Заведомо незаконные задержание или заключение под стражу (статья 397 Уголовного кодекса Республики Беларусь)

Преступление, предусмотренное статьей 397 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), выражается в заведомо незаконном задержании или заключении под стражу либо содержании под стражей.

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, регулирующие законную деятельность уполномоченных лиц, связанную с ограничением личной (физической) свободы человека в качестве меры уголовно-процессуального принуждения (задержание, заключение под стражу), меры обеспечения административного процесса (задержания), по делам, подведомственным судам, а также исполнения уголовного наказания или административного взыскания, связанных с содержанием под стражей.

В объект рассматриваемого преступления не включаются общественные отношения по поводу деятельности судьи, рассматривающего в порядке статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) жалобу на меру процессуального принуждения в виде заключения под стражу, деятельности по рассмотрению административного правонарушения и вынесению административного взыскания в виде ареста либо рассмотрению уголовного дела и вынесению наказания в виде лишения свободы или ареста. Подобные действия объективно связаны с рассмотрением вопроса о заключении под стражу либо содержанием под стражей, однако заведомо незаконное решение судьи по указанному кругу вопросов всегда выражается в вынесении им неправосудного судебного акта. Ответственность за такие действия предусмотрена статьей 392 УК.

Объективная сторона преступления выражается в совершении любого из трех альтернативных действий:

  1. незаконного задержания;
  2. незаконного заключения под стражу;
  3. незаконного содержания под стражей.

Данное преступление может совершаться и путем бездействия — при непринятии должностным лицом мер по освобождению лица из-под стражи на законном основании.

Задержание как признак объективной стороны комментируемого преступления представляет собой:

  1. меру обеспечения административного процесса;
  2. меру уголовно-процессуального принуждения.

Задержание как мера обеспечения административного процесса согласно части 1 статьи 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс, и содержании в данном органе.

Данный вид задержания должен осуществляться для:

  1. пресечения противоправной деятельности;
  2. составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;
  3. установления личности;
  4. обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;
  5. пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;
  6. обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации (часть 2 статьи 8.2 ПИКоАП).

Круг лиц, которые имеют право осуществлять задержание, а также круг лиц, к которым возможно применение данной меры, определены законодательством (согласно части 6 статьи 8.2 ПИКоАП административное задержание не допускается в отношении лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов, судьи, народного заседателя). При нарушении указанных требований задержание следует признавать незаконным.

По комментируемой норме могут быть привлечены только должностные лица, осуществившие незаконное задержание, по административным правонарушениям, рассмотрение которых подведомственно суду. Такой вывод следует из понятия родового объекта главы 34 УК, в соответствии с которым круг общественных отношений включает в себя только отношения по осуществлению правосудия. Функция осуществления правосудия в части рассмотрения административных правонарушений присуща только суду.

Если нарушен порядок задержания по иным административным правонарушениям, то такие действия при наличии всех необходимых признаков необходимо рассматривать как превышение власти, сопряженное с насилием (часть 3 статьи 426 УК), — по признаку незаконного лишения свободы.

Задержание как мера уголовно-процессуального принуждения в соответствии с частью 1 статьи 107 УПК состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.

Уголовно-процессуальное задержание может осуществляться по отношению к:

  1. подозреваемому в совершении преступления (основания, условия и порядок предусмотрены пунктом 1 части 2 статьи 107, статьями 108, 110 УПК);
  2. обвиняемому (статьи 111, 112 УПК);
  3. осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (статья 113 УПК).

При задержании несовершеннолетнего лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, необходимо руководствоваться положениями статьи 432 УПК.

Нарушение должностными лицами оснований, условий и порядка осуществления задержания является основанием для признания такового незаконным.

Случаи нарушения допустимых для задержания сроков нахождения лица под стражей следует квалифицировать по данной норме как незаконное содержание под стражей.

Заключение под стражу является принудительной мерой, применяемой к подозреваемому или обвиняемому, выражающейся в содержании лица под стражей в определенных Законом Республики Беларусь от 16.06.2003 N 215-З «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» <1> (далее — Закон) местах (следственных изоляторах, изоляторах временного содержания и др.).

<1> Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — N 76. — 2/964.

Основания, условия, порядок применения, изменения и отмены рассматриваемой принудительной меры указаны в статьях 119, 126 УПК, а в отношении несовершеннолетнего — статьей 432 УПК.

Несоблюдение обозначенных уголовно-процессуальным законодательством требований является основанием для признания заключения под стражу незаконным и требует привлечения должностных лиц к ответственности по комментируемой норме (например, заключение под стражу лица без санкции прокурора, заключение лица при отсутствии соответствующих оснований и т.п.).

Содержание под стражей представляет собой содержание лиц, задержанных и заключенных под стражу, в порядке, предусмотренном УПК и международными договорами Республики Беларусь, в специальных местах содержания под стражей.

Согласно статье 4 Закона к местам содержания под стражей относятся следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, следственные изоляторы органов государственной безопасности Республики Беларусь, изоляторы временного содержания органов внутренних дел, изоляторы временного содержания органов пограничной службы Республики Беларусь, гарнизонные гауптвахты Вооруженных Сил Республики Беларусь, гауптвахты органов пограничной службы Республики Беларусь, а также исправительные учреждения, арестные дома в качестве мест содержания под стражей. В случаях, когда в соответствии с УПК задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется капитанами морских или речных судов, командирами воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, лица, подозреваемые в совершении преступлений, содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей (часть 2 статьи 4 Закона).

К местам содержания под стражей следует относить и специальные учреждения органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста (согласно части 1 статьи 18.2 ПИКоАП в данных учреждениях административно арестованные содержатся под стражей).

В соответствии со статьей 3 Закона основаниями для содержания лиц под стражей являются:

  1. постановление (определение) о задержании;
  2. постановление (определение) о применении в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу;
  3. приговор суда.

Дополнительным основанием согласно ПИКоАП является постановление судьи об административном аресте.

Содержание под стражей будет считаться незаконным, если лицо удерживается в местах содержания под стражей по истечении сроков содержания под стражей либо при установлении фактических или юридических оснований, требующих его освобождения.

Сроки содержания под стражей в отношении лиц, задержанных в порядке применения мер процессуального принуждения, установлены частями 3, 4 статьи 108 УПК (72 часа, 10 суток соответственно), а также частью 3 статьи 111 УПК и частью 2 статьи 112 УПК, по их истечении задержанный должен быть освобожден из-под стражи или в отношении его должна быть применена мера пресечения. Сроки содержания под стражей лиц, к которым применена мера пресечения, установлены статьей 127 УПК.

Сроками, по истечении которых лицо подлежит освобождению из мест содержания под стражей, являются сроки, указанные в обвинительном приговоре суда либо постановлении судьи об административном аресте.

По истечении указанных сроков и при отсутствии законодательно установленных оснований для дальнейшего содержания под стражей должностные лица мест содержания под стражей обязаны незамедлительно освободить лицо. Несоблюдение данного предписания является основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности по статье 397 УК.

Под фактическими обстоятельствами, требующими освобождения лица из-под стражи, следует понимать установление должностным лицом, осуществившим административное задержание, либо должностным лицом, производящим предварительное следствие, обстоятельств, свидетельствующих об отпадении оснований, по которым лицо было задержано либо в отношении его была применена мера пресечения; либо установление определенного статуса лица (например, судьи при административном задержании). Непринятие соответствующим должностным лицом мер по освобождению потерпевшего из мест содержания под стражей является основанием для привлечения к ответственности по статье 397 УК.

Юридическими обстоятельствами, наличие которых обязывает освободить лицо из-под стражи, являются законные постановление (определение) суда, постановление органа уголовного преследования и иные акты уполномоченных лиц, являющиеся основаниями к освобождению лица из-под стражи, указанные в статье 21 Закона.

Состав данного преступления по конструкции является формальным. При незаконном задержании или применении меры пресечения преступление будет считаться оконченным с момента незаконного задержания лица. Незаконное содержание под стражей — преступление длящееся, оно будет считаться юридически оконченным с возникновением обстоятельств, обязывающих соответствующих лиц освободить потерпевшего из-под стражи.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает заведомо незаконный характер задержания, заключения под стражу либо содержания лица под стражей и желает совершить такое деяние.

Мотивы и цели заведомо незаконного задержания или заключения под стражу по общему правилу значения для квалификации не имеют. Вместе с тем, если эти действия сопряжены с получением взятки, содеянное дополнительно квалифицируется по статье 430 УК.

Субъектами рассматриваемого преступления являются вменяемые лица:

  1. при незаконном задержании — начальник органа дознания, следователь, прокурор или его заместители либо лицо, применяющее к потерпевшему соответствующую меру обеспечения административного процесса;
  2. при незаконном заключении под стражу — начальник органа дознания, следователь, прокурор или его заместители;
  3. при незаконном содержании под стражей: начальник органа дознания, следователь, прокурор или его заместители; руководитель администрации места содержания под стражей, а также должностные лица специальных учреждений органов внутренних дел, исполняющих взыскание в виде административного ареста.

Квалифицированный состав преступления, предусмотренный рассматриваемой статьей, вменяется виновному при наступлении в результате его совершения указанных в части 2 комментируемой статьи тяжких последствий.

Понятие тяжких последствий является оценочным и определяется в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. К таким последствиям следует относить длительное содержание под стражей потерпевшего, возникновение у него психического или иного тяжкого заболевания, самоубийство лица и т.п.

Обязательным условием вменения части 2 статьи 397 УК является установление причинной связи между деянием виновного и наступившими последствиями. Вина в наступлении последствий может быть как умышленной в виде косвенного умысла, так и неосторожной.