Контроль качества выполнения работ

Подпунктом 12.1 пункта 12 технического кодекса установившейся практики «Организация строительного производства» (ТКП 45-1.03-161-2009 (02250)), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 N 396 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-1.03-161-2009), установлено, что строительная организация обязана обеспечить качество строительно-монтажных работ. Контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться линейным персоналом и специальными службами, созданными в строительной организации и оснащенными техническими средствами (средствами измерения и контроля), обеспечивающими необходимую точность, достоверность и полноту контроля.

Обеспечение качества строительно-монтажных работ достигается систематическим контролем выполнения всех производственных процессов. С позиций организации контроля он подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний контроль ведется административно-техническим персоналом строительной организации. Ежедневный контроль осуществляется в процессе производства строительно-монтажных работ.

Внешний контроль ведется государственными органами и заказчиком.

Заказчик осуществляет технический контроль. Контролирующие функции возлагают на специального представителя, который следит за обеспечением качества работ, оформлением надлежащим образом скрытых работ, соблюдением сроков работ, проверяет выполненные объемы.

Виды контроля выполнения строительно-монтажных работ:

  • производственный;
  • инспекционный.

Производственный контроль включает в себя:

— входной контроль.

Производится проверка соответствия требованиям стандартов, технических условий или технических свидетельств, указанных в проектной документации поступающих на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования, проверяется наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов, подтверждающих качество указанных конструкций, изделий, материалов и оборудования. При необходимости могут выполняться измерения и контрольные испытания контрольных показателей. Результаты входного контроля обязательно заносятся ответственным работником в журнал входного контроля;

— операционный контроль. Осуществляется как в ходе выполнения производственных операций, так и после их завершения с целью обеспечивать своевременное выявление дефектов и принять меры по их устранению. При данном виде контроля проверяется соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных работ, соответствие выполняемых работ проектной документации и требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА). Основными документами при операционном контроле качества являются ТНПА в части контроля качества работ и технологические карты, содержащие специальные разделы по контролю качества строительно-монтажных работ. Результаты операционного контроля заносятся в журнал производства работ;

— приемочный контроль. Предусматривает проверку качества выполненных (законченных) строительно-монтажных работ, в том числе ответственных конструкций, которые по мере готовности подлежат приемке в процессе строительства (с участием представителя проектной организации или авторского надзора). Скрытые работы подлежат освидетельствованию с составлением актов освидетельствования скрытых работ. Акт должен составляться на завершенный процесс.

Инспекционный контроль.

На всех стадиях строительства с целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля должен выборочно осуществляться инспекционный контроль. Инспекционный контроль осуществляется специальными службами, если они имеются в составе строительной организации, либо специально создаваемыми для этой цели комиссиями или отдельными специалистами.

Создание службы контроля качества

В соответствии с законодательством строительная организация обязана создать специальную службу, которая будет осуществлять контроль качества строительно-монтажных работ на всех стадиях строительства (исключение: если строительная организация имеет численный состав сотрудников не более 15 человек, то она не обязана создавать у себя службу контроля качества в виде отдельного структурного подразделения).

1. Организация может создать и сертифицировать систему менеджмента качества строительно-монтажных работ на основании требований государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 20.02.2009 N 8 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования»).

Система менеджмента качества — совокупность методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления политики в области качества с целью планирования, управления, обеспечения и улучшения качества.

Наличие на предприятии системы менеджмента качества предполагает, что предприятие:

  • определяет требования потребителя и выполняет их;
  • применяет в производстве только качественную продукцию, прошедшую входной контроль;
  • обеспечено квалифицированными кадрами;
  • постоянно улучшает свою деятельность согласно требованиям рынка;
  • проводит мониторинг документации с целью использования только актуальных документов;
  • проводит мониторинг несоответствий с целью недопущения их в дальнейшее производство;
  • проводит мероприятия по устранению данных недопущений;
  • проводит внутренние аудиты для получения объективных свидетельств функционирования системы менеджмента качества.

Наличие сертифицированной системы управления качеством по стандарту ИСО дает в строительстве ряд преимуществ:

  • во-первых, допуск к подрядным торгам, торгам при строительстве, а также преимущество строительной (проектной, изыскательской, инженерной организации, поставщика товаров) при проведении процедур закупки при строительстве. Так, в Положении о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 N 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», введено в качестве обязательной процедуры при размещении заказов при подрядных торгах, торгах проведение предварительного квалификационного отбора. В свою очередь, одним из показателей, учитываемых при предварительном квалификационном отборе, является наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000;
  • во-вторых, наличие сертификата соответствия системы управления качеством облегчает строительной организации прохождение аттестации соответствия, сертификации строительных работ, оценки системы производственного контроля;
  • в-третьих, сертификат системы управления качеством является желательным документом в комплекте технической документации, дающим право заказчику, застройщику и проектным организациям (индивидуальным предпринимателям) принимать декларации о соответствии зданий (сооружений) и проектной документации соответственно (Технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/ВY), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748).

Внедрение серии стандартов ISO 9000 является добровольным делом предприятия.

В Республике Беларусь действуют следующие документы, разработанные на основе ISO 9000:

  • государственный стандарт Республики Беларусь СТБ ИСО 9000-2006 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 15.11.2006 N 54 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и общегосударственных классификаторов Республики Беларусь»;
  • СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования»;
  • государственный стандарт Республики Беларусь СТБ ISO 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 20.05.2010 N 23 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

2. Организация может создать службу контроля качества (СКК) строительно-монтажных работ и аттестовать ее по процедуре, предусмотренной оценкой системы производственного контроля, которая проводится в соответствии с требованиями технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.01-221-2010 (02250) «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2010 N 476 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» (далее — ТКП 45-1.01-221-2010 (02250)) (введен в действие с 01.05.2011).

Организации, осуществляющие деятельность в области строительства, должны иметь систему производственного контроля, прошедшую процедуру проверки с последующей выдачей свидетельства о технической компетентности.

Заявителями на оценку системы производственного контроля являются юридические лица, в том числе иностранные, и индивидуальные предприниматели.

Оценку системы производственного контроля проводят по всем видам контроля качества продукции (работ) в строительстве. Допускается проведение отдельных видов контроля в аккредитованных лабораториях.

Оценке системы производственного контроля не подлежат аккредитованные испытательные лаборатории, область аккредитации которых охватывает все виды контроля продукции в строительстве.

Положительная оценка системы производственного контроля организации подтверждается свидетельством о технической компетентности. Свидетельство о технической компетентности системы производственного контроля выдается на 5 лет.

Оценка технической компетентности (аттестация) СКК

Оценка системы производственного контроля включает выполнение следующих процедур.

Оценкой соответствия СКК установленным требованиям ТНПА и выдачей свидетельств занимаются организации, уполномоченные Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В силу пункта 3.26 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Перечень), проводить оценку и выдавать свидетельства о технической компетентности уполномочены исключительно следующие организации:

  1. научно-проектно-производственное республиканское унитарное предприятие «Стройтехнорм»;
  2. научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «Институт «БелНИИС»;
  3. научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «НИИСМ»;
  4. инженерное республиканское унитарное предприятие «Белстройцентр»;
  5. республиканское дочернее унитарное научно-испытательное предприятие «Сертис» инженерного республиканского унитарного предприятия «Белстройцентр»;
  6. республиканское унитарное предприятие «СтройМедиаПроект»;
  7. открытое акционерное общество «Стройкомплекс»;
  8. по согласованию с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь — республиканское унитарное предприятие «Белорусский институт строительного проектирования» Управления делами Президента Республики Беларусь;
  9. республиканское дочернее унитарное предприятие «Белорусский дорожный научно-исследовательский институт «БелдорНИИ».

Для начала процедуры оценки технической компетентности строительная организация подает предусмотренные Перечнем документы в любую из вышеуказанных организаций. Срок совершения данной административной процедуры составляет 15 дней с момента принятия заявления к рассмотрению.

Пример оформления свидетельства о технической компетенции в РУП «Белстройцентр»

1. Рассмотрение заявки и экспертиза представленных документов

Перечень документов, представляемых в РУП «Белстройцентр»:

1. Заявка на оценку системы производственного контроля (приложение В к ТКП 45-1.01-221-2010 (02250)).

2. Паспорт системы производственного контроля (приложение М к ТКП 45-1.01-221-2010 (02250)).

3. Положение о системе производственного контроля (п. 7.6 ТКП 45-1.01-221-2010 (02250)).

4. Условия в производственных помещениях (приложение Г к ТКП 45-1.01-221-2010 (02250)).

5. Специалисты, осуществляющие контроль (приложение Д к ТКП 45-1.01-221-2010 (02250)).

6. Технические требования к продукции, режимы и средства контроля (приложение Е к ТКП 45-1.01-221-2010 (02250)).

7. План контроля (для производителей строительной продукции).

8. Копия свидетельства о государственной регистрации организации.

9. Копия приказа о создании системы производственного контроля.

10. Перечень технических нормативных правовых актов на продукцию и методы контроля (испытаний) (при наличии ИПС «СтройДОКУМЕНТ» не заполняется).

11. Перечень технологической документации на продукцию.

12. Справка о наличии средств измерений и испытательного оборудования.

13. Копия положения о входном контроле качества в соответствии с СТБ 1306-2002 «Строительство. Входной контроль продукции. Основные положения».

14. Ксерокопии первой и последней страниц трудовых книжек специалистов, задействованных в системе производственного контроля.

Перечень документов, представляемых при проверке на предприятии:

1. Должностные инструкции специалистов, задействованных в системе производственного контроля.

2. Приказ на проведение внутренней аттестации специалистов, задействованных в системе производственного контроля.

3. Протокол о проведении внутренней аттестации специалистов, задействованных в системе производственного контроля.

4. Договор на актуализацию ТНПА.

5. Приказ о назначении ответственного за техническое состояние средств испытаний, за актуализацию ТНПА (могут быть разные приказы).

6. Договор на поверку средств измерений (или согласованный план-график поверки средств измерений) с местным центром стандартизации, метрологии и сертификации.

7. Паспорта поверки средств измерений.

8. Договоры с аккредитованными лабораториями (на испытания строительных материалов, на контроль качества сварных соединений неразрушающими методами контроля, на электрофизические измерения, аэродинамические испытания, их области аккредитации).

9. План-график проведения внутреннего аудита системы производственного контроля.

10. Отчет о проведении внутреннего аудита.

2. Оценка системы производственного контроля

Составляется программа оценки, определяются сроки проведения оценки и назначаются специалисты для оценки системы производственного контроля.

На месте базирования организации-заявителя анализируется достоверность представленных сведений и соблюдение организацией требований действующих ТНПА в строительстве, регламентирующих порядок и методы проведения испытаний (измерений).

При оценке системы производственного контроля проверяются:

  • обеспеченность ТНПА и технологической документацией;
  • наличие и ведение фонда ТНПА: порядок комплектования, актуализации, внесения изменений, дополнений и поправок, учета и хранения фонда ТНПА;
  • соответствие технологической документации требованиям технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.01-159-2009 (02250) «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.09.2009 N 324 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве»;
  • наличие средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования, соответствующего требованиям ТНПА на продукцию и методы контроля;
  • система управления техническим состоянием средств измерений и испытательного оборудования, в том числе организация поверки (аттестации, калибровки) средств измерений и испытательного оборудования, организация ремонтов, проведение технических осмотров средств измерений;
  • соответствие монтажа и условий эксплуатации средств измерений и испытательного оборудования требованиям эксплуатационной документации;
  • правильность оформления результатов испытаний (контроля) и ведения отчетности по результатам испытаний (контроля);
  • контроль за обеспечением условий окружающей среды в помещениях и их соответствие требованиям действующих санитарных норм и ТНПА на методы испытаний (контроля) продукции в строительстве;
  • состав и квалификация персонала, организация обучения и повышения квалификации персонала, порядок проведения обучения и повышения квалификации персонала, знание персоналом методик испытаний и измерений;
  • результаты внутреннего аудита качества работ;
  • порядок устранения выявленных несоответствий;
  • порядок разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий;
  • порядок рассмотрения претензий;
  • другие документы, отражающие специфические особенности функционирования системы производственного контроля.

3. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства о технической компетентности

По результатам оценки системы производственного контроля делаются выводы о соответствии (несоответствии) технических возможностей организации-заявителя требованиям ТКП 45-1.01-221-2010 (02250).

В срок не более 10 дней рассматриваются материалы по оценке системы производственного контроля и принимается решение о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства.

При принятии положительного решения организация по оценке системы производственного контроля оформляет и выдает свидетельство с указанием области технической компетентности.

При принятии отрицательного решения назначается срок повторной проверки испытательного подразделения, но не позднее чем через 6 месяцев.

4. Инспекционный контроль

Инспекционный контроль за деятельностью организации, прошедшей оценку системы производственного контроля, осуществляет организация по оценке системы производственного контроля, выдавшая свидетельство. Инспекционный контроль проводят в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановый инспекционный контроль должен проводиться не реже 1 раза в течение срока действия свидетельства.

Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях:

  • отрицательных результатов проверок, выполненных органами государственного надзора;
  • изменения методик выполнения контроля.

Инспекционный контроль проводят по программе, утверждаемой руководителем организации по оценке системы производственного контроля.

По результатам инспекционного контроля в течение одной недели оформляют акт по форме, установленной организацией по оценке системы производственного контроля.

В акте дают оценку функционирования системы производственного контроля и ее соответствия требованиям ТКП 45-1.01-221-2010 (02250), отмечают недостатки, выявленные в ходе контроля.