Взыскание суммы вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции охоты

Обстоятельства: В ходе проведенной проверки было выявлено, что юридическим лицом проведены незаконные охоты, во время которых осуществлена добыча нормируемых видов охотничьих животных с превышением количества разрешенного к добыче планом.

Требование: О взыскании суммы вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции охоты.

Решение: Требование было удовлетворено, поскольку ведение охотничьего хозяйства осуществлялось с нарушением требований, установленных законодательством.

Название документа: Решение экономического суда Гомельской области от 12.09.2016 (дело N 357-11/2016)

Примечание

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 17.10.2016 (дело N 357-11/2016-175А) данное решение оставлено без изменения.

РЕШЕНИЕ

Экономический суд Гомельской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь к учреждению «Районная организационная структура республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов» (далее — районная организационная структура РГОО «БООР») о взыскании 17 493 руб. 00 коп., с участием представителей,

Установил:

Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика 16 380 руб. 00 коп. суммы вреда, причиненного окружающей среде, а также 1113 руб. 00 коп. стоимости незаконно добытой продукции охоты.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что факт причинения вреда подтверждается актом проверки от 6 мая 2016 г. Истец просит суд признать возражения ответчика необоснованными и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, в частности указав, что ответчик в своей деятельности руководствовался нормами действующего законодательства. Ответчик считает, что вред окружающей среде причинен незначительный, а ущерб является не адекватным содеянному. В выявленных нарушениях отсутствует вина общества, все доказательства указывают, что нарушения были допущены бывшим директором при неправильном составлении документов. Представитель ответчика просит признать заявленные требования необоснованными и, учитывая фактические обстоятельства дела, отказать истцу в иске.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью первой статьи 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь с ответчика в бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 874 руб. 65 коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 133, 190, 192, 193, 199, 201, 204, 207 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд

Решил:

Взыскать с районной организационной структуры РГОО «БООР» в доход республиканского бюджета 17 493 руб. 00 коп., в том числе 16 380 руб. 00 коп. в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, и 1113 руб. 00 коп. в возмещение стоимости незаконно добытой продукции.

Взыскать с районной организационной структуры РГОО «БООР» в республиканский бюджет 874 руб. 65 коп. государственной пошлины.

Выдать приказы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда Гомельской области в течение 15 дней со дня его принятия.

МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ

Изучив письменные материалы дела, исследовав и оценив представленные сторонами дополнительные доказательства, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд установил следующее.

Областной инспекцией охраны животного и растительного мира (далее — областная инспекция) в соответствии с пунктом 1701 координационного плана контрольной (надзорной) деятельности по области на первое полугодие 2016 года, на основании предписания Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь от 29 марта 2016 г. N 9 на проведение плановой проверки проведена плановая проверка юридического лица, пользователя охотничьих угодий (договор аренды от 18 марта 2014 г. N 4) — районной организационной структуры РГОО «БООР» по вопросам соблюдения требований законодательства при ведении охотничьего хозяйства за период деятельности с 2 июня 2013 г. по 29 апреля 2016 г.

По результатам проверки составлен акт от 6 мая 2016 г., который был вручен проверяемому субъекту 12 мая 2016 г.

В ходе проверки было установлено, что что в период с 23 мая 2014 г по 30 декабря 2014 г. в нарушение Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. N 580 (далее — Правила охоты) (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2013 г. N 551 (далее — Указ N 551), районной организационной структурой РГОО «БООР» организованы и (или) проведены незаконные охоты, во время которых осуществлена добыча нормируемых (нормированных) видов охотничьих животных с превышением количества разрешенного к добыче планом изъятия с учетом их пола и возраста, в результате чего незаконно добыты: одна особь лося и четыре особи косули.

Приложением 11 к Правилам охоты в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. N 386 (далее — Указ N 386) «Перечень сроков, способов и орудий охоты на отдельные виды охотничьих животных» установлено, что общий срок охоты на лося различными способами охоты составляет с 1 сентября по 30 декабря, общий срок охоты на косулю различными способами охоты составляет с 15 мая по 30 декабря.

В представленных планах изъятия лося и косули по участкам N 1 и N 2 указан период изъятия лося — «10 июня — 31 декабря 2014 г.» и период изъятия косули — «20 сентября — 31 декабря 2014 г.» в охотничьих угодьях районной организационной структуры РГОО «БООР».

Таким образом, планирование изъятия лося и косули осуществлено в нарушение Правил охоты в редакции Указа N 386 на период, превышающий установленный Правилами охоты в редакции Указа N 386.

Нормативно-правовыми актами, устанавливавшими порядок и технологию проведения учетов численности охотничьих животных (Правила охоты в редакции Указа N 386, ТКП 380-2012 (02080) «Порядок проведения учетов охотничьих животных», ТКП 341-2012 (02080) «Технология зимнего маршрутного учета охотничьих животных»), действовавшими на момент проведения учетов и планирования изъятия, не было предусмотрено планирование изъятия охотничьих животных раздельно по участкам, в случае если арендуемые охотничьи угодья представлены территориально разделенными участками, не имеющими общих границ.

Согласно плану изъятия лося, кабана и косули в охотничьих угодьях районной организационной структуры РГОО «БООР» в период с 15 мая 2014 г. по 30 апреля 2015 г. (период изъятия лося: с 1 сентября по 30 декабря 2014 г.; период изъятия косули: с 15 мая по 30 декабря 2014 г.), который утвержден и. о. директора районной организационной структуры РГОО «БООР» Н. и согласован с районным исполнительным комитетом, ГОЛХУ «Опытный лесхоз» и областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды, согласно которому учреждением запланировано к изъятию: лось — 12 особей, в том числе 5 взрослых (3 самца (в том числе 1 трофейный), 2 самки) и 7 молодняка; косуля — 20 особей, в том числе 14 взрослых (12 самцов (в том числе 3 трофейных), 2 самки) и 6 молодняка.

Согласно плану изъятия лося, косули в охотничьих угодьях районной организационной структуры РГОО «БООР», утвержденному директором учреждения, согласованному с районным исполнительным комитетом, ГОЛХУ «Опытный лесхоз» и областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды, учреждением в период с 15 мая 2014 г. по 30 декабря 2014 г. запланировано к изъятию:

— лось — 12 особей, в том числе 5 взрослых (3 самца (в том числе 1 трофейный), 2 самки) и 7 молодняка;

— косуля — 20 особей, в том числе 14 взрослых (12 самцов (в том числе 3 трофейных), 2 самки) и 6 молодняка.

Анализ фактического изъятия охотничьих животных нормируемых (нормированных) видов по отношению к запланированному, в том числе по полу и возрасту, на основании представленных к проверке закрытых разовых разрешений (разрешений) показал, что фактически добыто:

— лось — 13 особей, в том числе 5 взрослых (3 самца (в том числе 1 трофейный), 2 самки) и 8 молодняка;

— косуля — 19 особей, в том числе 19 взрослых (15 самцов (в том числе 1 трофейный), 4 самки).

Проверкой установлен факт добычи пользователем охотничьих угодий косули самца взрослого сверх утвержденного планом изъятия количества с учетом их пола и возраста.

В соответствии с утвержденным директором районной организационной структуры РГОО «БООР» и согласованным с районным исполнительным комитетом, ГОЛХУ «Опытный лесхоз» и областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды планом изъятия лося, косули в охотничьих угодьях районной организационной структуры РГОО «БООР» в период с 15 мая 2014 г. по 30 декабря 2014 г. районной организационной структуре РГОО «БООР» разрешалось изъять 20 особей косули, в том числе 14 взрослых (12 самцов (в том числе 3 трофейных), 2 самки) и 6 молодняка.

Проверкой закрытых разовых разрешений (разрешений) на добычу охотничьего животного установлено, что в период с 23 мая 2014 г. по 30 декабря 2014 г. изъято 14 особей косули самца взрослого.

В соответствии с пунктом 52 Правил охоты в редакции Указа N 551 разрешения на добычу охотничьего животного должны реализовываться в соответствии с утвержденными планами изъятия охотничьих животных нормируемых видов.

В пределах установленного планом изъятия общего количества охотничьих животных нормируемого вида допускается реализация разрешений на добычу сеголеток, а для кабана — молодняка до двух лет, с превышением количества, установленного для их добычи в плане изъятия.

Охотничьи животные нормируемых видов, добытые по разрешениям на их добычу, выданным сверх плана изъятия этих животных, кроме случаев, указанных в части второй настоящего пункта, считаются добытыми без надлежащего на то разрешения.

Установленную законодательством ответственность за добычу этих животных, в том числе возмещение причиненного окружающей среде вреда, несет пользователь охотничьих угодий, выдавший разрешения на добычу охотничьих животных сверх плана их изъятия.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что добытая 30 декабря 2014 г. тринадцатая особь косули взрослой самца нетрофейного по разрешению добыта в нарушение пункта 52 Правил охоты в редакции Указа N 551, т. е. незаконно, без надлежащего на то разрешения.

В соответствии с требованием подпункта 2.13 пункта 2 статьи 40 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. N 257-З «О животном мире» пользователи объектов животного мира обязаны в соответствии с законодательством возмещать вред, причиненный при осуществлении пользования объектами животного мира.

В соответствии с требованием статьи 63 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. N 257-З «О животном мире» вред, причиненный объектам животного мира и (или) среде их обитания в результате нарушения законодательства об охране и использовании животного мира, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь.

В соответствии с требованием статьи 101 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. N 1982-XII «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено настоящей статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.

В соответствии с требованием статьи 101-1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. N 1982-XII «Об охране окружающей среды» размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Президентом Республики Беларусь, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии с требованиями пункта 182 Правил охоты в редакции Указа N 551 вред, причиненный окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания, подлежит возмещению лицом, причинившим его, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь, а в случае невозможности их применения — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Возмещение указанного вреда осуществляется независимо от изъятия продукции охоты.

В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. N 1042 (в редакции постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 1940, от 12 декабря 2011 г. N 1677), вред окружающей среде считается причиненным при незаконном изъятии или уничтожении диких животных, включая гибель рыбы или других водных животных.

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. N 1042 (в редакции постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 1940, от 12 декабря 2011 г. N 1677), размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. N 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», исходя из вида, количества или массы диких животных (их эмбрионов).

Согласно подпункту 1.1.4 пункта 1 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. N 580 (в редакции Указа N 551) такс за 1 экземпляр косули независимо от веса и размера взыскивается вред в размере 120 базовых величин.

В соответствии с требованиями частей второй и третьей статьи 62 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. N 257-З «О животном мире» при невозможности изъятия незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира либо невозможности реализации изъятой незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира или экономической нецелесообразности реализации такой продукции взыскивается ее стоимость в порядке, установленном законодательными актами.

Порядок определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с требованиями пункта 181 Правил охоты в редакции Указа N 551 изъятие и использование незаконно добытой продукции охоты, орудий незаконной охоты, запрещенных орудий охоты, взыскание и определение размера стоимости незаконно добытой продукции охоты при невозможности ее изъятия производятся в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. N 1022, под незаконно добытой продукцией пользования объектами животного мира понимается продукция пользования объектами животного мира, добытая с нарушением законодательства об охране и использовании животного мира.

Приложением к Положению о порядке определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. N 1022, определено, что стоимость незаконно добытого одного экземпляра косули взрослой составляет 7 базовых величин.

Проверкой установлен факт добычи пользователем охотничьих угодий косули самок взрослых сверх утвержденного планом изъятия количества с учетом их пола и возраста.

В соответствии с утвержденным директором районной организационной структуры РГОО «БООР» и согласованным с районным исполнительным комитетом, ГОЛХУ «Опытный лесхоз» и областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды планом изъятия лося, косули в охотничьих угодьях районной организационной структуры РГОО «БООР» в период с 15 мая 2014 г. по 30 декабря 2014 г. районной организационной структуре РГОО «БООР» разрешалось изъять 20 особей косули, в том числе 14 взрослых (12 самцов (в том числе 3 трофейных), 2 самки) и 6 молодняка.

Проверкой закрытых разовых разрешений (разрешений) на добычу охотничьего животного установлено, что в период с 9 августа 2014 г. по 25 декабря 2014 г. изъято 4 особи косули самок взрослых.

При проведении проверки также был установлен факт добычи пользователем охотничьих угодий одной особи лося сверх утвержденного планом изъятия количества.

В соответствии с утвержденным директором районной организационной структуры РГОО «БООР» и согласованным с районным исполнительным комитетом, ГОЛХУ «Опытный лесхоз» и областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды планом изъятия лося, косули в охотничьих угодьях районной организационной структуры РГОО «БООР» в период с 15 мая 2014 г. по 30 декабря 2014 г. районной организационной структуре РГОО «БООР» разрешалось изъять 12 особей лося, в том числе 5 взрослых (3 самца (в том числе 1 трофейный), 2 самки) и 7 молодняка.

Проверкой закрытых разовых разрешений (разрешений) на добычу охотничьего животного установлено, что в период с 4 октября 2014 г. по 30 декабря 2014 г. изъято 13 особей лося.

В соответствии с частью первой пункта 125 Правил охоты в редакции Указа N 551 в случае непреднамеренной добычи охотничьих животных нормируемых видов сверх количества имеющихся разрешений на добычу этих животных в отчете об использовании одного разрешения указываются фактическое количество (прописью) добытых по нему животных, их вид, возраст, для взрослых копытных животных, глухаря и тетерева — пол, для взрослых самцов копытных животных — качество (трофейный, нетрофейный). За добытых охотничьих животных сверх разрешенного количества пользователем охотничьих угодий с охотников, добывших данных животных, взимается плата в двукратном размере стоимости разрешения за фактически добытое охотничье животное, а в случае если такая стоимость им не определена, — в двукратном размере минимальной предельной стоимости, установленной Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 2 распоряжения учреждения от 15 октября 2015 г. N 05-01/33 «Об открытии осенне-зимнего сезона охоты 2015 — 2016 гг.» стоимость разрешения на лося сеголетка установлена в размере 3 000 000 руб.

Таким образом, в нарушение части первой пункта 125 Правил охоты в редакции Указа N 551 за добытое охотничье животное (тринадцатую особь лося) сверх разрешенного количества учреждением с охотника, добывшего данное животное, взята плата в однократном размере стоимости разрешения за фактически добытое охотничье животное.

В соответствии с пунктом 110 Правил охоты в редакции Указа N 551 граждане при проведении охоты должны иметь при себе охотничью путевку или разрешение на добычу охотничьего животного и охотничью путевку к нему, выданные этим гражданам (либо они должны быть записаны в охотничьей путевке к разрешению на добычу охотничьего животного, находящейся у руководителя охоты).

В соответствии с пунктом 129 Правил охоты в редакции Указа N 551 запрещается охота при отсутствии или использовании недействительных документов, перечисленных в пунктах 110 и (или) 111 Правил охоты.

Таким образом, добытая 30 декабря 2014 г. тринадцатая особь лося сеголетка самца по разрешению добыта в нарушение пунктов 52 и 129 Правил охоты в редакции Указа N 551, т. е. незаконно, без надлежащего на то разрешения.

Согласно подпункту 1.1.2 пункта 1 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. N 580 (в редакции Указа N 551) такс за 1 экземпляр лося независимо от веса и размера взыскивается вред в размере 300 базовых величин.

К молодняку относятся особи лося, оленя благородного, оленя пятнистого, лани, косули европейской в возрасте до одного года, кабана в возрасте до двух лет.

Приложением к Положению о порядке определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. N 1022, определено, что стоимость незаконно добытого одного экземпляра лося молодняка составляет 25 базовых величин.

Акты об установлении фактов причинения вреда окружающей среде составлены 15 июня 2016 г. в соответствии с Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. N 1042.

В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. N 1042, размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется на основании значения базовой величины, установленной на дату составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, в белорусских рублях.

На дату составления актов об установлении фактов причинения вреда окружающей среде размер базовой величины составлял 210 000 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2015 г. N 1059).

В соответствии со статьей 101 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. N 1982-XII «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено настоящей статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.

В соответствии с частью первой статьи 63 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. N 257-З «О животном мире» вред, причиненный объектам животного мира и (или) среде их обитания в результате нарушения законодательства об охране и использовании животного мира, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 259 Правил охоты в редакции Указа N 386 вред, причиненный окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения охотничьих животных и вредного воздействия на среду их обитания, подлежит возмещению лицом, причинившим его, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь. Возмещение указанного вреда осуществляется независимо от изъятия продукции охоты.

В соответствии с пунктом 182 Правил охоты в редакции Указа N 551 вред, причиненный окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания, подлежит возмещению лицом, причинившим его, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь, а в случае невозможности их применения — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Возмещение указанного вреда осуществляется независимо от изъятия продукции охоты.

Истцом также обоснованно определен размер вреда, причиненного окружающей среде, в результате незаконного изъятия 1 (одной) особи лося и 4 (четырех) особей косули, который рассчитан в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. N 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2013 г. N 551), и составляет 16 380 000 (шестнадцать миллионов триста восемьдесят тысяч) неденоминированных руб.

Статьей 62 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. N 257-З «О животном мире» установлено, что незаконно добытая продукция пользования объектами животного мира подлежит изъятию и реализации в порядке, установленном законодательными актами. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира либо невозможности реализации изъятой незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира или экономической нецелесообразности реализации такой продукции взыскивается ее стоимость в порядке, установленном законодательными актами.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что стоимость незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира рассчитана в соответствии с Положением о порядке определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. N 1022, и составляет 11 130 000 (одиннадцать миллионов сто тридцать тысяч) неденоминированных руб.

В соответствии с частью первой статьи 937 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Факты причинения вреда окружающей среде подтверждаются имеющимися в материалах дела актом проверки от 6 мая 2016 г., актами об установлении фактов причинения вреда окружающей среде от 15 июня 2016 г., материалами учетов численности охотничьих животных, планом изъятия охотничьих животных, разовыми разрешениями (разрешениями) на добычу охотничьего животного нормированных (нормируемых) видов и охотничьими путевками к ним, объяснениями и другими материалами.

Судом не приняты доводы ответчика о том, что вред окружающей среде причинен незначительный, а ущерб является не адекватным содеянному, в выявленных нарушениях отсутствует вина общества, все доказательства указывают, что нарушения были допущены бывшим директором при неправильном составлении документов.

Из материалов дела следует, что ответчиком в нарушение части второй пункта 125 Правил охоты в редакции Указа N 551 не были приняты меры по недопущению превышения составленного и утвержденного в установленном порядке плана изъятия охотничьих животных нормируемых видов.

Планом изъятия лося, косули в охотничьих угодьях районной организационной структуры РГОО «БООР» установлена норма изъятия в 12 особей лося.

Таким образом, добытая в охотничьих угодьях районной организационной структуры РГОО «БООР», в охотдаче, 30 декабря 2014 г. при проведении охоты по охотничьей путевке на добычу косули и лося тринадцатая особь лося сеголетка самца по разрешению добыта в нарушение пункта 52 Правил охоты в редакции Указа N 551 сверх установленного к добыче количества, разрешенного планом изъятия, т. е. незаконно.

В результате незаконного изъятия тринадцатой особи лося сеголетка самца окружающей среде причинен вред в размере 300 базовых величин.

Согласно плану изъятия лося, косули в охотничьих угодьях районной организационной структуры РГОО «БООР», утвержденному директором учреждения, согласованному с районным исполнительным комитетом, ГОЛХУ «Опытный лесхоз» и областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды, учреждением в период с 15 мая 2014 г. по 30 декабря 2014 г. запланировано к изъятию:

— косуля — 20 особей, в том числе 14 взрослых (12 самцов (в том числе 3 трофейных), 2 самки) и 6 сеголетка.

Анализ фактического изъятия охотничьих животных нормируемых (нормированных) видов по отношению к запланированному, в том числе по полу и возрасту, на основании представленных к проверке закрытых разовых разрешений (разрешений) показал, что фактически добыто:

— косуля — 19 особей, в том числе 18 взрослых (14 самцов (в том числе 1 трофейный), 4 самки).

Таким образом, анализ вышеуказанного законодательства и представленные истцом доказательства в своей совокупности позволяют суду прийти к выводу о том, что в результате организации и проведения должностными лицами районной организационной структуры РГОО «БООР» незаконной охоты окружающей среде причинен вред в крупном размере.

В соответствии со статьей 108 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле.

Оценив в совокупности доводы истца и ответчика, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку исковые требования судом признаны обоснованными, то в соответствии с частью второй статьи 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь с ответчика в республиканский бюджет подлежит взысканию государственная пошлины в размере 874 руб. 65 коп.