Административная ответственность: изменения, вступившие в силу с 23 августа 2016 г. (часть 1)

Законом Республики Беларусь от 19.07.2016 N 407-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон N 407-З) внесены изменения и дополнения в нормы административной ответственности за нарушения требований по охране труда, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, против здоровья населения, против общественного порядка и нравственности, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, нарушения в области охраны историко-культурного наследия, в области связи и информации, против порядка управления.

Нарушение требований по охране труда

Статья 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) дополнена новой нормой об административной ответственности за допуск к выполнению работ (оказанию услуг) лица, не прошедшего предварительный, периодический или предсменный медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в случаях, когда прохождение таких осмотра либо освидетельствования обязательно в соответствии с законодательством об охране труда, либо неотстранение от выполнения работ (оказания услуг) лица, заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (часть 2). Совершение такого правонарушения влечет наложение штрафа в размере от 8 до 45 базовых величин. За повторное в течение одного года совершение такого правонарушения предусмотрен увеличенный размер штрафа — от 15 до 50 базовых величин.

Согласно пунктам 6, 24 и 35 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.17 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, органов, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов. Рассмотрение дел осуществляется судом (часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП), органами государственного санитарного надзора (часть 1 статьи 3.10 ПИКоАП), органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (часть 1 статьи 3.23 ПИКоАП).

Нарушения в области предпринимательской деятельности

Нарушение порядка расчетов в Республике Беларусь.

Статья 12.19 КоАП дополнена частью 4, предусматривающей состав административного правонарушения за прием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг платежей наличными денежными средствами от физического лица в размере, превышающем предельный размер платежа наличными денежными средствами, установленный законодательными актами.

Ограничения по предельному размеру приема наличных денежных средств установлены Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2014 N 493 «О развитии безналичных расчетов». Предельный размер одного платежа наличными денежными средствами при проведении физическим лицом расчетов, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, по оплате товаров (работ, услуг), реализуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, составляет 1000 базовых величин. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг не вправе принимать платеж наличными денежными средствами от физического лица в размере, превышающем указанный предельный размер. Вместе с тем данный запрет не распространяется на платежи физических лиц за товары (работы, услуги), осуществляемые путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков для зачисления на банковские счета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Нарушение указанного запрета влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 30 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — от 50 до 200 базовых величин.

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусматриваемых частью 4 статьи 12.19 КоАП, возложено на органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (пункт 16 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), налоговые органы (пункт 26 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), органы Национального банка Республики Беларусь (пункт 27 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП). Рассмотрение дел осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь (часть 1 статьи 3.7 ПИКоАП), налоговыми органами (часть 1 статьи 3.13 ПИКоАП), органами Национального банка Республики Беларусь (часть 1 статьи 3.16 ПИКоАП).

Нарушение порядка производства алкогольной продукции.

В абзаце первом части 6 статьи 12.21 КоАП слова «плодовых вин» заменены словом «алкогольной». В новой редакции норма части 6 статьи 12.21 КоАП предусматривает административную ответственность за производство юридическим лицом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта в случаях, когда такое производство запрещено законодательными актами.

Данное изменение обусловлено тем, что вступившим в силу с 30 декабря 2013 г. Законом Республики Беларусь от 18.06.2013 N 36-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон N 36-З) введен запрет на производство из спиртосодержащего сырья иностранного производства не только плодовых вин, но и всей производимой в Республике Беларусь алкогольной продукции (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 11 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон N 429-З)). В связи с этим в части 6 статьи 12.21 КоАП предусматривается административная ответственность на нарушение запрета на производство из спиртосодержащего сырья иностранного производства не только плодовых вин, но и всей производимой в Республике Беларусь алкогольной продукции.

Совершение такого правонарушения влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — от 150 до 500 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

Нарушение порядка оборота и перемещения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.

1. Часть 8 статьи 12.23 КоАП изложена в новой редакции и устанавливает административную ответственность за перемещение алкогольных напитков или табачных изделий транспортными средствами, не оснащенными специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения этих транспортных средств в установленном законодательством порядке, в случаях, когда такое перемещение запрещено законодательными актами. Совершение такого правонарушения влечет наложение штрафа в размере от 40 до 150 базовых величин.

В соответствии с абзацем девятым подпункта 3.2 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее — Декрет N 28) в Республике Беларусь запрещается перевозка табачных изделий, за исключением находящихся под таможенным контролем, до мест хранения юридического лица Республики Беларусь, осуществляющего оптовую торговлю табачными изделиями, в транспортных средствах, не оснащенных специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения этих транспортных средств в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Аналогичная норма предусмотрена в пункте 2-5 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 N 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» в отношении алкогольных напитков.

Указанные требования введены с 1 июля 2015 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 20.02.2015 N 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь». Порядок оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами предусмотрен в Положении о порядке оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2012 N 234 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. N 260». Однако административная ответственность за неисполнение данных требований до настоящего времени предусмотрена не была.

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусматриваемых частью 8 статьи 12.23 КоАП, возложено на органы внутренних дел (пункт 1 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (пункт 16 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), налоговые органы (пункт 26 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП). Рассмотрение дел осуществляется судом (часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП) и органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь (часть 1 статьи 3.7 ПИКоАП).

2. В абзаце первом части 9 и абзаце первом части 11 статьи 12.23 КоАП слова «государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999» заменены словами «государств — членов Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014». Изменения связаны со вступлением в силу с 1 января 2015 г. Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор о ЕАЭС).

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 429-З ввоз на территорию Республики Беларусь с территории государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26.02.1999) (далее — Договор о ТС и ЕЭП) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, перемещение по ее территории, хранение на территории Республики Беларусь указанных продукции и спирта, ввезенных с территории таких государств, осуществляются по сопроводительным документам установленного образца государства-экспортера, маркированным контрольными знаками в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Аналогичное требование установлено в отношении вывоза, перемещения и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта с территории Республики Беларусь на территорию государств — участников Договора о ТС и ЕЭП. Административная ответственность за нарушение данных требований предусмотрена в части 9 статьи 12.23 КоАП.

Согласно пункту 3 статьи 19 Закона N 429-З алкогольные напитки, предназначенные для вывоза с территории Республики Беларусь на территорию государств — участников Договора о ТС и ЕЭП, должны быть маркированы их производителем в соответствии с требованиями законодательства страны назначения до момента их отгрузки с места производства. Административная ответственности за нарушение данных требований предусмотрена в части 11 статьи 12.23 КоАП.

В то же время Договор о ТС и ЕЭП прекратил свое действие с 1 января 2015 г. в связи с подписанием Договора о ЕАЭС. При этом количество государств — участников Договора о ЕАЭС расширилось по отношению к Договору о ТС и ЕЭП: к Договору о ЕАЭС помимо Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации дополнительно присоединились Республика Армения и Республика Кыргызстан.

В связи с прекращением действия Договора о ТС и ЕЭП соответствующие изменения в Закон N 429-З до настоящего времени не внесены. В связи с этим субъекты не могли быть привлечены к административной ответственности за нарушение требований пункта 1 статьи 22 и пункта 3 статьи 19 Закона N 429-З при осуществлении внешнеторговых операций с резидентами Республики Армения и Республики Кыргызстан, поскольку данные государства не были участниками Договора о ТС и ЕЭП. После внесения указанных изменений в части 9 и 11 статьи 12.23 КоАП независимо от того, что нормы Закона N 429-З не изменены, такие субъекты могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение требований, вытекающих из диспозиций самих норм об ответственности.

Нарушение требований к информации, содержащейся на потребительской упаковке алкогольных напитков и табачных изделий.

В названии и абзаце первом части 4 статьи 12.25 КоАП слова «таре (упаковке)» заменены словом «упаковке». Частью 4 статьи 12.25 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица требований законодательства к информации, содержащейся на потребительской упаковке алкогольных напитков и табачных изделий, при осуществлении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом производства, импорта этих напитков и изделий, оптовой и (или) розничной торговли ими. Изменения вызваны необходимостью приведения национального законодательства в соответствие с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (далее — ТР ТС 005/2011).

Согласно абзацу 9 статьи 2 ТР ТС 005/2011 под потребительской упаковкой понимается упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю.

Нарушение запрета на производство и реализацию товаров, не являющихся табачными изделиями.

Статья 12.26 КоАП дополнена частью 7, предусматривающей административную ответственность за нарушение запрета на производство и реализацию товаров, не являющихся табачными изделиями, но их имитирующих.

Так, на основании положения абзаца восьмого подпункта 3.2 пункта 3 Декрета N 28 запрещается при производстве товаров, не являющихся табачными изделиями, имитация внешнего вида и (или) использование наименований видов табачных изделий в наименованиях (дополнительных наименованиях) таких товаров, а также оптовая, розничная торговля такими товарами. Например, к таким товарам можно отнести присутствующие на рынке республики жевательные резинки, конфеты, ручки, карандаши и иные потребительские товары, имитирующие внешний вид сигарет. Данный запрет вступил в силу с 1 июля 2015 г. Нарушение такого запрета влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 10 до 50 базовых величин.

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусматриваемых частью 7 статьи 12.26 КоАП, возлагается на органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (Законом N 407-З дополнен пункт 16 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП) и органы Министерства торговли Республики Беларусь (пункт 64 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП). Рассмотрение дел осуществляется судами (часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП) и органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь (Законом N 407-З дополнена часть 1 статьи 3.7 ПИКоАП).

Нарушение порядка использования этилового спирта.

Часть 2 статьи 12.28 КоАП изложена в новой редакции и устанавливает административную ответственность за использование этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья этого спирта, на цели, не указанные в наряде или разнарядке. Нецелевое использование такого спирта влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере стоимости использованного спирта.

Порядок выдачи нарядов на отпуск этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.11.2005 N 1205 «Об утверждении Порядка выдачи нарядов на отпуск этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья». При принятии решения о выдаче наряда на отпуск спирта уполномоченными органами рассматривается указываемая получателем в заявлении на выдачу наряда цель использования спирта (с указанием работ (услуг) и видов выпускаемой продукции). Цель использования спирта предусматривается непосредственно в выданном наряде (разнарядке) на его отпуск.

Подпунктом 1.18 пункта 1 статьи 11 Закона N 429-З установлен запрет на использование этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого и непищевого сырья на цели, не указанные в наряде и (или) разнарядке. Данный запрет введен Законом N 36-З с 30 декабря 2013 г. Однако из-за отсутствия нормы, предусматривающей применение административной ответственности, получатели спирта к ответственности за нарушение этого запрета не могли быть привлечены.

Нарушение законодательства о рекламе.

Законом N 407-З исключено право налоговых органов на составление протоколов об административных правонарушениях за нарушение законодательства о рекламе алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, табачных изделий, предусмотренных в частях 1 — 3 статьи 12.26 КоАП, а также на рассмотрение таких дел. Соответствующие изменения внесены в часть 1 статьи 3.13 ПИКоАП и пункт 26 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП.

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусматриваемых в частях 1 — 3 статьи 22.16 КоАП, по-прежнему возлагается на органы внутренних дел (пункт 1 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП), областные и Минский городской исполнительные комитеты, районные, городские исполнительные комитеты, администрации районов в городах (пункт 2 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП) и органы Министерства торговли Республики Беларусь (пункт 64 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП). Рассмотрение дел о таких административных правонарушениях осуществляется судами (часть 1 статьи 3.2 ПИКоАП) и органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь (часть 1 статьи 3.7 ПИКоАП).

Нарушения в области налогообложения и декларирования

Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины).

Законом N 407-З предусмотрено, что не являются административным правонарушением неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими по предписанию органа финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь до назначения проверки в налоговый орган представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) (примечание к статье 13.6 КоАП дополнено частью 2-1).

Нарушения порядка декларирования доходов и имущества.

Примечание к статье 23.9 КоАП дополнено абзацем седьмым, в соответствии с которым указание в декларации о доходах и имуществе неполных или недостоверных сведений не является административным правонарушением при условии представления физическим лицом уточненной декларации о доходах и имуществе:

  • в налоговый орган — до составления акта камеральной проверки;
  • в иной государственный орган, иную организацию, должностному лицу — до составления заключения о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, указанных в декларации.