Заявления граждан и сообщения должностных лиц государственных органов и иных организаций о преступлении являются поводами к возбуждению уголовного дела.
Правила оформления письменного заявления и сообщения о преступлении
Уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрены специальные требования к содержанию заявления о преступлении. В таком случае физическое лицо может руководствоваться положениями ст. 7 Закона Республики Беларусь от 06.06.1996 N 407-XIII «Об обращениях граждан», а юридическое лицо — положениями п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».
Письменное заявление (сообщение) должно содержать:
- должность, фамилию, имя, отчество должностного лица, которому подается заявление;
- фамилию, имя, отчество гражданина (полное наименование организации), место жительства гражданина (место нахождения организации);
- изложение сути заявления: сведения о лице, совершившем, по мнению заявителя, противоправный поступок; сведения о действиях (бездействии), содержащих признаки преступления, и их последствиях; указание на документы и иные доказательства, подтверждающие совершение преступления; указание (по возможности) на нарушенную норму Уголовного кодекса Республики Беларусь;
- личную подпись гражданина (подпись должностного лица организации, заверенную печатью этой организации).
К заявлению (сообщению) прилагаются документы, подтверждающие совершение преступления.
Правила подачи и рассмотрения письменного заявления и сообщения о преступлении
Заявление (сообщение) подается непосредственно в орган уголовного преследования в соответствии с правилами подследственности, установленными в ст. 182 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК). Направление заявления (сообщения) в государственный орган (должностному лицу) по почте не препятствует его принятию и рассмотрению по существу.
Заявления граждан о преступлении могут быть устными и письменными. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, дознавателем, следователем или прокурором, принявшими заявление. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит.
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в заявлении или протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела, однако анонимные заявления, содержащие сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, подлежат рассмотрению.
В случае, когда имеются основания полагать, что заявителю, членам его семьи, близким родственникам и иным лицам, которых он обоснованно считает своими близкими, могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества и применением других противоправных действий, в заявлении не указываются анкетные данные заявителя и не ставится его подпись.
Сообщение должностных лиц государственных органов, а также иных организаций о преступлении должно быть сделано в письменной форме.
Заявления и сообщения о преступлении государственной пошлиной не облагаются.
Орган уголовного преследования обязан принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление (сообщение) о любом совершенном или готовящемся преступлении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления (сообщения) о преступлении с указанием должностного лица, принявшего заявление (сообщение), и времени их регистрации.
Необоснованный отказ в приеме заявления (сообщения) о преступлении может быть обжалован прокурору.
Решение по заявлению (сообщению) должно быть принято в срок не позднее трех суток, а при необходимости проверки достаточности наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела — не позднее десяти суток. В случае невозможности принятия решения в такой срок, этот срок может быть продлен прокурором по мотивированному постановлению органа дознания или следователя до одного месяца, а вышестоящим прокурором — до трех месяцев.
До возбуждения уголовного дела могут быть получены объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребованы дополнительные документы, произведены иные необходимые действия.
По поступившему заявлению (сообщению) о преступлении либо при непосредственном обнаружении признаков преступления орган дознания, следователь или прокурор принимают одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче заявления, сообщения по подследственности;
- о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 УПК уголовное дело частного обвинения. О принятом решении сообщается заявителю и одновременно ему разъясняется право на обжалование решения.
Правила оформления, подачи и рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлении регулируются ст. 168, 170, 172 — 174 УПК.