Закупки: перемена лиц в обязательстве при исполнении договоров

Не секрет, что в национальной экономике преобладает государственный сектор, поэтому для развития предпринимательства и добросовестной конкуренции так важна роль закупок.

Законодательство Республики Беларусь в области закупок регламентирует четыре направления в зависимости от целей приобретения товаров (работ, услуг):

  1. проведение государственных закупок <1>;
  2. закупки при строительстве объектов <2>;
  3. организация закупок за счет собственных средств <3>;
  4. проведение государственных закупок в сфере информатизации <4>.

Проблема перемены лиц в обязательстве при исполнении договоров по результатам процедур закупок не нова в силу различных причин.

Нередко действия субъектов хозяйствования, направленные на изменение прав и обязанностей в гражданском обороте, обусловливаются не только прекращением обязательств, но и желанием надлежаще их исполнить.

Действия по исполнению обязанностей и последующее прекращение обязательств исключает неблагоприятные для сторон последствия (неисполнение сделки, привлечение к ответственности и пр.).

Глава 24 ГК не относит перемену лиц в обязательстве к способам его прекращения. На наш взгляд, обращение сторон к рассматриваемому институту связано с рядом объективных причин, а именно невозможностью исполнения одним из контрагентов принятых на себя договорных обязательств, наличием рисков при исполнении обязательства (арест счетов, имущества контрагента и пр.), отсутствием финансирования, реорганизацией и т.д.

Вместе с тем основной принцип исполнения обязательств — реальное и надлежащее их исполнение. Например, ст. 290, 309 ГК России устанавливают, что поведение должника при исполнении обязательства должно соответствовать его условиям, которые определяет договор или закон либо иной правовой акт, а при их отсутствии — обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям. Согласно п. 1 ст. 379 ГК, п. 1 ст. 408 ГК России надлежащее исполнение обязательства освобождает должника от его обязанностей и прекращает обязательство.

Ограничений по перемене лиц в обязательстве, в том числе в сфере государственных закупок, на наш взгляд, не содержит ни п. 7 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», ни утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. N 88 Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов.

В соответствии с частью второй подп. 2.1 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» требования к исполнению договоров на закупки, заключаемых по результатам процедур закупок за счет собственных средств, устанавливает организация в порядке осуществления таких закупок.

В Российской Федерации часть вторая ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определяет, что положение о закупке регламентирует порядок исполнения договоров.

По нашему мнению, названные нормы указывают на возможность регулирования порядка исполнения актами заказчика.

Полагаем, что перемена лиц в обязательстве, возникшем по результатам закупок, может происходить как на стороне должника, так и на стороне кредитора. При уступке права требования меняется только кредитор, а должник остается тем же. При переводе долга, наоборот, меняется должник. Согласно п. 1 ст. 353, ст. 362 ГК перемена лиц означает, что прежние участники из обязательства выбывают, а их права и обязанности переходят к заменившим их третьим лицам. Такую возможность хорошо иллюстрирует следующий пример (схема 1).

Схема 1. Перемена лиц в обязательстве

Например, новый кредитор предоставил победителю процедуры закупки — резиденту Российской Федерации заем на сумму договора. В этом случае заключается договор займа и требуется получить разрешение Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь. Срок выдачи разрешения составляет 15 дней с момента получения полного пакета предусмотренных для этого документов. В договоре между заказчиком и резидентом Российской Федерации необходимо закрепить, что должник (заказчик) обязан произвести исполнение (оплату) не кредитору — резиденту Российской Федерации, а третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Основанием требования исходя из п. 1 ст. 400 ГК будет договор уступки прав требования.

К сведению

По общему правилу, закрепленному ст. 355 ГК, если закон или договор не предусматривают иного, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, это права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Договор уступки требования заключается между первоначальным кредитором и новым. Согласия должника в данном случае в силу п. 2 ст. 353 ГК, как правило, не требуется, но его следует уведомить об уступке.

Перевод долга, по нашему мнению, может применяться в отношениях между резидентами (схема 2). Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» допускает проведение расчетов по внешнеторговым операциям при импорте со счетов не импортера, а другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом. При этом новый должник рассматривается в качестве импортера.

Необходимо помнить, что в подобном случае обязательства должны прекращаться путем совершения платежа, т.е. в денежной форме, а не посредством зачета или в ином виде.

Схема 2. Перевод долга в отношениях между резидентами

К сведению

При заключении договора перевода долга либо уступки требования стороны обязаны указать обязательство, из которого вытекает обязанность погасить образовавшуюся задолженность или удовлетворить право требования. Помимо этого, необходимо определить, на каких условиях кредитор уступает право требования или же новый должник принимает долг.

С одной стороны, ст. 15 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» требует при проведении процедуры указывать сведения о наличии возможности выполнять договор на протяжении всего периода его действия. Данный факт свидетельствует о значении личности кредитора как исполнителя договора. С другой стороны, довод о существенном значении личности кредитора не всегда состоятелен: предусмотренное абзацем десятым п. 1, п. 5 ст. 21 названного Закона требование к квалификационным данным участников, включая перечень документов и сведений для их проверки, не является императивным.

Так, хозяйственный суд Минской области в решении по делу N 14-1/03 от 28 января 2004 г. указал на несостоятельность довода о существенном значении личности кредитора, поскольку из смысла норм гражданского законодательства усматривается, что обязательность наличия согласия должника на уступку права требования относится к фидуциарным сделкам.

Таким образом, по нашему мнению, применение института перемены лиц в обязательстве (уступка права требования, перевод долга) обеспечивает исполнение предмета договора и достигает цели проведения процедуры закупки. Это исключает затраты времени на проведение дополнительной процедуры (в случае расторжения договора на основании ст. 421 ГК в связи с существенным изменением обстоятельств, отказа от договора).

Таким образом, учитывая отсутствие ограничений в применении норм гражданского законодательства, на наш взгляд, после выбора поставщика и заключения договора с победителем процедуры закупки в ходе исполнения договора в соответствии с п. 2 ст. 1, ст. 3 и 7 ГК должны применяться нормы гражданского законодательства, в том числе нормы института перемены лиц в обязательстве.

<1> Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

<2> Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. N 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».

<3> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».

<4> Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2014 г. N 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций».

КОММЕНТАРИЙ А.Н.ОДИНЕЦ, консультант юридического управления Министерства экономики Республики Беларусь

В статье А.М.Зеленковского «Закупки: перемена лиц в обязательстве при исполнении договоров» автор рассматривает вопрос возможности перемены лиц в обязательстве при исполнении договоров на закупку.

При этом анализ возможности такой перемены делается исходя из того, что в Республике Беларусь имеется три основных направления законодательства в области закупок:

  • государственные закупки (регламентирует Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках));
  • закупки при строительстве (регламентирует Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. N 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. N 88);
  • закупки за счет собственных средств <1> (регламентирует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»).

Закупки, осуществляемые в соответствии с требованиями подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2014 г. N 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций», являются государственными и проводятся в порядке, установленном Законом о госзакупках, однако содержат отдельные особенности по сравнению с актами законодательства в области государственных закупок. В связи с этим полагаем, что выделять такие закупки в отдельное направление законодательства не представляется возможным.

А.М.Зеленковский в своей статье справедливо приходит к выводу об отсутствии в законодательстве о государственных закупках, закупках при строительстве и закупках за счет собственных средств прямого запрета на перемену лиц в обязательстве при исполнении договоров. Однако хотелось бы отметить следующие моменты.

Во-первых, при приобретении отдельных товаров (совершении сделок с отдельными товарами) не следует забывать о некоторых ограничениях на перемену лиц в обязательстве в зависимости от предмета договора. Данные ограничения распространяются также на уступку требования и перевод долга как основания для перемены лиц в обязательстве и установлены нижеследующими законодательными актами.

Так, часть вторая п. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 27 августа 2008 г. N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» в числе прочих ограничений предусматривает общее правило о запрете осуществлять отдельные сделки, среди которых называется уступка требования и перевода долга в сделках с алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом.

Аналогичный запрет действует при осуществлении оптовой торговли табачным сырьем и табачными изделиями в соответствии с частью второй п. 30 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. N 28.

Во-вторых, относительно существенности личности контрагента в договоре, заключенном по результатам процедуры государственной закупки, хотелось бы отметить, что с 1 января 2015 г. Республика Беларусь является одной из участниц Евразийского экономического союза.

Приложение 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а именно Протокол о порядке регулирования закупок, закрепляет, что законодательство государства — члена Евразийского экономического союза должно предусматривать формирование и ведение реестра недобросовестных поставщиков.

Отметим, что такой реестр в форме списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, ведется в Республике Беларусь и в настоящее время. Основанием для включения в него становятся случаи, названные в ст. 16 Закона о госзакупках.

Вместе с тем исходя из абзаца четвертого части первой п. 13 вышеназванного Протокола о порядке регулирования закупок одно из оснований для включения в такой реестр — расторжение заказчиком в одностороннем порядке договора с поставщиком, если этот поставщик не соответствует предусмотренным документацией о закупке требованиям к потенциальным поставщикам <2>.

Анализируя данную норму, хотелось бы обратить внимание, что ее введением государства — стороны Договора о Евразийском экономическом союзе ориентировали законодателей на закрепление не только оснований для включения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), но и подхода к расторжению договоров с такими поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Следовательно, после приведения положений Закона о госзакупках в соответствие с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе и Протокола о порядке регулирования закупок заказчики, учитывая п. 2 ст. 359 ГК, обязаны будут обращать внимание на личность контрагента по договору, заключенному по результатам процедуры государственной закупки, в том числе при перемене лиц в обязательстве при исполнении такого договора.

<1> То есть закупки, не являющиеся государственными закупками (подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»), закупками при строительстве и иными, перечисленными в приложении к названному постановлению.

<2> Данные требования определяет ст. 14 Закона о госзакупках, подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. N 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».