Административный процесс в сфере деятельности органов и учреждений государственного санитарного надзора

Органами и учреждениями государственного санитарного надзора по результатам проводимых проверок выявляются самые разнообразные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в различных организациях независимо от форм собственности и сфер деятельности. Порядок и последовательность действий органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор (как органов, ведущих административный процесс), а также других участников процесса регулируются Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).

Следует отметить, что в соответствии со статьей 1.4 ПИКоАП административный процесс — это установленный ПИКоАП порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении.

Административный процесс в сфере деятельности органов и учреждений государственного санитарного надзора представляет собой урегулированный ПИКоАП порядок, последовательность действий его участников по делам об административных правонарушениях в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения.

В соответствии со статьей 2.1 ПИКоАП задачами административного процесса являются защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юридических лиц, общества и государства путем быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях, изобличения и привлечения виновных к административной ответственности; обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности.

Принципы административного процесса закреплены главой 2 ПИКоАП.

Поводами и основаниями для его начала могут быть:

  1. заявление физического лица;
  2. сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации;
  3. непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения органом, ведущим административный процесс (статья 9.1 ПИКоАП).

Следует отметить, что подавляющее большинство нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства выявляется по результатам проверочной деятельности должностных лиц органов и учреждений государственного санитарного надзора, то есть поводом к началу административного процесса служит непосредственное обнаружение и установление фактов соответствующих нарушений.

Тем не менее поводом к началу административного процесса может служить также заявление физического лица. Закон устанавливает к нему определенные требования. Так, в соответствии со статьей 9.2 ПИКоАП оно может быть устным или письменным. Устное заявление заносится в протокол, подписываемый заявителем и лицом, принявшим заявление. Такой протокол в обязательном порядке должен содержать сведения о заявителе. Если заявитель не может представить документ, удостоверяющий его личность, должны быть приняты меры для проверки сведений о его личности. Заявитель предупреждается об административной ответственности за заведомо ложное заявление, о чем расписывается в протоколе. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Что же касается анонимного заявления, то оно не может служить поводом к началу административного процесса.

Следует отметить, что на основании указанного заявления, в котором сообщаются факты нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, уполномоченным должностным лицом органа государственного санитарного надзора может быть принято решение о назначении внеплановой проверки соответствующего субъекта с соблюдением порядка, установленного пунктом 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510).

Рассмотрим пример выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства по результатам внеплановой проверки, проведенной по заявлению гражданина П. от 10.03.2011.

При проведении внеплановой проверки 16.03.2011 в 14.00 УП «А» было установлено, что его директором С. в кондитерском цехе УП «А» допущены нарушения Санитарных правил и норм 2.3.4.13-20-2002 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31.12.2002 N 147 «Об утверждении и введении в действие Санитарных правил и норм», в частности: п. 18.1, 18.4 — не был обеспечен контроль за выполнением и соблюдением указанных Санитарных правил и норм; п. 8.1, 8.5 — не соблюдалась поточность технологических процессов, имеются встречные и перекрещивающиеся потоки сырья и готовой продукции. Производственные помещения и цехи предприятия расположены в полуподвальных помещениях. Отсутствует требуемый набор помещений, а именно: яйцебитни из 3 помещений (для хранения и распаковки яиц (с холодильной установкой), для мойки и дезинфекции яиц, для получения яичной массы), участок подготовки сырья к производству расположены в одном помещении, загрузка сырья и отпуск готовой продукции осуществлялись через одну приемную рампу, отсутствовало помещение для обработки отсадочных мешочков, наконечников и мелкого инвентаря (обработка производилась в моечной внутрицеховой тары и на участке приготовления сиропа), помещения приготовления крема и отделки готовых изделий кремом совмещены на одном участке, отгороженном от цеха выпечки сдобно-булочных изделий и полуфабрикатов; п. 9.1 — бытовые помещения для работников производственных цехов не были оборудованы по типу санпропускника; п. 9.2, 9.3 — в гардеробных не обеспечено раздельное хранение верхней, домашней, рабочей одежды и обуви. Бельевые для чистой и грязной санитарной одежды не размещены в отдельных помещениях (а объединены); п. 12.35 — не обеспечивается немедленное уничтожение (сжигание) яичной скорлупы (собранной в отдельные бачки) после разбивания яиц водоплавающей птицы; п. 12.40 — не обеспечивается сбор упавших на пол продуктов (санитарного брака) в специальную тару с обозначением «Санитарный брак»; п. 12.55 — хлеб, выбранный из печи, хранится навалом.

Указанные нарушения влекут административно-правовую ответственность в соответствии со статьей 16.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). За данное правонарушение на С. было наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 35 (тридцати пяти) базовых величин, что составило 1225000 (один миллион двести двадцать пять тысяч) руб.

Тем не менее следует отметить, что проведение проверки на основании поступившего заявления не является обязательным. Решение этого вопроса находится в компетенции уполномоченного должностного лица органа государственного санитарного надзора и основывается на сведениях, содержащихся в заявлении и приложенных к нему материалах.

Так, например, заявление гражданина, в котором сообщаются факты реализации ему магазином «А» определенной продукции с истекшими сроками годности, подтверждаемые соответствующими документами (например, чеками), может являться основанием для начала административного процесса и без проведения проверки соответствующего субъекта. На момент проведения внеплановой проверки данного магазина такие факты нарушений могут уже и не иметь место. Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс. Именно поэтому при доказанности факта реализации гражданину соответствующим субъектом продукции с истекшими сроками годности содеянное квалифицируется по части 2 статьи 12.17 КоАП и виновное лицо привлекается к административной ответственности.

Иногда поводом к началу административного процесса в сфере государственного санитарного надзора выступает сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации об административном правонарушении. Оно должно быть сделано в письменной форме и подписано руководителем. К нему могут прилагаться документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения об административном правонарушении (статья 9.3 ПИКоАП). На практике достаточно часто в адрес органов государственного санитарного надзора поступают сообщения от общественных организаций, иных организаций, подписанные кем угодно, кроме руководителей указанных организаций. Полагаем, что соблюдение указанного требования является обязательным.

И опять же, на основании указанного сообщения уполномоченным должностным лицом органа государственного санитарного надзора может быть принято решение о назначении внеплановой проверки соответствующего субъекта с соблюдением порядка, установленного пунктом 9 Указа N 510. А если содержащихся в данном сообщении фактов нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства достаточно и они подтверждаются соответствующими документами, то возможно начало административного процесса и без проведения проверки.

Правовое регулирование ведения административного процесса (по результатам проведенных органами и учреждениями государственного санитарного надзора проверок и по выявленным нарушениям санитарно-эпидемиологического законодательства) осуществляется на основании ПИКоАП.

В соответствии со статьей 9.5 ПИКоАП определяются случаи, когда административный процесс считается начатым. В сфере государственного санитарного надзора наиболее часто административный процесс считается начатым с момента составления протокола об административном правонарушении или с момента составления протокола о процессуальном действии (например, протокола опроса).

Статьей 9.6 ПИКоАП определены обстоятельства, исключающие административный процесс.

В соответствии со статьей 10.1 ПИКоАП подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса.

О совершении административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП, должностным лицом органа государственного санитарного надзора составляется протокол об административном правонарушении. Следует отметить, что перечень иных должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, определен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.03.2007 N 22 «Об определении перечня иных должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, и их компетенции».

На практике часто возникают вопросы, связанные с отказом лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля, понятого, переводчика или другого лица, участвующего в производстве процессуального действия, от подписания протокола об административном правонарушении, другого процессуального документа. В таком случае уполномоченным должностным лицом органа государственного санитарного надзора делается отметка об этом, удостоверяемая его подписью. Лицу, отказавшемуся подписать процессуальный документ, предоставляется возможность дать объяснение о причинах отказа, которое заносится в этот процессуальный документ (статья 10.5 ПИКоАП).

Кроме того, уполномоченное должностное лицо органа государственного санитарного надзора обязано разъяснить участникам административного процесса их права и обеспечить возможность их реализации. Им должны быть также разъяснены возложенные на них обязанности и последствия их невыполнения. О разъяснении указанных прав должна быть сделана отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении.

Лица, участвующие в административном процессе, должны вызываться в органы и учреждения государственного санитарного надзора повесткой, которая должна быть вручена им под расписку. Законодательство допускает в случае временного отсутствия лица, участвующего в административном процессе, ее вручение совершеннолетнему члену его семьи, нанимателю, с которым оно состоит в трудовых отношениях, администрации учреждения образования, в котором оно проходит обучение (статья 10.9 ПИКоАП).

Что касается юридического лица, участвующего в административном процессе, то о вызове его представителя оно извещается органами и учреждениями государственного санитарного надзора повесткой, которая направляется по месту нахождения юридического лица.

Тем не менее следует отметить, что вызов лиц, участвующих в административном процессе, может быть сделан также повесткой, высылаемой по почте, телефонограммой или с использованием иных средств связи.

Унифицированная форма повестки в сфере государственного санитарного надзора отсутствует.

Важно соблюдение требований к ее обязательным реквизитам, установленным статьей 10.9 ПИКоАП, в частности наличие указания на: конкретное лицо и в качестве кого оно вызывается, куда и к кому, время явки, а также последствия неявки без уважительных причин.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 8.12 ПИКоАП в случае неявки по вызову без уважительной причины физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший — физическое лицо, свидетель могут быть подвергнуты приводу по постановлению должностного лица органа, ведущего административный процесс (в данном случае должностного лица органа государственного санитарного надзора).

Утвержденная форма постановления о приводе в сфере государственного санитарного надзора также отсутствует.

О наличии уважительных причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лицо, получившее повестку, обязано направить уведомление в адрес органа государственного санитарного надзора.

На практике достаточно часто имеют место случаи нарушения установленного порядка вызова лиц для участия в административном процессе, которые нередко влекут отмену принятых по делу решений.

Следует отметить, что привод обеспечивается силами органов внутренних дел. В случае невозможности привода лицом, осуществляющим привод, делается запись в постановлении о приводе, которое приобщается к делу об административном правонарушении.

Ведь по общему правилу участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного, в отношении которых ведется административный процесс, при рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным. Исключения из указанного правила установлены статьей 11.4 ПИКоАП, и как раз некоторые из них тесно связаны с вопросами своевременного уведомления указанных выше лиц и наличием или отсутствием уважительных причин для неявки.

Главой 10 ПИКоАП очень детально регулируются порядок совершения отдельных процессуальных действий, осуществляемых в рамках подготовки дела об административном правонарушении, права и обязанности их участников (порядок производства опроса, осмотра, проведение экспертиз и т.д.).

В соответствии со статьей 10.26 ПИКоАП и применительно к сфере государственного санитарного надзора подготовка дела об административном правонарушении может заканчиваться:

  1. составлением протокола об административном правонарушении;
  2. прекращением дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, указанных в статье 9.6 ПИКоАП, либо при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, в сроки, установленные статьей 10.1 ПИКоАП (в практике таких случае не было), либо в случае освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 8.2, 8.3 КоАП.

В любом случае об окончании подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения либо о прекращении дела об административном правонарушении должны быть уведомлены лицо, в отношении которого ведется административный процесс, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, потерпевший (если имеется), их законные представители или представители, защитник. Указанным лицам разъясняется их право знакомиться с материалами дела об административном правонарушении (часть 2 статьи 10.26 ПИКоАП). Указанное правило на практике не всегда соблюдается, что является нарушением действующего законодательства.

Перечень реквизитов, которые должно содержать постановление о прекращении производства по делу, определен статьей 10.27 ПИКоАП. Следует отметить, что в сфере государственного санитарного надзора утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.02.2007 N 17 «Об утверждении форм документов об административных правонарушениях» форма постановления по делу об административном правонарушении может использоваться и при вынесении постановлений о прекращении производства по делу.

Порядок ознакомления и направления материалов по делу об административном правонарушении определен статьями 10.28 — 10.30 ПИКоАП.

Следует отметить, что подавляющее большинство дел об административных правонарушениях, выявленных должностными лицами органов и учреждений государственного санитарного надзора, рассматривается ими самостоятельно (без направления материалов в суд или другие органы, ведущие административный процесс).

В любом случае на этапе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении необходимо:

  • установить, относится ли к компетенции органов и учреждений государственного санитарного надзора рассмотрение данного дела;
  • определить, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;
  • истребовать необходимые дополнительные материалы (если такая необходимость существует);
  • известить лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок со дня получения уполномоченным должностным лицом органа государственного санитарного надзора протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Тем не менее рассмотрение дела может быть приостановлено в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 11.2 ПИКоАП. О приостановлении (возобновлении) рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом органа государственного санитарного надзора выносится мотивированное постановление. Унифицированная форма постановления о приостановлении (возобновлении) дела об административном правонарушении в сфере государственного санитарного надзора отсутствует.

Следует отметить, что в одном административном процессе и применительно к сфере государственного санитарного надзора могут быть соединены дела об административных правонарушениях:

  1. о нескольких административных правонарушениях, совершенных одним лицом, если все они подведомственны органам и учреждениям государственного санитарного надзора;
  2. о совершении одного и того же административного правонарушения физическим и юридическим лицом;
  3. о совершении одного и того же административного правонарушения совместно двумя или более физическими лицами (статья 11.3-1 ПИКоАП).

В таком случае должно быть вынесено соответствующее постановление. Следует отметить, что унифицированной формы постановления о соединении дел об административных правонарушениях в сфере государственного санитарного надзора также нет. Полагаем, что она (форма) может быть разработана самостоятельно. При этом обязательным является указание на основания для соединения дел в одно производство.

Срок рассмотрения таких дел об административных правонарушениях исчисляется со дня получения уполномоченным должностным лицом органа государственного санитарного надзора дела об административном правонарушении, которое поступило по времени первым.

При рассмотрении дела об административном правонарушении участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного, в отношении которых ведется административный процесс, обязательно.

Примечание. Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без указанных лиц, если:

  1. физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;
  2. физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенные надлежащим образом, уклоняются от явки в соответствующий орган государственного санитарного надзора. Привод таких лиц осуществляется, если не представляется возможным рассмотреть дело по существу в их отсутствие;
  3. физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, получило повестку и не уведомило орган государственного санитарного надзора, который его вызвал, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову в назначенный срок (статья 11.4 ПИКоАП).

Указанной статьей регулируются и вопросы участия других лиц в административном процессе.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен статьей 11.5 ПИКоАП.

С учетом требований действующего законодательства уполномоченное должностное лицо органа государственного санитарного надзора при рассмотрении дела об административном правонарушении должно выяснить:

1) было ли совершено административное правонарушение.

Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния.

Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий (статья 2.2 КоАП).

Практика свидетельствует, что применительно к сфере государственного санитарного надзора подавляющее большинство нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства признаются оконченными именно с момента их совершения.

Главой 5 КоАП определены обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением. К таким обстоятельствам относятся: необходимая оборона, причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение, крайняя необходимость, обоснованный риск;

2) виновно ли данное физическое лицо в его совершении.

Для этого следует знать, что виновным в совершении административного правонарушения в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности;

3) подлежит ли физическое лицо административной ответственности.

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания (статья 4.4 КоАП);

4) имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, определен статьями 7.2 — 7.3 КоАП. Причем если перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим, то в качестве смягчающих по решению уполномоченного должностного лица органа государственного санитарного надзора могут быть признаны и другие обстоятельства.

Применительно к сфере государственного санитарного надзора наиболее часто при рассмотрении дел об административных правонарушениях встречаются следующие смягчающие обстоятельства:

чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение (пункт 1 части 1 статьи 7.2 КоАП);

  • исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание (пункт 3 части 1 статьи 7.2 КоАП);
  • наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка (пункт 4 части 1 статьи 7.2 КоАП). При этом малолетним признается физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста четырнадцати лет (статья 1.3 КоАП).

В качестве отягчающих обстоятельств наиболее распространены следующие:

  • совершение административного правонарушения повторно (пункт 2 части 1 статьи 7.3 КоАП);
  • совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей (пункт 10 части 1 статьи 7.3 КоАП);

5) причинен ли вред административным правонарушением.

Решение указанного вопроса имеет очень важное значение, поскольку законом устанавливается безусловная обязанность виновного лица возместить причиненный вред;

6) виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (статья 3.5 КоАП);

7) подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей Особенной части КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица.

Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП.

При этом наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (статья 4.8 КоАП);

8) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом органа государственного санитарного надзора выносится одно из следующих постановлений:

  1. о наложении административного взыскания;
  2. о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части;
  3. о прекращении дела об административном правонарушении.

Полагаем, что постановление о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности может выноситься в отношении военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

Перечень реквизитов, которые должно содержать постановление по делу об административном правонарушении, определен частью 2 статьи 11.9 ПИКоАП.

Следует иметь в виду, что административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения не позднее двух месяцев со дня его совершения. Истечение указанного срока является обстоятельством, исключающим административный процесс, а если административный процесс уже начат, — основанием для вынесения постановления о прекращении производства по делу.

Исключение из указанного правила предусмотрено в отношении длящегося правонарушения, за которое административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (пункт 2 части 1 статьи 7.6 КоАП).

Справочно. В соответствии со статьей 2.6 КоАП длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное КоАП, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения.

Приведем пример рассмотрения дела об административном правонарушении с вынесением постановления о наложении административного взыскания.

При проведении проверки магазина «А» 25.05.2011 с 8.30 по 17.00 было установлено, что его директором К. допущены нарушения Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к торговым объектам по торговле продовольственным сырьем и пищевыми продуктами», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2009 N 85 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к торговым объектам по торговле продовольственным сырьем и пищевыми продуктами» и признании утратившими силу постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 21 августа 2006 г. N 100 и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 апреля 2008 г. N 60″, а именно: п. 2 — не обеспечен контроль за выполнением требований указанных Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в магазине; п. 5 — не соблюдался ассортиментный перечень реализуемых товаров, согласованный с территориальным подразделением органа государственного санитарного надзора; п. 9, 10 — не было упорядочено хранение пустой тары (хранилась возле здания магазина на прилегающей территории — пустые полиэтиленовые ящики, картонные короба); п. 11 — у входа в магазин отсутствуют оборудованные скребки, решетки или металлические сетки для очистки обуви от грязи; п. 12 — отсутствовало ограждение площадки для мусоросборников; п. 47 — светильники в торговых залах не имеют защитных плафонов для предохранения их от повреждения и попадания стекол на товары; п. 79 — холодильные прилавки магазина не обеспечены термометрами для контроля температурного режима хранения товаров; п. 91, 92 — нарушалось товарное соседство при реализации и хранении пищевых продуктов (готовая продукция — паштеты из птицы и кетчуп в одном прилавке с сырой продукцией — мясными полуфабрикатами и птицей), в одном морозильном ларе совместно хранились мясные полуфабрикаты, птица замороженная и мороженое, крабовые палочки и свежемороженая рыба, в холодильной витрине для готовой молочной продукции хранилось яйцо куриное сырое; п. 89, 93 — не упорядочено хранение пищевых продуктов на складе — в складском помещении пищевые продукты хранились на полу, без подтоварников, умывальная раковина была заставлена ящиками с продуктами; п. 74, 163, 164 — не был выделен и не промаркирован уборочный инвентарь для торгового и холодильного оборудования; п. 197 — в магазине отсутствует аптечка первой медицинской помощи универсальная.

Указанные нарушения влекут административно-правовую ответственность в соответствии со статьей 16.8 КоАП, предусматривающей, что нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила, влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин.

В ходе рассмотрения указанного дела об административном правонарушении, совершенном директором магазина «А» К., были установлены обстоятельства, предусмотренные статьей 11.5 ПИКоАП, в частности, было установлено, что совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.8 КоАП; лицо в ходе рассмотрения дела вину в совершении данного правонарушения признало и приняло на себя обязательства по устранению выявленных нарушений (на момент составления протокола об административном правонарушении К. от объяснений и подписи отказался, вину не признавал); правонарушитель может быть субъектом административной ответственности; имеются обстоятельства, смягчающие ответственность, и т.д.

При изучении смягчающих обстоятельств было установлено, что директор магазина «А» К. имеет на иждивении 2 малолетних детей (3 и 6 лет), что является обстоятельством, смягчающим ответственность в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7.2 КоАП. Кроме того, обстоятельством, смягчающим ответственность, было признано частичное устранение выявленных в ходе проверки нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства (что подтверждалось документально).

Таким образом, за данное правонарушение на К., директора магазина «А», было наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 10 (десяти) базовых величин, что составило 350000 (триста пятьдесят тысяч) руб.

Следует отметить, что наиболее распространенным видом административного взыскания, применяемым за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, является штраф.

При наложении административного взыскания на физическое лицо должны учитываться характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо должны учитываться характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица (части 2 — 3 статьи 7.1 КоАП).

Что касается постановления о прекращении дела об административном правонарушении, то оно выносится при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 9.6 ПИКоАП, а также в случае освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 8.2, 8.3, 8.5, 8.7 КоАП.

Приведем пример рассмотрения дела об административном правонарушении с вынесением постановления о прекращении производства по делу.

При проведении проверки кафе «С» 15.03.2011 с 9.00 по 18.00 было установлено, что его директором А. допущены нарушения Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к торговым объектам общественного питания», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2009 N 84 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к торговым объектам общественного питания» и признании утратившими силу постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 23 ноября 2005 г. N 195 и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 апреля 2008 г. N 61 и от 9 октября 2008 г. N 167″, а именно: п. 5 — не обеспечен надлежащий контроль за их выполнением; п. 11, 15 — на территории у входа в кафе не были оборудованы решетки для очистки обуви и не установлены урны для сбора мусора; п. 44 — 45 — отсутствовала локальная вытяжная система с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения в варочном цехе над плитой; п. 48, 51 — в складском помещении на потолке местами затеки, часть стены над дверью не оштукатурена, требуется проведение уборки и ремонта; п. 58 — в гардеробной на шкафу для личной одежды хранились навалом посторонние предметы (елочные украшения, деревянный бочонок и др.), текущая и генеральная уборки проводятся некачественно; п. 60 — для уборки производственных, складских, вспомогательных помещений кафе, а также туалетов не выделен отдельный уборочный инвентарь (используется общий уборочный инвентарь для всех помещений).

Указанные нарушения также влекут административно-правовую ответственность в соответствии со статьей 16.8 КоАП.

В ходе рассмотрения указанного дела об административном правонарушении, совершенном директором кафе «С» А., также устанавливались обстоятельства, предусмотренные статьей 11.5 ПИКоАП. В частности, было установлено, что совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.8 КоАП. Свою вину в ходе рассмотрения дела А. не признала. Более того, разъяснила, что контроль за указанными вопросами возложен на ее заместителя по хозяйственной части Л., что подтверждается его должностной инструкцией, с которой он ознакомлен в установленном порядке.

Таким образом, А. не является субъектом данного административного правонарушения и не может выступать субъектом административной ответственности за него. Отсутствует один из самых важных элементов состава данного правонарушения — вина субъекта.

Поэтому в отношении ее должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу.

Следует отметить, что всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств административного правонарушения является залогом вынесения законного, обоснованного, а главное — справедливого решения. А вот обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административный процесс, исходя из закрепленного ПИКоАП принципа презумпции невиновности, возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс, то есть на должностное лицо органа государственного санитарного надзора.

По окончании рассмотрения дела об административном правонарушении постановление должно объявляться немедленно.

Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение пяти дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 11.12 ПИКоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ПИКоАП.

Исключения из данного правила установлены частями 1 и 3 статьи 10.3 ПИКоАП.

Соблюдение вышеуказанного порядка имеет очень важное значение, поскольку обратное может повлечь отмену принятого по делу решения.

Правовое регулирование обжалования (опротестования) вынесенного постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на основании главы 12 ПИКоАП.