Административное наказание как мера ответственности заключает в себе определенный объем правовой нагрузки, строго регламентированной Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Никто не вправе выходить за пределы количественных и качественных характеристик административного наказания. Только в рамках наказания как меры административной ответственности судья, уполномоченные органы государственной власти и должностные лица применяют наказание к конкретному лицу.
Административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия, бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпевать неблагоприятные ограничения и лишения, связанные с его назначением.
Наказание может быть назначено судьей, органом, ведущим административный процесс, и его должностным лицом лицу, в отношении которого установлена вина в совершении правонарушения, либо лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. Это вытекает из смысла ст. 3.1, 3.5 КоАП. Административное наказание как мера юридической ответственности отличается от уголовного наказания, применяемого к лицу, признанному виновным по обвинительному приговору суда за совершенное преступление.
Перечень мер административной ответственности, закрепленный в КоАП, является исчерпывающим. Административное взыскание как ответную реакцию государства на совершение правонарушения следует отграничивать от иных мер административного принуждения. К ним относятся:
- административно-предупредительные меры (различные надзорные проверки). Они применяются при определенных условиях и не связаны с совершением конкретного правонарушения. Цель их применения — предотвращение и предупреждение правонарушений;
- меры административного пресечения (приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств, изъятие вещей и документов). Они направлены на принудительное прекращение противоправных действий, предотвращение их вредных последствий, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Сущность взыскания как меры административной ответственности определяется и целями его применения. Оно применяется для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, административное взыскание, выражая отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, тем не менее, содержит в себе предупредительную и профилактическую направленность. Степень достижения целей административного взыскания зависит от экономических, социальных, психологических и иных факторов и находит свое выражение в комплексе мер со стороны как государства, так и общества в целом. Административное взыскание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Данная норма находит свое закрепление в ч. 9 ст. 4.2 КоАП и вытекает из Конституции Республики Беларусь. В соответствии с указанной нормой КоАП запрещается в качестве наказания нанесение вреда деловой репутации юридического лица независимо от обстоятельств, в которых оно находится. Это означает, что юридическое лицо вправе требовать опровержения не соответствующих действительности, порочащих его деловую репутацию сведений, имеет право на помещение ответа в средствах массовой информации и на установление в судебном порядке факта несоответствия распространенных порочащих сведений действительности, а также на возмещение причиненного в связи с посягательством на деловую репутацию имущественного вреда.
В ч. 1 — 2 ст. 6.2 КоАП указан исчерпывающий перечень административных взысканий, применяемых к юридическим лицам. К ним относятся предупреждение, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости. Санкцией административно-правовой нормы может быть предусмотрено несколько вариантов назначения взыскания, налагаемых на юридическое лицо, а также санкцией административной статьи может быть предусмотрено основное и дополнительное взыскание. Основными являются такие административные взыскания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных взысканий. Согласно ч. 1 ст. 6.3 КоАП предупреждение и административный штраф в отношении юридического лица могут налагаться только в качестве основных административных взысканий. Дополнительными взысканиями являются такие административные взыскания, которые не могут налагаться самостоятельно, а присоединяются к основным мерам наказания. Однако, существуют такие виды административных взысканий, которые могут выступать в качестве основного или дополнительного административного взыскания.
В качестве как основного, так и дополнительного административного взыскания, налагаемого на юридическое лицо, законодатель указывает лишение права заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 6.3 КоАП), которое применяется в соответствии со ст. 6.9 КоАП с учетом характера совершаемого административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.
Конфискация и взыскание стоимости могут выступать только как дополнительные административные взыскания (ч. 3 ст. 6.3 КоАП).
Административное взыскание в виде конфискации орудия совершения правонарушения, предмета административного правонарушения или дохода, полученного противоправным путем, представляет собой принудительное безвозмездное обращение в собственность Республики Беларусь изъятых из оборота вещей. Как вытекает из смысла и содержания ст. 6.10 КоАП, эта мера имеет имущественный характер и может применяться только в качестве дополнительного административного взыскания. Конфискация осуществляется в отношении тех предметов и доходов, которые явились орудием или предметом правонарушения. Административное взыскание в виде конфискации может назначаться только судом.
Взыскание стоимости согласно ст. 6.12 КоАП состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предмета административного правонарушения, орудий и (или) средств совершения административного правонарушения. Взыскание стоимости может применяться, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения, орудий и (или) средств совершения административного правонарушения:
- при отсутствии имущества, являющегося предметом административного правонарушения, орудием или средством совершения административного правонарушения;
- при невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации имущества, являющегося предметом административного правонарушения, орудием или средством совершения административного правонарушения;
- если имущество, являющееся предметом административного правонарушения, орудием или средством совершения административного правонарушения, не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. Вместе с тем данное положение не применяется при наложении административного взыскания за совершение административного таможенного правонарушения.
Необходимость применения дополнительного наказания обусловлена характером правонарушения. Оно может быть назначено только в том случае, если это прямо предусмотрено в санкции применяемой нормы. При этом за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное взыскание. Применение дополнительного взыскания должно быть продиктовано характером правонарушения.
Одним из административных взысканий, применяемых к юридическим лицам, виновным в совершении правонарушений, является предупреждение (ст. 14.12; 14.14 КоАП). Предупреждение как мера административного наказания характеризуется следующими признаками: оно находит свое выражение в официальном порицании; может применяться как к физическому, так и юридическому лицу; может налагаться за совершение малозначительного административного правонарушения. Юридическое лицо, которому назначено административное взыскание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым административному взысканию в течение одного года. Предупреждение выносится всегда в письменной форме.
В соответствии со ст. 6.5 КоАП штраф как мера административного взыскания по своей сущности является денежным взысканием. Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем: административный штраф является основным взысканием; особенностью данного взыскания является возможность его установления не только КоАП, но и другими нормативными актами Республики Беларусь, т.е. штраф имеет универсальный характер как мера наказания лица за противоправное поведение; штраф представляет собой административное взыскание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового штрафа не выполняет компенсационной функции.
В соответствии со ст. 6.5 КоАП предусматриваются различные варианты определения штрафа. При этом штраф является величиной переменной и зависящей от условий развития экономической жизни. С учетом роста темпов инфляции корректируется и базовая величина, следовательно, корректируется и размер штрафа.
Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на юридическое лицо, не может быть менее десяти базовых величин. Штраф, исчисляемый в базовых величинах, за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также нарушения, предусмотренные ст. 23.74 КоАП, налагаемый на юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее пяти десятых базовой величины для юридического лица. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать тысячи базовых величин (ч. 2 и 3 ст. 6.5 КоАП).
Как правило, штрафы имеют относительно-определенный характер. Это означает, что размер штрафа устанавливается с указанием максимального его предела. Например, нарушение права государственной собственности на животный мир влечет наложение штрафа на юридическое лицо до пятисот базовых величин (ст. 10.4 КоАП). Очевидно, относительно-определенный подход к установлению размеров штрафа имеет преимущества перед абсолютно-определенным, поскольку это позволяет дифференцировать его размер при наложении взыскания в зависимости от характера правонарушения, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Административный штраф применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке. Исполнение постановления о наложении административного штрафа осуществляется в соответствии с Исполнительной частью Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Таким образом, к юридическим лицам в Республике Беларусь могут быть применены следующие виды административного взыскания: предупреждение, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости.
К юридическим лицам не могут быть применены такие виды административного взыскания, как исправительные работы, административный арест, лишение специального права, депортация.
По нашему мнению, существует необходимость закрепления в соответствующих статьях КоАП, упоминающих виды административного взыскания, к каким субъектам административных правонарушений они могут применяться. Например, в ст. 6.4 КоАП (предупреждение) четко указать, что данный вид административного взыскания может быть применен к физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, что позволит избежать вольной трактовки норм административного права.