Жалобы на действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс: общие правила оформления и подачи

Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы только в порядке, установленном главой 7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). При этом необходимо учитывать, что постановления по делу об административном правонарушении обжалуются в порядке, предусмотренном главой 12 ПИКоАП.

Правом на подачу жалобы на действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, обладают физическое или юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший (как физическое, так и юридическое лицо), их представители, защитник и иные участники административного процесса. Подать жалобу вправе также иное физическое или юридическое лицо в случае, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы.

Правила оформления жалобы

ПИКоАП не предусматривает каких-либо специальных требований к письменным жалобам физических и юридических лиц на действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс. В таком случае физическое лицо может руководствоваться положениями ст. 7 Закона Республики Беларусь от 06.06.1996 N 407-XIII «Об обращениях граждан», а юридическое лицо — положениями п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».

Письменная жалоба должна содержать:

  • должность, фамилию, имя, отчество вышестоящего должностного лица, которому подается жалоба;
  • фамилию, имя, отчество (полное наименование) заявителя, его место жительства (место нахождения);
  • наименование документа (жалоба);
  • указание на обжалуемое действие или решение, нарушенную должностным лицом норму ПИКоАП или иного акта законодательства, суть допущенного нарушения, обстоятельства (факты) и документы, подтверждающие незаконность или необоснованность обжалуемого действия или решения;
  • конкретное требование заявителя в отношении незаконного или необоснованного действия или решения;
  • подпись заявителя или его представителя (при необходимости — печать юридического лица).

К жалобе прилагаются копии документов, подтверждающих незаконность или необоснованность действия или решения.

Правила подачи жалобы

Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.

Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд.

Жалоба на действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении. По истечении этого срока о несогласии с действиями или решениями должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть указано в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Запрещается передавать жалобу для рассмотрения должностному лицу, действия которого обжалуются.

Жалоба рассматривается с участием заявителя, участников административного процесса. Неявка указанных лиц в орган, ведущий административный процесс, не препятствует рассмотрению жалобы.

Должностное лицо, рассматривающее жалобу, обязано в пределах своих полномочий немедленно принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя.

Жалоба на действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, рассматривается в 5-дневный срок со дня ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы сообщается заявителю. Решение по жалобе является окончательным и обжалованию не подлежит.

Правила оформления и подачи жалобы регулируются ст. 7.1 — 7.3 ПИКоАП.