Юридическая ответственность в сфере розничной торговли. Часть 4. Административная ответственность в сфере розничной торговли. Нарушение порядка приема денежных средств. Нарушение порядка оборота алкогольной продукции и табачных изделий. Реализация недоброкачественной продукции

В части 3 настоящей статьи были рассмотрены вопросы, касающиеся административной ответственности за обман потребителей, за нарушение законодательства о книге замечаний и предложений, правил торговли и порядка формирования и применения цен. Настоящая часть статьи посвящена административной ответственности за реализацию недоброкачественной продукции, нарушение порядка приема денежных средств, порядка оборота алкогольной продукции и табачных изделий, а также за некоторые другие административные правонарушения.

1. Статья 12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает административную ответственность за нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет. Согласно указанной статье нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником индивидуального предпринимателя или юридического лица либо нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет индивидуальным предпринимателем влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин. Применительно к договору розничной купли-продажи к административной ответственности по статье 12.18 КоАП могут быть привлечены:

1) работник продавца — индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющий прием наличных денежных средств от покупателей в счет оплаты товара (продавец, кассир и др.);

2) продавец — индивидуальный предприниматель, который сам непосредственно осуществляет прием наличных денежных средств от покупателей в счет оплаты товара.

Таким образом, особенностью административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.18 КоАП, является то, что его субъектом может быть, как правило, только работник продавца, а не сам продавец, за исключением случая, когда продавец — индивидуальный предприниматель, лично осуществляющий прием наличных денежных средств от покупателей в счет оплаты товара.

2. Согласно части 1 статьи 12.20 КоАП нарушение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и (или) платежных терминалов для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, а равно отсутствие указанного оборудования для приема наличных денежных средств при продаже товаров влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от десяти до двухсот базовых величин. Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования».

3. Статья 12.23 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение порядка оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий. Применительно к розничной торговле административная ответственность по указанной статье наступает за следующие нарушения:

1) торговля табачными изделиями:

а) не маркированными в установленном порядке акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь. Согласно пункту 14 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее — Положение о табачных изделиях):

  • маркировке акцизными марками подлежат ввозимые на территорию Республики Беларусь табачные изделия, а также произведенные в Республике Беларусь и предназначенные для оборота на ее территории табачные изделия (часть первая пункта 14 Положения о табачных изделиях). Пунктом 18 Положения о табачных изделиях предусмотрены случаи, в которых табачные изделия не подлежат маркировке акцизными марками;
  • маркировке специальными марками подлежат табачные изделия, обращенные в доход государства. Маркировка осуществляется организациями, реализующими такие изделия (часть вторая пункта 14 Положения о табачных изделиях);

б) без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца), подтверждающих легальность ввоза, приобретения, производства табачных изделий;

в) с документами, содержащими недостоверные сведения (абзац первый части 1 статьи 12.23 КоАП).

Указанные нарушения влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от двухсот пятидесяти до трехсот базовых величин с конфискацией реализуемых табачных изделий (абзац второй части 1 статьи 12.23 КоАП);

2) торговля алкогольными напитками:

а) не маркированными в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками. Согласно статье 19 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон об алкогольной продукции):

  • маркировке акцизными марками подлежат алкогольные напитки, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь и произведенные в Республике Беларусь, разлитые в потребительскую тару (упаковку) и предназначенные для оборота на ее территории (часть первая пункта 1 статьи 19 Закона об алкогольной продукции). Пунктом 2 статьи 19 Закона об алкогольной продукции определены случаи, в которых алкогольные напитки не подлежат маркировке акцизными марками;
  • маркировке специальными марками подлежат алкогольные напитки, задержанные или изъятые правоохранительными и контролирующими органами, а также конфискованные либо обращенные в доход государства иным способом (пункт 6 статьи 19 Закона об алкогольной продукции);

б) без сопроводительных документов;

в) с не соответствующими действительности документами, подтверждающими легальность их ввоза, приобретения, производства (абзац первый части 2 статьи 12.23 КоАП).

Указанные нарушения влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от двухсот пятидесяти до трехсот базовых величин с конфискацией реализуемых алкогольных напитков, а также выручки, полученной от их реализации (абзац второй части 2 статьи 12.23 КоАП);

3) торговля юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем табачными изделиями с поддельными акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от ста до трехсот базовых величин, а на юридическое лицо — от трехсот до пятисот базовых величин с конфискацией реализуемых табачных изделий (часть 3 статьи 12.23 КоАП);

4) торговля алкогольными напитками с поддельными акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двухсот пятидесяти до трехсот базовых величин с конфискацией реализуемых алкогольных напитков, а на юридическое лицо — от четырехсот пятидесяти до пятисот базовых величин с конфискацией реализуемых алкогольных напитков (часть 4 статьи 12.23 КоАП);

5) торговля этиловым спиртом, произведенным из всех видов сырья, непищевой спиртосодержащей продукцией без сопроводительных документов либо с не соответствующими действительности документами, подтверждающими легальность их ввоза, приобретения, производства, влечет наложение штрафа в размере от сорока до восьмидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от двухсот до двухсот пятидесяти базовых величин с конфискацией реализуемых спирта и продукции, а также выручки, полученной от их реализации (часть 6 статьи 12.23 КоАП).

4. Статья 12.24 КоАП предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований по проверке подлинности акцизных и специальных марок Республики Беларусь при торговле табачными изделиями и алкогольной продукцией. Применительно к розничной торговле административная ответственность по указанной статье наступает за следующие нарушения:

1) нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица порядка розничной торговли табачными изделиями, выразившееся в необеспечении проверки подлинности акцизных и (или) специальных марок Республики Беларусь на табачных изделиях, реализуемых индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом либо их структурными подразделениями (объекты торговли и общественного питания), разрешенными к применению и исправными приборами для проверки подлинности указанных марок, влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин (часть 1 статьи 12.24 КоАП). Пунктом 2 Положения о табачных изделиях установлены:

а) требование об обязательном наличии при осуществлении розничной торговли табачными изделиями разрешенных к применению и исправных приборов для проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок;

б) обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю табачными изделиями, обеспечивать проверку подлинности акцизных и (или) специальных марок на табачных изделиях, реализуемых ими в принадлежащих им торговых объектах и (или) объектах общественного питания;

2) нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица порядка розничной торговли алкогольными напитками, выразившееся в необеспечении проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок на алкогольных напитках, реализуемых индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом или их структурными подразделениями, разрешенными к применению и исправными приборами для проверки подлинности указанных марок, подтверждающих легальность ввоза в Республику Беларусь или производства на ее территории данных напитков, влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин (часть 2 статьи 12.24 КоАП). Пунктами 5 — 7 статьи 21 Закона об алкогольной продукции установлены:

а) требование об обязательном наличии при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями розничной торговли алкогольными напитками исправных приборов для проверки подлинности акцизных и (или) специальных марок, внесенных в Государственный реестр приборов для контроля подлинности ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты;

б) обязанность юридических лиц, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками, обеспечить проверку подлинности акцизных и (или) специальных марок на алкогольных напитках, принадлежащих им либо находящихся на хранении у них, в том числе в их обособленных подразделениях;

в) обязанность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками в объектах общественного питания, обеспечить проверку подлинности акцизных марок на принадлежащих им алкогольных напитках.

5. Статья 12.25 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации, порядка подтверждения соответствия алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, несоблюдение требований к информации, указываемой на потребительской таре. Применительно к розничной торговле административная ответственность по указанной статье наступает за следующие нарушения:

1) часть 1 статьи 12.25 КоАП предусматривает административную ответственность за следующие нарушения:

а) нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, порядка обязательного подтверждения соответствия алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

б) неоднократное (два и более раза в течение одного года) нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, порядка обязательного подтверждения соответствия табачного сырья и табачных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (абзац первый части 1 статьи 12.25 КоАП).

Указанные нарушения влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией реализуемых продукции и спирта, табачного сырья и табачных изделий (абзац второй части 1 статьи 12.25 КоАП);

2) торговля алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и этиловым спиртом, а также табачным сырьем и табачными изделиями, осуществляемая без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия их качества и безопасности установленным требованиям, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией реализуемых продукции и спирта, табачного сырья и табачных изделий (часть 2 статьи 12.25 КоАП).

В соответствии с частью второй статьи 25 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — Закон об оценке соответствия), а также главой 18 перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, установленного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60 (далее — Перечень), в отношении алкогольной продукции обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме обязательной сертификации. Документом, подтверждающим прохождение процедуры обязательной сертификации, является сертификат соответствия, выданный аккредитованным органом по сертификации (часть первая статьи 10 и часть вторая статьи 24 Закона об оценке соответствия).

В соответствии с частью второй статьи 25 Закона об оценке соответствия, а также главой 34 Перечня в отношении табачных изделий обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме декларирования соответствия. Документом, подтверждающим прохождение процедуры декларирования соответствия, является декларация о соответствии, принятая изготовителем (продавцом) и зарегистрированная в аккредитованном органе по сертификации (абзац седьмой статьи 1, часть первая статьи 10 и часть четвертая статьи 29 Закона об оценке соответствия).

Порядок подтверждения наличия сертификатов соответствия и деклараций о соответствии на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, при реализации продукции в розничной торговой сети установлен постановлением Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.05.2007 N 28/35/38/27 «О подтверждении безопасности и качества товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках»;

3) нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица требований законодательства к информации, указываемой на потребительской таре (упаковке) алкогольных напитков и табачных изделий, при осуществлении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом розничной торговли ими влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин (часть 3 статьи 12.25 КоАП). Требования к информации, указываемой на потребительской таре (упаковке) табачных изделий, определены пунктами 22 — 23 Положения о табачных изделиях. Требования к информации, содержащейся на потребительской таре (упаковке) алкогольных напитков, определены статьей 18 Закона об алкогольной продукции.

6. Статья 12.35 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками, а именно применительно к розничной торговле — за реализацию на территории Республики Беларусь юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров является обязательной:

1) без контрольных (идентификационных) знаков;

2) с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка (абзац первый статьи 12.35 КоАП).

Указанное нарушение влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.

Порядок нанесения на товары контрольных (идентификационных) знаков установлен Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 N 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками». Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 N 1030 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. N 243».

7. Статья 12.46 КоАП устанавливает административную ответственность за незаконное использование генетически модифицированных составляющих (компонентов), непредоставление или предоставление недостоверных сведений о таких составляющих (компонентах). В частности, применительно к розничной торговле административная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения в рассматриваемой сфере:

1) торговый оборот в Республике Беларусь детского питания, изготовленного с использованием генетически модифицированных составляющих (компонентов), влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией этой продукции, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией этой продукции, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин с конфискацией этой продукции (часть 1 статьи 12.46 КоАП). Торговый оборот детского питания, изготовленного с использованием генетически модифицированных составляющих (компонентов), запрещен подпунктом 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2005 N 434 «О некоторых вопросах информирования потребителей о продовольственном сырье и пищевых продуктах» (далее — постановление N 434);

2) непредоставление потребителям сведений о продовольственном сырье и пищевых продуктах, полученных с использованием генетически модифицированных составляющих (компонентов) и пищевых добавок, либо предоставление таких сведений, содержащих недостоверную информацию, влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до ста базовых величин (часть 2 статьи 12.46 КоАП). Обязанность продавца довести до сведения потребителей информацию о том, что пищевой продукт является генетически модифицированным, если в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты), предусмотрена подпунктом 2.4 пункта 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), а также частью шестой пункта 15 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 N 384. Сведения, подлежащие указанию юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговый оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов, полученных с использованием генетически модифицированных составляющих (компонентов), пищевых добавок, на каждой единице потребительской тары (этикетке, контрэтикетке, ярлыке) или ином носителе информации, предусмотрены подпунктом 1.1.1 пункта 1 постановления N 434. Подпунктом 1.4 пункта 1 постановления N 434 запрещен торговый оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов, полученных с использованием генетически модифицированных составляющих (компонентов) и пищевых добавок, при отсутствии таких сведений.

8. Статья 16.7 КоАП предусматривает административную ответственность за выпуск либо реализацию недоброкачественной продукции, под которыми понимаются выпуск на товарный рынок либо реализация потребителям недоброкачественной продукции:

1) заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей;

2) заведомо загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней (абзац первый статьи 16.7 КоАП).

Таким образом, следует отметить, что административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.7 КоАП, является умышленным, поскольку для применения указанной статьи необходимо, чтобы продукция была недоброкачественной заведомо для продавца. Если продавцу не было известно о том, что продукция недоброкачественная, он не может быть привлечен к административной ответственности по статье 16.7 КоАП.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.7 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией этой продукции, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией этой продукции, а на юридическое лицо — до тысячи базовых величин с конфискацией этой продукции (абзац второй статьи 16.7 КоАП).

9. Согласно статье 16.8 КоАП нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила, влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин. При этом согласно абзацу второму статьи 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 N 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии) гигиенический норматив — это технический нормативный правовой акт, устанавливающий допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания человека, продукцию с позиций их безопасности и безвредности для человека. Согласно абзацу двадцать первому статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии санитарные нормы и правила — это технические нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (часть вторая статьи 13 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии). Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь (часть третья статьи 13 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии).

10. Частью первой пункта 2 статьи 44 Закона о защите прав потребителей предусмотрена ответственность изготовителя (продавца, поставщика, представителя, ремонтной организации) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в виде штрафа в размере ста процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Ответственность, предусмотренная частью первой пункта 2 статьи 44 Закона, наступает при следующих условиях:

1) с исковым заявлением о защите прав потребителя выступают местный исполнительный и распорядительный орган или общественное объединение потребителей;

2) указанный иск удовлетворен судом;

3) штраф налагается на изготовителя (продавца, поставщика, представителя, ремонтной организации) судом.

Говоря об административной ответственности в сфере розничной торговли, нельзя не коснуться вопроса о приостановлении и прекращении реализации товаров контролирующими органами, к которым, в частности, относится Министерство торговли Республики Беларусь в соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь от 28.07.2003 N 231-З «О торговле» (далее — Закон о торговле). Согласно части первой статьи 27 Закона о торговле контролирующие органы приостанавливают или прекращают реализацию товаров:

1) при выявлении в ходе проверки:

  • а) реализации товаров, не соответствующих техническим нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров;
  • б) отсутствия необходимой и достоверной информации о товаре;
  • в) реализации товаров без предусмотренных законодательством приходных документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров;
  • г) реализации товаров с истекшими сроками годности (сроками службы) или без указания сроков годности (сроков службы), если установление этих сроков обязательно;

2) в случае отказа субъекта торговли допустить должностных лиц уполномоченных контролирующих органов к проведению проверки. Однако следует отметить, что должностные лица контролирующих органов при проведении проверок обязаны соблюдать требования Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение о проверках), в частности предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки (абзац третий пункта 6 Положения о проверках). В противном случае отказ субъекта торговли допустить должностных лиц уполномоченных контролирующих органов к проведению проверки будет правомерным, и в этом случае реализация товаров не может быть приостановлена или прекращена.

Руководителю субъекта торговли, допустившего указанные нарушения, выдается предписание о приостановлении реализации товаров до устранения выявленных нарушений или предписание о прекращении их реализации (часть вторая статьи 27 Закона о торговле).

Таким образом, административные правонарушения в сфере розничной торговли предусмотрены статьями 9.24, 12.4, 12.16 — 12.18, 12.20, 12.23 — 12.25, 12.35, 12.46 и 16.7 — 16.8 КоАП. Часть 5 настоящей статьи будет посвящена уголовной ответственности в сфере розничной торговли.