Выплата дивидендов в акционерных обществах с долей государства

Ранее на страницах журнала уже рассматривались особенности распределения прибыли в акционерных обществах с долей государства, в отношении которых оно может определять принимаемые этими обществами решения <1>. Законодательство устанавливает нормативы части прибыли, которая в обязательном порядке направляется на выплату дивидендов. Размер норматива зависит от вида деятельности и уровня рентабельности общества. Контроль за выплатой дивидендов государству осуществляют налоговые органы и представители государства в органах управления акционерных обществ.

При распределении прибыли у остальных акционеров (обычно владельцев простых (обыкновенных) акций) возникают вопросы, связанные с соблюдением их прав. Данные вопросы, как правило, касаются расчета размера дивидендов, приходящихся на одну простую (обыкновенную) акцию, порядка и сроков выплаты дивидендов государству и иным акционерам, а также голосования представителей государства на общих собраниях акционеров.

Порядок и сроки выплаты дивидендов

Порядок объявления и выплаты дивидендов определяет устав акционерного общества, срок выплаты может устанавливать решение общего собрания акционеров, принятое большинством не менее 2/3 голосов участвующих в нем лиц.

В случае если устав либо решение общего собрания срок выплаты дивидендов не закрепляют, он не должен превышать 60 дней со дня принятия решения об объявлении и выплате дивидендов <2>.

В части, не урегулированной уставом, порядок объявления и выплаты дивидендов может предусматривать утвержденный общим собранием акционеров локальный нормативный правовой акт, например Положение о дивидендной политике.

В соответствии с частью первой ст. 72 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года N 2020-XII «О хозяйственных обществах» акционерное общество вправе производить выплату дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.

Вместе с тем Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. N 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» как акт более высокой юридической силы устанавливает определенные сроки исполнения обязанности по перечислению дивидендов в бюджет.

По общему правилу согласно п. 3-1 данного Указа дивиденды государству исчисляются ежеквартально и перечисляются в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Акционерное общество может предусмотреть иной срок исчисления дивидендов. В этом случае они перечисляются не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором акционерам объявлена дата выплаты дивидендов за отчетный период.

Действующее законодательство не делит акционеров на дополнительные категории, помимо категорий принадлежащих им акций, и исходит из равенства прав акционеров одинаковых категорий и типов акций. Так, согласно части пятой ст. 70 и части первой ст. 71 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года N 2020-XII «О хозяйственных обществах» каждая простая (обыкновенная) акция удостоверяет одинаковый объем прав акционера — ее владельца, в том числе права на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. Полагаем, что в силу равенства прав акционеров установление различных сроков (периода) выплаты дивидендов государству и остальным акционерам не соответствует законодательству и ставит акционеров в неравное положение.

Кроме того, в ст. 72 указанного Закона говорится о сроке, а не сроках выплаты дивидендов, который может определяться в уставе или решении общего собрания акционеров. В случае же досрочной выплаты дивидендов, если установленный срок выплаты превышает 60 дней, дивиденды выплачиваются одновременно всем акционерам — владельцам простых акций.

Исходя из комплексного толкования данных норм, можно сделать вывод, что законодатель предусматривал единый срок (период) выплаты дивидендов для всех акционеров — владельцев простых (обыкновенных) акций.

Размер дивидендов

Дивиденды выплачиваются акционерам пропорционально количеству принадлежащих им акций. Размер дивидендов в расчете на одну простую акцию, определяется в решении общего собрания акционеров на основании рекомендаций совета директоров (наблюдательного совета) при его наличии.

Порядок выработки таких рекомендаций законодательство не содержит. Полагаем, что совет директоров (наблюдательный совет) при расчете рекомендуемого размера дивидендов, приходящихся на одну простую (обыкновенную) акцию, должен руководствоваться тем, что общая сумма средств, направляемых на выплату дивидендов, не может быть меньше нормативов, установленных законодательством. Вместе с тем акционерное общество вправе направить на выплату дивидендов средства, превышающие нормативы.

Размер дивидендов, приходящихся на одну простую акцию, одинаков для всех акционеров — владельцев таких акций и определяется путем арифметического деления величины части прибыли (дохода), направляемой на выплату дивидендов, на количество акций, находящихся в обращении на дату составления списка акционеров, имеющих право на получение дивидендов.

Форму расчета части прибыли (дохода), перечисляемой в бюджет, содержит постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 5 февраля 2013 г. N 7. Общий размер дивидендов государству определяется путем умножения части прибыли (дохода), направляемой на дивидендные выплаты с учетом нормативов, на процентную долю государства в уставном фонде акционерного общества.

Размер дивидендов, причитающихся остальным акционерам, определяется путем умножения дивидендов в расчете на одну простую акцию на количество принадлежащих акционеру акций.

Участие представителей государства в общем собрании акционеров

Участие государства в управлении акционерными обществами осуществляется посредством участия его представителей в работе органов управления общества и выполнения других функций. Представитель государства назначается решением органа, осуществляющего владельческий надзор, из числа его работников и иных граждан с учетом требований законодательства <3>.

Представитель государства участвует в принятии решений органов управления общества на основании законодательства и учредительных документов и руководствуется письменными указаниями органа, осуществляющего владельческий надзор. Так, по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания акционеров (в том числе касающимся распределения прибыли), представитель государства обязан письменно согласовывать свою позицию с указанным органом <4>.

Голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу «одна голосующая акция — один голос», за исключением кумулятивного голосования <5>. Как мы отмечали выше, установление различных сроков (периода) выплаты дивидендов государству и остальным акционерам создает для них неравные условия. Соответственно в случае поступления в уполномоченный орган акционерного общества предложения о включении в повестку дня проекта решения, предусматривающего различные сроки (периоды) выплаты дивидендов, такое предложение следует отклонить как не соответствующее требованиям законодательства <6>.

Решения общего собрания акционеров, принятые с нарушением законодательства либо устава и (или) нарушающие права и законные интересы акционера, не принимавшего участия в голосовании либо голосовавшего против, можно обжаловать в суд в течение шести месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятии таких решений.

Представляется, что акционер в рамках реализации своего права на ознакомление с информацией может также направить в акционерное общество запрос на предоставление ему информации о порядке расчета дивидендов и условиях их выплаты, а также ознакомиться с локальными нормативными правовыми актами, регулирующими выплату дивидендов.

<1> Михель, К.Н. Распределение прибыли в акционерных обществах с долей государства / К.Н.Михель, О.Г.Гаврилова // Промышленно-торговое ПРАВО. — 2015. — N 7. — С. 38 — 41.

<2> Часть третья ст. 72 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года N 2020-XII «О хозяйственных обществах».

<3> Пункты 1 и 3 Положения о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. N 694.

<4> Пункт 11 вышеуказанного Положения.

<5> Часть третья ст. 45 и часть первая ст. 83 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года N 2020-XII «О хозяйственных обществах».

<6> Часть вторая ст. 41 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года N 2020-XII «О хозяйственных обществах».