Взаимодействие субъектов хозяйствования (в том числе нерезидентов) с антимонопольными органами Республики Беларусь

Антимонопольное регулирование, безусловно, должно играть важную роль для экономики Республики Беларусь. Хорошо продуманные меры по антимонопольному регулированию способствуют стимулированию предпринимательства, развитию конкуренции, стабилизации рынка и организационно-правовому развитию антимонопольной политики в целом.

Напомним, что нерезидент в Беларуси может вести бизнес в следующих основных формах:

  1. создание юридического лица с участием нерезидента;
  2. открытие представительства;
  3. работа через зависимого агента.

При приобретении (ведении) бизнеса в Беларуси субъект хозяйствования, в т.ч. нерезидент, находится под антимонопольным контролем, в случае если его действия (бездействие) направлены на ограничение, недопущение, устранение конкуренции либо влекут за собой другие неблагоприятные последствия для товарных рынков Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Республики Беларусь не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление хозяйствующими субъектами, в т.ч. нерезидентами, своим доминирующим положением.

Субъекты естественных монополий

Если субъект хозяйствования является субъектом естественной монополии (например, осуществляет транспортировку нефти, газа и т.д.), то на него не распространяется действие Закона Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон), за исключением тех случаев, когда такой субъект хозяйствования осуществляет деятельность вне сферы естественных монополий, последствием которой стало или может стать ограничение конкуренции на товарных рынках.

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь от 16.12.2002 N 162-З «О естественных монополиях» субъект хозяйствования, являющийся субъектом естественной монополии, должен получить согласие Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь (далее — Департамент) на следующие действия:

  • заключение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров в условиях естественных монополий, если стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости чистых активов субъекта естественной монополии по последнему балансу;
  • инвестиции субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, которое не отнесено к сферам деятельности субъектов естественных монополий, в размере, превышающем 10% стоимости чистых активов субъекта естественной монополии по последнему балансу;
  • заключение любых сделок, в результате которых юридическое или физическое лицо приобретает право собственности на часть основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров в условиях естественных монополий, либо право владения и (или) пользования такой частью, если их балансовая стоимость превышает 10% стоимости чистых активов субъекта естественной монополии по последнему балансу.

Для получения вышеназванного согласия субъект естественной монополии должен представить Департаменту следующие документы:

  • заявление;
  • проект документа, оформляющего совершение сделки субъекта естественной монополии.

Антимонопольные органы

Департамент является главным антимонопольным органом в Беларуси и действует на основании Положения о Департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 967.

На местном уровне регулирование некоторых вопросов (например, передача и распределение электрической и тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение) осуществляется управлениями ценовой политики областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Меры антимонопольного регулирования, применяемые в отношении субъекта хозяйствования при осуществлении предпринимательской деятельности

Антимонопольные органы осуществляют антимонопольное регулирование посредством:

1) государственного контроля за деятельностью субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение на товарном рынке.

Данная мера государственного контроля осуществляется в виде контроля за:

  • объемом производства и качеством товаров. Субъект хозяйствования, занимающий доминирующее положение на товарных рынках Беларуси, должен каждые полгода представлять статистическую отчетность;
  • деятельностью субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Данный вид контроля осуществляется при помощи проверок (в т.ч. совместных с налоговыми и другими контролирующими органами) деятельности соответствующего субъекта хозяйствования;
  • уровнем цен и тарифов. Для субъекта хозяйствования устанавливаются предельные показатели уровня рентабельности, декларирования цен;

2) принятия мер по реорганизации и ликвидации субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;

3) осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией субъекта хозяйствования.

Для реорганизации субъект хозяйствования должен получить в Департаменте документ о согласии на проведение реорганизации.

Такой документ выдается субъекту хозяйствования в течение 30 дней с момента подачи следующих документов:

  • заявления с обоснованием целесообразности и возможности изменения либо сохранения структуры управления преобразуемого объекта, в т.ч. выделения структурных подразделений в самостоятельные организации с наделением их правами юридического лица;
  • сведений об организационной структуре управления субъекта хозяйствования.

Срок действия документа о согласии на проведение реорганизации — 12 месяцев с даты его получения;

4) выдачи антимонопольным органом согласия на совершение сделок с акциями (долями, паями).

Субъект хозяйствования должен получить в антимонопольном органе согласие на совершение сделок с акциями (долями, паями) в случаях приобретения:

  • субъектом хозяйствования (с долей на рынке более 30%) паев, доли в уставном фонде или акций другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
  • субъектом хозяйствования (с долей более 25%) паев, доли в уставном фонде или акций хозяйствующего субъекта, а равно иных сделок, в результате чего у субъекта хозяйствования появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
  • субъектом хозяйствования или их группой прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

Из вышеописанного возникает закономерный вопрос: необходимо ли получать согласие на совершение сделок с акциями (долями, паями) в случае увеличения соответствующим субъектом хозяйствования размера своего уставного фонда? Практика показывает, что Департамент требует от субъектов хозяйствования получать такое согласие при увеличении размера уставного фонда.

Согласно п. 2.6 гл. 2 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — единый перечень административных процедур), для получения согласия антимонопольного органа на совершение сделок с акциями (долями, паями) субъект хозяйствования должен представить в Департамент (управления антимонопольной и ценовой политики облисполкома (Минского горисполкома)) следующие документы:

  • заявление;
  • копии документов, подтверждающих государственную регистрацию субъекта хозяйствования и лица, в отношении которого осуществляется сделка (для иностранного юридического лица: копии учредительных документов либо выписка из торгового реестра страны происхождения или иного документа, подтверждающего юридический статус; в случае необходимости — копия положения и документ, подтверждающий государственную регистрацию филиала, представительства или дочернего предприятия);
  • копии балансов приобретателя и лица, в отношении которого осуществляется сделка, утвержденные на дату, предшествующую подаче заявления, с пояснительными записками к ним и отчетами о прибылях и убытках (за исключением организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения);
  • сведения об основных видах товаров (работ, услуг), объемах их производства, поставки в Республику Беларусь и экспорта товаров в натуральном и стоимостном выражении приобретателя и лица, в отношении которого осуществляется сделка;
  • сведения о лицах, способных прямо или косвенно определять решения иных лиц или оказывать влияние на их принятие посредством владения одним лицом в уставном фонде другого юридического лица более чем 20% акций, паев или долей;
  • проект договора на приобретение акций (паев, долей) на дату, предшествующую подаче заявления. В случае совершения сделок с акциями, принадлежащими государству, дополнительно представляется проект решения собственника, касающегося данной сделки.

Согласие антимонопольного органа на совершение сделок с акциями (паями, долями) выдается в течение 1 месяца с момента подачи вышеназванных документов. Срок действия такого согласия на совершение сделок с акциями (паями, долями) — 1 год с даты его получения;

5) оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Виды монополистической деятельности, при осуществлении которых субъект хозяйствования нарушает антимонопольное законодательство

1. Злоупотребление субъектом хозяйствования своим доминирующим положением на товарном рынке. Доминирующие положение — исключительное положение субъекта хозяйствования или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Условия доминирования субъекта хозяйствования:

  • доля на рынке определенного товара превышает установленную предельную величину;
  • доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, но государственные органы смогут установить, что положение субъекта хозяйствования является доминирующим. Доминирующее положение определяется исходя из стабильности доли субъекта хозяйствования на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурентам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок;
  • объединенное доминирование группы хозяйствующих субъектов на товарном рынке (доля каждого в отдельности субъекта хозяйствования на рынке не дает ему возможности для доминирования, однако в случае объединения в группу нескольких субъектов хозяйствования такая возможность появляется).

Оценка доминирующего положения группы основывается на 2 подходах:

  • группа хозяйствующих субъектов рассматривается как единый хозяйствующий субъект (например, в случае обладания пакетами акций друг друга, что позволяет осуществлять взаимный контроль). При этом доля на рынке группы таких хозяйствующих субъектов считается как сумма долей всех хозяйствующих субъектов;
  • определение доминирующего положения осуществляется на основе анализа поведения хозяйствующих субъектов — лидеров с учетом признаков, характеризующих положение отдельного хозяйствующего субъекта (например, в случаях с олигополистическими рынками и слабым фактическим контролем друг над другом).

По состоянию на сегодняшний день основным критерием определения доминирующего положения на рынке служит доля хозяйствующего субъекта в общем объеме производства определенного товара либо услуг, в случае превышения такой доли минимальной предельной величины устанавливается факт доминирования субъекта хозяйствования.

Шкалы по долям минимальной предельной величины, при превышении которой устанавливается факт доминирования соответствующего субъекта хозяйствования, установлены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 N 229 «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь».

Так, шкала предельных долей (минимальных величин) в процентном выражении в общем объеме реализации товара, устанавливающих факт доминирования хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) на товарном рынке производителей товаров народного потребления и услуг, выглядит следующим образом:

  • один крупнейший хозяйствующий субъект — 30%;
  • два крупнейших хозяйствующих субъекта — 54%;
  • три крупнейших хозяйствующих субъекта — 78%;
  • четыре крупнейших хозяйствующих субъекта — 95%.

В случае наличия на рынке 2 и более крупнейших производителей товаров народного потребления и услуг согласно вышеуказанным данным факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается, если доля одного из них в общем объеме реализации данного товара превышает 20%.

Шкала предельных долей (минимальных величин) в процентном выражении в общем объеме реализации товара, устанавливающих факт доминирования хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) на товарном рынке производителей товаров (продукции) производственно-технического назначения, выглядит следующим образом:

  • один крупнейший хозяйствующий субъект — 45%;
  • два крупнейших хозяйствующих субъекта — 67%;
  • три крупнейших хозяйствующих субъекта — 86%;
  • четыре крупнейших хозяйствующих субъекта — 100%.

В случае наличия на рынке 2 и более крупнейших производителей товаров производственно-технического назначения согласно вышеуказанным данным факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается, если доля одного из них в общем объеме реализации данного товара превышает 25%.

Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта (группы) является основанием для включения его в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее — Реестр).

Включение субъекта хозяйствования в Реестр осуществляется на основании установления факта его доминирования с учетом:

  • данных государственных органов статистики;
  • предложений органов государственного управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций;
  • аналитических материалов Департамента по результатам анализа товарных рынков.

Включение субъекта хозяйствования в Реестр является основанием для применения в отношении его мер антимонопольного воздействия и контроля со стороны государства.

Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, может быть исключен из Реестра в случае заключения соглашения с Департаментом. В таком соглашении, в частности, устанавливается, что субъект хозяйствования не будет осуществлять монополистическую деятельность.

Основания для исключения субъекта хозяйствования из Реестра:

  • устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке;
  • утрата им статуса юридического лица;
  • ликвидация хозяйствующего субъекта.

В Беларуси субъекту хозяйствования, занимающему доминирующее положение, запрещается:

  • создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;
  • изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющие целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
  • установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
  • заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;
  • заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;
  • заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
  • применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в т.ч. включение в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован.

Согласно главе 6 Закона злоупотребление субъектом хозяйствования доминирующим положением на рынке может повлечь за собой вынесение Департаментом:

1) предписания о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате.

Подпунктом 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 N 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» (далее — Указ N 114) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин за:

  • уклонение должностного лица государственного органа, иной государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностного лица другого юридического лица от исполнения (ненадлежащего или несвоевременного исполнения) предписаний, иных законных требований антимонопольных органов;
  • непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций;
  • представление заведомо ложной информации.

При этом необходимо отметить, что с 6 марта 2012 г. введена ответственность в том числе за уклонение от исполнения (ненадлежащего или несвоевременного исполнения) иных законных требований антимонопольных органов;

2) письма-предупреждения в адрес субъекта хозяйствования (его должностного лица).

Субъект хозяйствования, получивший письмо-предупреждение (носит профилактический характер и направлено на предотвращение нарушения антимонопольного законодательства), обязан проинформировать Департамент об устранении нарушения в срок, указанный в таком письме.

Также подп. 1.1 п. 1 Указа N 114 предоставляет право (с 6 марта 2012 г.) руководителям Департамента, областных (Минского городского) исполнительных комитетов назначать внеплановые проверки соблюдения субъектами хозяйствования антимонопольного законодательства независимо от наличия оснований, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

2. Заключение соглашений между субъектами хозяйствования, ведущих к ограничению конкуренции. Запрещены (признаются недействительными) вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между субъектами хозяйствования, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):

  • раздел товарного рынка по территориальному принципу, по видам, объемам сделок, по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей;
  • исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
  • необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в т.ч. на аукционах и торгах;
  • необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
  • осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в т.ч. с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;
  • отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Однако соглашения субъектов хозяйствования, ведущие к ограничению конкуренции, могут быть признаны правомерными в случае, если будет установлено, что:

  • положительный эффект от действий субъектов хозяйствования превысит негативные последствия для товарного рынка;
  • ограничение конкуренции осуществляется лишь в той степени, в какой это необходимо для достижения поставленных целей.

Поэтому не допускается включать в договор условия, ведущие к ограничению конкуренции. Иначе такой договор или часть договора могут быть признаны недействительными.

Стоит отметить, что субъект хозяйствования, намеревающийся заключить соглашение, которое может повлиять на конкуренцию на товарном рынке Беларуси, вправе запросить заключение антимонопольного органа на предмет соответствия соглашения антимонопольному законодательству.

Срок выдачи заключения антимонопольного органа — 1 месяц.

Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия субъекта хозяйствования, которые противоречат законодательным актам, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации на одном и том же товарном рынке.

Формы недобросовестной конкуренции, предусмотренные в главе 4 Закона:

  • незаконное использование субъектом хозяйствования не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;
  • введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;
  • незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;
  • введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами;
  • иные действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов.

Виды возможной ответственности субъекта хозяйствования за нарушение норм о недобросовестной конкуренции:

1) вынесение Департаментом предписания о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в ее результате, в следующих случаях:

  • нарушения субъектом хозяйствования антимонопольного законодательства;
  • на основании заявления третьего лица (субъекта хозяйствования), полагающего, что конкурент совершает в отношении его действия, составляющие недобросовестную конкуренцию.

Как уже упоминалось, за уклонение от исполнения вышеназванного предписания Указом N 114 предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 20 до 100 базовых величин.

Также подп. 1.4 п. 1 Указа N 114 устанавливается ответственность в виде штрафа в размере не менее 400 базовых величин для юридического лица, от 20 до 100 базовых величин для должностного лица, на индивидуального предпринимателя — от 100 до 200 базовых величин за совершение действий, являющихся недобросовестной конкуренцией, заключение и исполнение соглашений, за согласованные действия, а равно договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию.

До 6 марта 2012 г. административная ответственность за некоторые из вышеуказанных правонарушений была установлена в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин или лишения права заниматься определенной деятельностью;

2) третье лицо (субъект хозяйствования), потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требовать от конкурента прекращения действий, составляющих недобросовестную конкуренцию, а также возмещения причиненных ему убытков в судебном порядке.

Согласование создания холдинга (объединения, союза, ассоциации)

На сегодняшний день в Беларуси при создании, реорганизации холдинговой компании, союза, ассоциации или другого объединения субъектов хозяйствования необходимо получать в т.ч. согласие антимонопольного органа (Департамента).

Для этого в соответствующий антимонопольный орган представляются следующие документы согласно п. 2.4 гл. 2 единого перечня административных процедур:

  • заявление с обоснованием целесообразности создания холдинга;
  • решение о создании холдинга, принятое управляющей компанией холдинга в порядке, определенном ее уставом или собственником;
  • сведения об основных видах деятельности каждого из участников холдинга, их доле на соответствующем товарном рынке.

Срок осуществления данной административной процедуры составляет 1 месяц, а срок действия документа о согласии на создание холдинга — 1 год.