В соответствии с ч. 1 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин, а на юридическое лицо — в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин.
Рассмотрим указанное на примере.
В ходе выборочной проверки соблюдения предприятием требований законодательства об охране и использовании земель было установлено, что предприятие как землепользователь не выполнило возложенные на него решениями Минского городского исполнительного комитета обязанности по оформлению в установленном порядке права пользования земельными участками.
Так, в соответствии с решением Минского городского исполнительного комитета предприятию были предоставлены в постоянное пользование земельные участки для эксплуатации и обслуживания жилых домов, а также жилых домов со встроенными нежилыми помещениями.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 193 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектами налогообложения земельным налогом у организаций признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном или временном пользовании, в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.
Пункт 3 статьи 202 НК устанавливает основания для исчисления земельного налога.
При этом согласно п. 4 ст. 192 НК отсутствие у организаций государственного акта на земельный участок, удостоверения на право временного пользования земельным участком, свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, решения уполномоченного государственного органа, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, либо отсутствие предусмотренной законодательством государственной регистрации прав частной собственности, постоянного или временного пользования земельными участками не являются основанием для непризнания этих организаций плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются.
В соответствии с ч. 7 п. 6 ст. 202 НК земельный налог за земельный участок, предоставленный во временное пользование и своевременно не возвращенный в соответствии с законодательством, самовольно занятый, используемый не по целевому назначению, исчисляется по ставкам, увеличенным на коэффициент 10, с 1-го числа месяца, с которого земельные участки использовались с нарушением установленного порядка, по последнее число месяца (включительно), в котором указанные нарушения устранены.
В то же время предприятие не выполнило своих обязательств по регистрации прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, предоставленные согласно решению Минского городского исполнительного комитета.
В соответствии со ст. 72 Кодекса Республики Беларусь о земле использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, является самовольным занятием земельного участка.
Таким образом, предприятие в проверяемом периоде фактически использовало земельные участки в г. Минске без документа, удостоверяющего право на него, т.е. самовольно их занимало.
Пунктом 2 статьи 197 НК предусмотрено, что на земельные участки, входящие в состав земель населенных пунктов, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10.
На основании изложенного предприятие допустило нарушения требований абз. 3 ч. 1 ст. 193, п. 2 ст. 197 НК, выразившиеся в неприменении ставки земельного налога, увеличенной на коэффициент 10 в связи с самовольным занятием земель г. Минска, что повлекло в проверяемом периоде неполную уплату налога на землю.
Плательщиком был нарушен подп. 1.1 п. 1 ст. 22 НК в части неполной уплаты установленных законодательством налогов, сборов (пошлин).
Все вышеуказанное повлекло привлечение плательщика к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.6 КоАП.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.7 КоАП невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет более 10 базовых величин для юридического лица либо сумма налога, сбора (пошлины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, превышает 5 процентов от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога, сбора (пошлины), влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее 10 базовых величин.
Пример.
В соответствии со ст. 152, подп. 1.1 п. 1 ст. 153 НК плательщиками подоходного налога с физических лиц признаются физические лица. Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь.
Согласно п. 1 ст. 175 НК белорусские организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, от которых плательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц. Указанные белорусские организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, признаются налоговыми агентами, имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК.
В соответствии с п. 3 ст. 13 НК филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц.
Согласно п. 1, подп. 3.1 п. 3 ст. 23 НК налоговым агентом признается юридическое лицо, осуществляющее деятельность на территории Республики Беларусь, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое в силу НК и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
Налоговый агент обязан исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, если иное не предусмотрено НК, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК.
В соответствии с п. 2, ч. 1 п. 8, ч. 1 п. 9 ст. 175 НК исчисление и уплата подоходного налога с физических лиц в соответствии со ст. 175 НК производятся в отношении доходов плательщика, источником которых является налоговый агент.
Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате.
Налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату доходов в виде оплаты труда в расчете за месяц и (или) дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В случаях, не предусмотренных ч. 1 п. 9 ст. 175 НК, налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет исчисленные и удержанные суммы подоходного налога с физических лиц в соответствии с ч. 2 п. 9 ст. 175 НК.
Согласно п. 26 Инструкции о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2013 году, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.12.2012 N 87, п. 31 Инструкции о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2014 году, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.02.2014 N 8, суммы подоходного налога с физических лиц, исчисленные и удержанные в соответствии с законодательством юридическими лицами и их филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями, имеющими отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, подлежат перечислению в соответствующий местный бюджет по месту постановки указанных юридических лиц, обособленных подразделений на учет в налоговых органах.
Юридические лица и обособленные подразделения, у которых в пределах области и (или) за пределами области (г. Минска) имеются подразделения, не состоящие на учете в налоговых органах (далее — подразделения), перечисляют исчисленные и удержанные с доходов физических лиц в соответствии с законодательством суммы подоходного налога в соответствующий местный бюджет как по месту своей постановки на учет в налоговых органах, так и по месту нахождения таких подразделений, выделенных в качестве таковых в штатном расписании и (или) иных документах, регламентирующих структуру организации. При этом по месту нахождения подразделений перечисляются суммы подоходного налога, фактически удержанные с доходов физических лиц, работающих в этих подразделениях, и (или) с доходов физических лиц, выплачиваемых этими подразделениями.
В нарушение подп. 3.1 п. 3 ст. 23, п. 1 и 9 ст. 175 НК обществом было допущено несвоевременное (неполное) перечисление в бюджет исчисленного и удержанного подоходного налога в установленный срок. В связи с этим на общество было наложено административное взыскание в соответствии с ч. 2 ст. 13.7 КоАП.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.18 КоАП выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых, либо сверхнормативные потери или сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при их добыче, либо иные нарушения требований рационального использования недр влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин, а на юридическое лицо — до 500 базовых величин.
Рассмотрим такое нарушение на примере.
В соответствии с п. 2, 9 и 27 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах (далее — КоН) вскрышные породы — горные породы, которые необходимо удалить при открытой разработке месторождения полезного ископаемого, горные породы — естественные минеральные образования определенного состава и строения, сформировавшиеся в результате геологических процессов и залегающие в земной коре в виде самостоятельных тел, недра — часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности, дна водоемов, водотоков. Исходя из изложенного вскрышные породы являются частью недр.
Одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является в соответствии с подп. 1.3 п. 1 ст. 65 КоН соблюдение предусмотренного проектной документацией на разработку месторождения полезных ископаемых порядка проведения горных работ при вскрытии, подготовке месторождения для разработки и его разработке.
Также в соответствии с подп. 2.1 и 2.3 п. 2 ст. 16 КоН юридические лица, осуществляющие пользование недрами, обязаны соблюдать условия, предусмотренные проектной документацией на пользование недрами, выполнять мероприятия, предусмотренные ежегодными планами развития горных работ.
Согласно п. 1 ст. 55 КоН горные работы в целях добычи полезных ископаемых (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых, осуществляемой в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 17 КоН) проводятся в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, проектной документацией на разработку месторождения полезных ископаемых и разработанным в соответствии с ней ежегодным планом развития горных работ.
Помимо этого, п. 55 и 56 Правил промышленной безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2013 N 77, предусмотрено, что открытые горные работы должны проводиться строго в соответствии с утвержденными проектами на разработку месторождений полезных ископаемых и ежегодными планами развития горных работ, а также в процессе работы допускается внесение проектной организацией обоснованных корректировок в проектную документацию, которые не вносились.
Проектом разработки и рекультивации месторождения песчано-гравийной смеси (ПГС) и песков было предусмотрено, что вскрышные породы необходимо отработать бульдозером, собрать в бурты (навалы), из которых экскаватором погрузить в автомобили-самосвалы и перевезти в 2 отвала (высотой 0,0 — 4,0 м), где в процессе разработки карьера они должны складироваться для использования их в дальнейшем при рекультивации карьера (размещение в выработанном пространстве карьера, выполаживание его бортов и дна). Планами развития горных работ было предусмотрено размещение вскрышных пород и почвенно-растительного слоя в раздельных отвалах и их последующее использование для рекультивации земельного участка (выработанного пространства карьера), а не для каких-либо иных целей.
В ходе проведения проверки были получены данные, указывающие на факт реализации обществом вскрышной породы под видом ПГС и песка разным сторонним организациям для использования ее в дорожном строительстве и иных целях.
Исходя из изложенного общество использовало часть вскрышных пород для иных целей, не предусмотренных проектной документацией и ежегодными планами развития горных работ, т.е. реализовало их по товаросопроводительным документам под видом ПГС и песка разным сторонним организациям для использования при строительстве разных объектов, в том числе дорожного хозяйства, и изготовлении бетонных изделий (плитки, бордюров и др.).
В соответствии с требованиями п. 14.3 и 14.6 технического кодекса установившейся практики ТКП 17.04-44-2012 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Недра. Правила охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых», утвержденного и введенного в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 06.02.2012 N 7-Т (далее — ТКП 17.04-44-2012 (02120)), недропользователь обязан обеспечить на горном предприятии систематический контроль за состоянием окружающей среды и за выполнением природоохранных мер, предусмотренных проектом, и отвалы вскрышных пород должны быть сформированы с учетом требований охраны окружающей среды согласно Закону Республики Беларусь от 26.11.1992 N 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 1982-XII).
Требованиями ч. 1 и 3 ст. 35 Закона N 1982-XII установлено, что строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденному в установленном порядке проекту, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных, противопожарных, строительных и иных требований законодательства Республики Беларусь. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов принимаются все предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды, благоустройству территории, охране историко-культурных ценностей, сбору и иному обращению с отходами и иные меры по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду.
Также ч. 1 и 2 ст. 37 Закона N 1982-XII установлено, что юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать технологические нормативы и иные требования в области охраны окружающей среды. Юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и использования отходов производства, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Таким образом, обществом не был обеспечен порядок и условия пользования недрами (вскрышной породой), а также контроль за состоянием окружающей среды в части рационального использования недр (отсутствие в отвалах карьера вскрышной породы, необходимой (предназначенной) в последующем для рекультивации карьера), чем были нарушены требования подп. 2.1 и 2.3 п. 2 ст. 16, подп. 1.3 п. 1 ст. 65 КоН, не соблюдены требования п. 14.3 и 14.6 ТКП 17.04-44-2012 (02120).