении достаточно наличия хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  2. добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  3. совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения в качестве основания для прекращения дела об административном правонарушении применимо только к составам административных правонарушений, имеющим материальную конструкцию объективной стороны. Это определяется необходимостью предотвращения вредных последствий. Вредные последствия прогнозируются в качестве неотъемлемого и закономерного результата противоправного деяния. Они должны иметь объективный характер, связанный с совершенным деянием. Определение вредных последствий дается в абз. 2 ст. 1.3 КоАП. Исходя из него предотвращенные последствия могут иметь имущественный, моральный или иной характер. Само предотвращение вредных последствий предусматривает активные действия, осуществляемые с целью предупредить наступление того либо иного вреда. Факт ненаступления последствий по тем либо иным обстоятельствам, не связанным с активными действиями виновного лица, не может квалифицироваться как предотвращение. Он может оцениваться, например, в качестве малозначительного деяния.

Добровольное возмещение или устранение причиненного вреда отличается от предыдущего тем, что вредные последствия уже наступили и виновное лицо предпринимает меры по нивелированию их воздействия на объекты правовой защиты, предмет административного правонарушения и потерпевшего. Эти меры могут осуществляться как путем заглаживания вреда в натуре (т.е. путем ремонта поврежденного имущества, восстановления его полезных свойств и др.), так и путем материального возмещения средств на ликвидацию причиненного вреда (например, возмещение стоимости лечения при побоях). Возмещение морального вреда может быть осуществлено как путем публичного принесения извинений, так и путем материальной компенсации понесенных душевных переживаний.

Исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, также предусматривает добровольность. Это основание освобождения от административной ответственности применяется в отношении составов административных правонарушений с формальной конструкцией объективной стороны.

Хотя мотивация виновного лица и не указана законодателем в качестве фактора, учитываемого при оценке вышеизложенных обстоятельств, представляется, что общественно полезные мотивы должны с большей вероятностью влечь освобождение виновного лица от административной ответственности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что при принятии решения о прекращении дела об административном правонарушении в расчет должно браться, прежде всего, поведение лица, совершившего правонарушение, а лишь потом — его мотивы. Кроме того, в любом случае необходимо обращать внимание на то, что предотвращение вреда и его заглаживание должны осуществляться в условиях свободы выбора виновного лица. Только в этом случае можно говорить о добровольности осуществления им общественно позитивных действий.

Совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости в большей степени, чем иные обстоятельства, предусматривает обращение внимания на мотивы совершения лицом административного правонарушения.

Принуждением, исходя из указанного положения, следует считать лишь физическое принуждение, т.е. непосредственное физическое воздействие иного лица на виновного с целью заставить его совершить требуемые действия. При этом характер физического воздействия должен быть таким, чтобы не лишать в полной мере виновное лицо свободы выбора между противоправным и ненаказуемым поведением. Угроза же (по сути психическое принуждение) представляет собой демонстрацию или сообщение о возможном причинении физического, имущественного или морального вреда как самому виновному, так и его близким.

Освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

Принцип равенства перед законом, предусмотренный ч. 3 ст. 4.2 КоАП, определяет, что все физические лица несут административную ответственность на равных основаниях. Вместе с тем ст. 4.7 КоАП определен исчерпывающий перечень субъектов, на которых этот принцип может не распространяться в силу их особого должностного статуса. К ним относятся лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. В силу специфики выполняемых этими должностными лицами задач, а также их правового статуса (в особенности их специальных юридических обязанностей) законодательство дает органу, ведущему административный процесс, выбор — применять или нет к ним меры административного взыскания. При этом указанное основание освобождения от административной ответственности неприменимо, если санкции статей об административных правонарушениях предусматривают такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность. В этих случаях указанные лица привлекаются к административной ответственности в общем порядке. При иных обстоятельствах орган, ведущий административный процесс, имеет право вынести постановление о прекращении дела об административном правонарушении по рассматриваемому основанию с направлением материалов дела командованию военнослужащих или руководителям иных лиц, на которых распространяются дисциплинарные уставы или специальные положения о дисциплине, для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности. Прекращение дела об административном правонарушении и направление материалов возможно на любом этапе стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. Необходимо только, чтобы были установлены факт совершения противоправного деяния, предусмотренного КоАП, личность физического лица, его совершившего (с установлением его статуса военнослужащего или иного аналогичного субъекта), виновность в совершении указанного деяния.

Сам факт направления материалов не предрешает обязательности привлечения соответствующих лиц к дисциплинарной ответственности. В деянии лица, формально содержащем признаки административного правонарушения, может и не содержаться признаков дисциплинарного проступка. Поэтому вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности решается в соответствии с ведомственными дисциплинарными нормативными правовыми актами и решениями должностных лиц, которым освобожденный от административной ответственности подчинен по службе.

Освобождение от административной ответственности жертв торговли людьми.

Появление данного обстоятельства, влекущего прекращение дела об административном правонарушении, связано, прежде всего, с необходимостью гуманного отношения к лицам, пострадавшим в той либо иной степени от противоправной деятельности. Указанное обстоятельство в некоторой степени схоже с таким обстоятельством, как совершение административного правонарушения в силу принуждения или угроз, но отличается большей общественной опасностью воздействия (только преступные деяния) и узкой его направленностью (действия, направленные на незаконную эксплуатацию и ограничение свободы человека). Законодательство предусматривает ограниченный перечень противоправных деяний, пострадав от которых, виновное в совершении административного правонарушения лицо освобождается от административной ответственности:

  1. торговля людьми (ст. 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК));
  2. использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией (ст. 171 УК);
  3. вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией (ст. 171-1 УК);
  4. использование рабского труда (ст. 181-1 УК);
  5. похищение человека (ст. 182 УК);
  6. незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (ст. 187 УК).

Статья 8.7 КоАП не требует, чтобы на момент совершения административного правонарушения факт совершения в отношении виновного лица указанных противоправных деяний был доказан в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке (т.е. законодательство не требует наличия доказанного преступления). Таким образом, достаточно лишь установленных в порядке, определяемом ПИКоАП, сведений о том, что административное правонарушение совершено под воздействием этих противоправных деяний. Вместе с тем такие противоправные деяния должны являться главной (хотя, возможно, и не единственной) причиной совершения административного правонарушения. Причем согласно п. 8-1 ч. 3 ст. 6 УК факт торговли людьми может иметь место и за пределами Республики Беларусь. Например, если лицо, ставшее жертвой торговли людьми на территории иного государства, пытается незаконно (с нарушением установленного порядка) вернуться в Республику Беларусь, то оно не будет привлекаться к административной ответственности за покушение на незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь.