Исходя из статьи 221 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Эти мероприятия направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям, содержащимся в законодательных и иных нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах. Создание таких условий является первостепенной задачей работодателя, который обязан в первую очередь обеспечить своим работникам безопасные условия труда вне зависимости от того, в какой отрасли производства работник занят, и вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности организации.
В настоящее время остро стоит вопрос о правах, обязанностях и ответственности должностных лиц.
Согласно статье 223 ТК для реализации права работника на охрану труда государство осуществляет государственное управление в области охраны труда, контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
В связи с этим рано или поздно любому предприятию и организации независимо от объемов производства и размеров приходится сталкиваться с проверками по соблюдению законодательства об охране труда со стороны контролирующих органов.
Справочно. Проверка — форма контроля (надзора), в ходе которого проверяющий орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий (абз. 11 п. 2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение N 510)).
Но далеко не все работодатели знают, к какой ответственности они могут привлекаться при выявлении нарушений во время проверки по охране труда.
Действующим законодательством кроме дисциплинарной и административной ответственности за нарушение правил и нормативных актов охраны труда предусмотрена также и уголовная ответственность согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь (далее — УК).
Несмотря на конкретные требования законодательства об охране труда, независимо от количества работников почти во всех организациях встречаются отдельные нарушения в области охраны труда. Как показывает практика, многие нарушения, выявленные в процессе проверки, могут иметь отрицательные последствия как для работников, так и для работодателей.
Справочно. Порядок организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь в форме проверок, а также права, обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов, лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее, если не указано иное, — проверяемые субъекты), определены Положением N 510.
В настоящее время в Республике Беларусь контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляет целый ряд органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) (далее — проверяющие органы) в порядке, установленном законодательством. Каждый из проверяющих органов, входящих в систему органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, осуществляет свою деятельность в конкретной сфере с привлечением специалистов в определенной отрасли (сфере) в четко ограниченных пределах, что позволяет им действовать максимально эффективно, не подменяя и не дублируя друг друга.
Одним из основных проверяющих органов в сфере соблюдения законодательства о труде и об охране труда является Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент), и его территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда всеми работодателями.
Департамент занимает особое место в системе органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, одной из основных форм осуществления которого является проведение проверок.
Справочно. Департаментом проводятся плановые, внеплановые, контрольные и дополнительные проверки соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда (подп. 1.1 п. 1 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.12.2009 N 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510»).
При осуществлении проверки по охране труда проверяющий орган должен действовать строго в пределах предоставленных ему полномочий, которые определяют пределы возможного вмешательства и реагирования на выявленные нарушения.
В случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью работающих, проверяющим выносится требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства, эксплуатации транспортных средств с указанием в этом требовании (предписании) срока приостановления (запрета) и срока информирования контролирующего (надзорного) органа, проводившего проверку, об устранении нарушений, повлекших приостановление (запрет) (п. 74 Положения N 510).
В случае выявления в ходе проверки грубых нарушений законодательства об охране труда дело не ограничивается только констатацией такого факта, а принимаются меры по пресечению нарушений вплоть до внесения предложений по привлечению соответствующих работников к уголовной ответственности.
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда, правил безопасности при выполнении различного рода работ, выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства и др. предусмотрена статьями 199, 301 — 308, 318, 336, 338 УК. Но непосредственно за нарушения правил по охране труда установлена ответственность в статье 306 УК.
Обратите внимание!
Уголовное наказание может быть применено только к человеку, а не к организации, значит, по сути, и отвечать должен наниматель — руководитель организации. Однако это не так. Виновным может оказаться как специалист, так и главный инженер, и заместитель директора, на которых в силу их служебных полномочий или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы. Все зависит от круга полномочий, которые закреплены в должностной инструкции
Основанием возникновения уголовной ответственности за нарушения требований охраны труда является совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновного деяния.
Под деянием понимается волевое поведение субъекта, выраженное в его действии или бездействии. Для понимания этого определения следует знать, что действие — это активное поведение виновного, совершение им проступков, запрещенных нормативными правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами, условиями заключенных трудовых, гражданско-правовых договоров. Соответственно бездействие — это пассивное поведение, т.е. несовершение действий, которые должны были быть осуществлены в соответствии с правовыми нормами.
Однако причиной возбуждения уголовного дела может стать только нарушение, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Как правило, подобное обнаруживается либо в результате расследования происшествия на производстве, либо в процессе проверки Департаментом, когда наниматель скрыл произошедшие несчастные случаи на производстве с целью ухода от ответственности.
Если совершение нарушений правил охраны труда, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение, повлекло профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, то это лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 306 УК.
Пример. Наниматель оставляет работника (при его желании) на работе, противопоказанной ему по медицинскому заключению, но спустя время наступают последствия — ухудшение состояния здоровья работника (профессиональное заболевание работника). Это является нарушением правил охраны труда, и наниматель в этом случае наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (часть 1 статьи 306 УК).
В других случаях нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (часть 2 статьи 306 УК). Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (часть 3 статьи 306 УК).
Необходимо обратить внимание, что ответственность по вышеуказанным статьям УК несут только должностные лица, на которых в силу их служебных полномочий или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы. Руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты могут быть привлечены к ответственности по статье 306 УК, если они не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда, либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.
В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда (например, в непринятии мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил охраны труда, в неосуществлении надлежащего контроля за их соблюдением), могут нести ответственность за преступления против интересов службы.
Если нарушение правил охраны труда, повлекшее наступление последствий, предусмотренных вышеуказанными статьями УК, допущено лицом, не являющимся должностным, его ответственность наступает за преступление против жизни и здоровья человека.
Предусмотренная законом ответственность за нарушение правил охраны труда и безопасного выполнения работ для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают.