Запреты и ограничения участия в хозяйственных обществах

Постановка проблемы. В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон) участие в хозяйственных обществах отдельных категорий граждан (физических лиц) может быть запрещено или ограничено законом, а юридических лиц может быть ограничено лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами. В каких случаях такие запреты или ограничения могут иметь место в отношении физических и юридических лиц?

Комментарий. В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона участие в хозяйственных обществах отдельных категорий граждан (физических лиц) может быть запрещено или ограничено законом, а юридических лиц может быть ограничено лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами. Норма схожего содержания предусмотрена и в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее — ГК): законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах (ч. 5 п. 4 ст. 63 ГК). Тем самым запреты или ограничения могут иметь место и при участии в хозяйственных товариществах, но в таком случае они касаются только граждан (физических лиц).

Таким образом:

  1. в отношении граждан (физических лиц) могут быть установлены различные запреты или ограничения участия в хозяйственных обществах и хозяйственных товариществах;
  2. для юридических лиц могут быть установлены ограничения участия в хозяйственных обществах.

Общие требования

Из Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение о регистрации), усматривается, что в заявлении о государственной регистрации, подаваемом в регистрирующие органы, заявитель подтверждает, что:

  • учредитель дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия не имеет не исполненных (не исполненного) в срок гражданско-правовых обязательств (обязательства), в том числе не возвращенной в срок суммы по кредитному договору (процентов, начисленных на нее), или имеется согласие всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия;
  • гражданин — собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
  • не имеется неисполненного судебного постановления об обращении взыскания на имущество в отношении одного из собственников имущества (учредителей) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя;
  • на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);
  • на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), не произведшего расчеты по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет;
  • на дату государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся ранее индивидуальным предпринимателем, признанным экономически несостоятельным (банкротом), не произведшим расчеты по налогам, сборам (пошлинам), иным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет;
  • на дату государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, в связи с его реорганизацией в форме выделения, преобразования, либо изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в случае присоединения к нему юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, проведена (завершена) плановая проверка в отношении соответствующего юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
  • для собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации либо гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, законодательством либо судом не установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией (п. 18 Положения о регистрации).

Тем самым наличие данных оснований является ограничением в том числе и для участия в хозяйственных обществах и в целом в юридических лицах.

Граждане (физические лица)

С позиции Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь при буквальном толковании ст. 31 ГК одной из форм предпринимательской деятельности является осуществление физическим лицом правомочий учредителя (участника) коммерческой организации, в таком случае его права и обязанности в этом статусе опосредуются связью с предпринимательской деятельностью коммерческой организации, собственником имущества, или руководителем, или учредителем (участником) которой это лицо является (п. 3 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 18.11.2011 N 56 «Об ответственности субсидиарных должников»).

Так, в соответствии со ст. 31 ГК в случаях, предусмотренных законодательными актами, предпринимательская деятельность гражданина (индивидуального предпринимателя, учредителя, участника, собственника имущества или руководителя юридического лица и др.) может быть ограничена в судебном порядке на срок до трех лет. Подчеркнем, что в данном случае законодатель говорит об ограничении предпринимательской деятельности, а не запрете на ее осуществление.

При этом гражданин, предпринимательская деятельность которого ограничена, в течение всего срока действия ограничения не может:

  • осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности собственника имущества (учредителя, участника) юридического лица;
  • занимать должности в исполнительных органах юридических лиц;
  • выступать в качестве управляющего предприятиями и иным имуществом, которое используется для предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 31 ГК).

В законодательстве можно выделить следующие запреты и ограничения для занятия предпринимательской деятельностью, включающей в соответствии с ч. 2 ст. 31 ГК и право своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности собственника имущества (учредителя, участника) юридического лица:

1) собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.

Последствия:

  • деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений <1>, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда (п. 25 Положения о регистрации);
  • собственник имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, а также в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня вынесения хозяйственным судом решения о признании государственной регистрации недействительной (п. 27 Положения о регистрации);

В отношении индивидуального предпринимателя предусмотрены и специальные ограничения в части осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица. 

Так, по основаниям, предусмотренным законодательными актами, государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть аннулирована по решению регистрирующего органа. Такими основаниями являются случаи:

1) осуществления индивидуальными предпринимателями, являющимися в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии) либо

2) неуплаты ими в установленном порядке (уплаты не в полном объеме) единого налога и (или) налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 N 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» ).

Гражданин, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении трех лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации (п. 27 Положения о регистрации)

Вывод. Для индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которого аннулирована, при отсутствии права на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица не исключена тем не менее возможность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности собственника имущества (учредителя, участника) юридического лица 

2) для физических лиц установлено правило об участии в гражданском обороте только дееспособных граждан, соответственно в случае признания гражданина недееспособным по решению суда выступать в качестве участника (учредителя) такое лицо не вправе (ст. 29 ГК), поскольку оно не может самостоятельно реализовать принадлежащие ему гражданские права, в частности право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами (ст. 17 ГК);

3) если физическое лицо является государственным служащим, то в соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон о госслужбе) он не вправе принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. При этом государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 22 Закона о госслужбе);

4) если физическое лицо является государственным должностным лицом <2>, то оно не вправе принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией» <3> (далее — Закон о борьбе с коррупцией) и иными законодательными актами Республики Беларусь (ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией);

5) должностным лицам и специалистам банков запрещается одновременно принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью и иной оплачиваемой деятельностью (выполнять иную оплачиваемую работу), за исключением осуществления преподавательской, научной и творческой деятельности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (ч. 4 ст. 122 Банковского кодекса Республики Беларусь);

6) в соответствии с ГК участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (п. 4 ст. 63 ГК).

<1> Под предоставлением заведомо ложных сведений понимается сообщение не соответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки.

<2> Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе; сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, имеющие специальные звания; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к должностным лицам; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов (ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

<3> Государственные служащие, а также сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, обязаны в трехмесячный срок после назначения (избрания) на должность передать их в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы, службы в Следственном комитете Республики Беларусь, военной службы (службы) в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Государственные должностные лица, не указанные выше, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, вправе лично либо через доверенных лиц принимать участие в управлении этими коммерческими организациями (ч. 3, 4 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).

Юридические лица

В отношении юридических лиц в законодательстве установлены следующие ограничения участия в хозяйственных обществах:

  1. унитарные предприятия, государственные объединения, а также финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах с разрешения собственника (уполномоченного собственником органа), если иное не установлено законодательными актами (ч. 4 п. 4 ст. 63 ГК);
  2. должник — юридическое лицо в процессе защитного периода не вправе принимать решения в том числе о создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении своего членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить финансовое состояние должника (ч. 3 ст. 39 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)») <4>.

<4> В некоторой степени данное ограничение созвучно с нормами п. 18 Положения о регистрации.