Алгоритм действий по регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Правовое регулирование данного вопроса осуществляется такими нормативными актами, как:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК);
  • Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК);
  • Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ХПК);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 N 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» (далее — Указ N 222);
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 N 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (далее — Указ N 285);
  • постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 N 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1» (далее — Постановление N 8);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ N 450).

Предпринимательская деятельность — основой вид деятельности значительной части трудоспособного населения Республики Беларусь, а также при должной организации источник неплохого дохода.

Предпринимательская деятельность может осуществляться путем образования юридического лица и без его образования через регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствующих органах.

Данная форма занятия предпринимательской деятельностью является предпочтительной в связи с простотой ее реализации по сравнению с процедурой учреждения юридического лица.

Например, по статистике, приводимой Министерством юстиции Республики Беларусь, за 2015 год в Республике Беларусь было зарегистрировано 10945 юридических лиц и 43048 индивидуальных предпринимателей. Таким образом, индивидуальных предпринимателей было зарегистрировано более чем в четыре раза больше, чем юридических лиц, что свидетельствует о популярности данного института в нашей стране (с данными статистики можно ознакомиться на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Особенностями и преимуществами регистрации в качестве индивидуального предпринимателя авторы поделятся в данной статье.

Определение понятия и специфики деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Определение понятия «индивидуальный предприниматель» не приводится непосредственно в ГК, лишь обозначается в ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК термин «предпринимательская деятельность» как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Исходя из данной формулировки, можно определить основные признаки исследуемой деятельности, однако это не позволит ее индивидуализировать.

Понятие индивидуального предпринимателя приводится в абз. 4 ст. 1 ХПК. Данное определение является одним из основополагающих для хозяйственного процесса и хозяйственного права, так как индивидуальный предприниматель наряду с юридическим лицом является одним из основных участников хозяйственных (экономических) правоотношений.

Так, индивидуальный предприниматель — физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированное в установленном порядке. Порядок регистрации, следует отметить, определяется Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом (далее — Положение о государственной регистрации).

Таким образом, при объединении определений «предпринимательская деятельность» и «индивидуальный предприниматель» можем дать более развернутое понятие вышеуказанного субъекта хозяйственной деятельности.

Итак, индивидуальный предприниматель — физическое лицо, осуществляющее деятельность в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных им для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления, без образования юридического лица и зарегистрированное в установленном порядке.

Выделяя из этого определения отдельные признаки индивидуального предпринимателя, получим детальную картину, которую должно знать любое физическое лицо при образовании индивидуального предпринимателя. К ним относятся:

  • осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности в гражданском обороте от своего имени — этот признак нельзя понимать буквально. Согласно ч. 1 п. 2 Указа N 285 для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
  • осуществление предпринимательской деятельности на свой риск и под свою имущественную ответственность — у любого вида деятельности в гражданском обороте есть две стороны: как позитивная, так и негативная. При осуществлении предпринимательской деятельности, которая направлена на систематическое получение прибыли, возникает множество рисков экономического и правового характера. В случае неудачного ведения дел предпринимательская деятельность может оказаться не только неприбыльной, но и убыточной, что может привести к банкротству. В свою очередь, также следует соблюдать законодательство о предпринимательской деятельности, что является не менее важным, чем прибыльность бизнеса, так как при несоблюдении антимонополистического законодательства незаконное занятие предпринимательской деятельностью, уклонение от уплаты налогов может повлечь как гражданскую, так и административную, и уголовную ответственность;
  • направленность предпринимательской деятельности на систематическое получение прибыли — осуществление предпринимательской деятельности как в качестве юридического лица, так и в качестве индивидуального предпринимателя направлено на зарабатывание денег, как и любая работа, что логично. Без цели получения прибыли учреждаются только некоммерческие организации. Для осуществления предпринимательской деятельности в отдельных сферах требуется получение специального разрешения (лицензии), о чем будет указано ниже;
  • осуществление предпринимательской деятельности путем производства / переработки / реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг — самым распространенным видом предпринимательской деятельности является реализация как приобретенных у производителя товаров, так и произведенных собственноручно. Выполнение работ и оказание услуг также возможно в различных социальных сферах;
  • регистрация индивидуального предпринимателя в соответствующем государственном органе — невозможно осуществление предпринимательской деятельности без регистрации и внесения в единый реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Республики Беларусь.

Безусловным преимуществом индивидуального предпринимателя является простота как в организации хозяйственной деятельности, так и в порядке налогообложения по сравнению с юридическим лицом, о чем будет более подробно рассмотрено ниже.

Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно подп. 1.2 п. 1 Положения о государственной регистрации государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели.

Так как индивидуальный предприниматель — физическое лицо, его государственная регистрация производится по месту жительства физического лица. За государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации взимается государственная пошлина. Размер пошлины и порядок ее исчисления определяются НК, причем отмечается, что взимание иных платежей при осуществлении государственной регистрации не допускается.

Шаг 1. Определение регистрирующего органа.

Для осуществления регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, следует определить, в какой орган необходимо подать документы для регистрации (регистрирующий орган), а затем определиться с документами, которые необходимо представить в регистрирующий орган.

В зависимости от месторасположения и характера осуществляемой деятельности государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется регистрирующими органами в соответствии с п. 9 Положения о государственной регистрации.

Следует отметить, что на практике чаще всего государственная регистрация индивидуальных предпринимателей производится администрациями районов в городах либо районными исполнительными комитетами.

Шаг 2. Определение перечня документов, необходимых для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок подачи документов.

После определения органа, в который следует обращаться с заявлением о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, необходимо выяснить, какие документы нужно представить в регистрирующий орган.

Так, для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в соответствии с п. 15 Положения о государственной регистрации в регистрирующий орган представляются:

  • заявление о государственной регистрации;
  • фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией (в основном требуют стандартную фотографию формата 3,5×4,5 см);
  • оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Очевидно, что перечень документов, представляемый индивидуальным предпринимателем, куда меньше, чем аналогичный при регистрации для юридических лиц. Основной причиной тому является упрощенная система деятельности индивидуального предпринимателя как субъекта хозяйствования: отсутствует необходимость учреждения юридического лица, а в связи с этим и принятия учредительных документов и установления размера уставного фонда. Наименованием индивидуального предпринимателя является его фамилия, имя и отчество.

Следует отметить, что согласно п. 13 Положения о государственной регистрации документы для государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган:

  • путем личного обращения;
  • в случаях и порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, — посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владельцем которого является Министерство юстиции Республики Беларусь.

Посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в регистрирующий орган для государственной регистрации представляются документы в электронном виде, целостность и подлинность которых подтверждены электронной цифровой подписью.

Важно знать!

Несмотря на вышеуказанное, в настоящее время норма электронной регистрации индивидуального предпринимателя является фактически недействующей, так как Совет Министров Республики Беларусь на сегодняшний день не принял никаких норм, направленных на государственное регулирование электронной регистрации.

Шаг 3. Уплата государственной пошлины.

До подачи заявления необходимо уплатить государственную пошлину в размере, определенном в подп. 1.7. п. 1 приложения 22 к НК.

Шаг 4. Составление заявления о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Подача заявления в регистрирующий орган.

Согласно абз. 1 ч. 1 п. 19 Положения о государственной регистрации заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь. Форма заявления о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (далее — форма) установлена постановлением N 8.

В заявлении подтверждаются, в свою очередь, сведения, указанные в ч. 1 п. 19 Положения о государственной регистрации. Однако в заявлении о государственной регистрации должны быть указаны и иные сведения, предусмотренные формой.

Следует подчеркнуть, что заявление о государственной регистрации подписывается при государственной регистрации индивидуального предпринимателя и при государственной регистрации изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, гражданином, регистрирующимся в качестве индивидуального предпринимателя.

Если документы для государственной регистрации представляются в регистрирующий орган непосредственно индивидуальным предпринимателем, подлинность подписи на заявлении о государственной регистрации удостоверяется уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, осуществившим прием документов. В иных случаях подлинность подписи индивидуального предпринимателя на заявлении о государственной регистрации должна быть засвидетельствована нотариально. При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность (это может быть паспорт, документ, подтверждающий вид на жительство, и др.), а также представляют документы, подтверждающие их полномочия, в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица. В случае представления интересов иностранного юридического лица представляется копия нотариально удостоверенной доверенности (ч. 4 и 5 п. 19 Положения о государственной регистрации).

Важно!

В случае изменения фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя, его места жительства индивидуальный предприниматель в месячный срок обязан обратиться в регистрирующий орган для внесения соответствующих изменений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Кроме того, следует отметить, что для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (изменение его места жительства либо личных данных) также требуется их государственная регистрация (ч. 5 п. 22 Положения о государственной регистрации).

Шаг 5. Выдача свидетельства о государственной регистрации.

Если для регистрации представлены все вышеназванные документы и нет оснований для отказа в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения об индивидуальном предпринимателе для включения его в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Зарегистрированными считаются:

  • индивидуальный предприниматель — со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • изменения, вносимые в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, — со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя указывается дата его государственной регистрации.

Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. Наличие у индивидуального предпринимателя свидетельства о государственной регистрации является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

Важно!

В некоторых случаях произвести государственную регистрацию индивидуального предпринимателя невозможно. Перечень данных оснований, препятствующих государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, приведен в п. 24 Положения о государственной регистрации.

В свою очередь индивидуальный предприниматель несет ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.

Кроме того, по основаниям, предусмотренным законодательными актами, государственная регистрация индивидуального предпринимателя может быть аннулирована по решению регистрирующего органа. При этом индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которого признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня вынесения экономическим судом решения о признании государственной регистрации недействительной. Гражданин, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении трех лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации (ч. 1 п. 26, п. 27 Положения о государственной регистрации).

Шаг 6. Постановка индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе. Порядок налогообложения.

Согласно ч. 1 п. 25 Положения о государственной регистрации регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

В свою очередь индивидуальный предприниматель может выбрать: воспользоваться ему упрощенной системой налогообложения либо общей. Налог при упрощенной системе налогообложения согласно п. 1 ст. 286 НК может применяться при валовой прибыли (прибыли без вычета суммы налога), находящейся в пределах от 1,125 млрд.руб. до 1,5 млрд.руб. Однако в п. 3 вышеназванной статьи приведен перечень налогов и сборов, от которых индивидуальный предприниматель не освобождается при применении упрощенной системы налогообложения. Так, например, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты:

  • налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь;
  • государственной пошлины;
  • патентных пошлин;
  • консульского сбора и др.

Также не допускается применение упрощенной системы налогообложения при занятии отдельными видами деятельности: производстве подакцизной продукции, осуществлении лотерейной деятельности и др. (подп. 5.1.1 и абз. 2 подп. 5.1.4 п. 5 ст. 286 НК). По общему правилу ставка налога при упрощенной системе налогообложения варьируется от 3 до 5 процентов, когда ставка налога на прибыль устанавливается в размере 16 процентов (абз. 2, 3 и 4 п. 1 ст. 289 НК).

Если же индивидуальный предприниматель не удовлетворяет вышеназванным условиям в разрезе валовой прибыли либо хочет воспользоваться общей системой налогообложения, он становится плательщиком подоходного налога с физических лиц, размер ставки которого составляет 13 процентов, либо единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Исчерпывающий перечень видов деятельности, при которых индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог, указан в ст. 296 НК. Следует отметить, что при уплате единого налога индивидуальные предприниматели освобождаются от налога на добавленную стоимость, экологического налога, налога на добычу природных ресурсов и других сборов и пошлин. Ставка единого налога фиксированная и установлена в приложении 25 к НК.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод: порядок налогообложения при осуществлении предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя более демократичный, чем при ее осуществлении в качестве юридического лица.

Шаг 7. Получение лицензии индивидуальным предпринимателем (для занятия отдельными видами деятельности).

Для занятия отдельными видами деятельности субъекты хозяйствования, в том числе индивидуальные предприниматели, должны получить специальное разрешение (лицензию). Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций приводится в приложении 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом N 450 (далее — Положение о лицензировании).

Согласно п. 14 Положения о лицензировании лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих данный вид деятельности, если они определены Положением о лицензировании.

Для получения лицензии ее соискатель либо его уполномоченный представитель представляет в соответствующий лицензирующий орган:

  • заявление о выдаче лицензии с указанием для индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в Республике Беларусь, фамилии, собственного имени, отчества, данных паспорта гражданина Республики Беларусь или вида на жительство в Республике Беларусь (серия, номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего паспорт или вид на жительство, регистрация по месту жительства);
  • документ, свидетельствующий о проведении государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
  • другие документы, предусмотренные Положением о лицензировании для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом Республики Беларусь.

Заявление о выдаче лицензии и прилагаемые к нему в соответствии с Положением о лицензировании документы представляются соискателем лицензии либо его уполномоченным представителем с одновременным предъявлением документа, удостоверяющего личность.

В свою очередь, заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня приема документов. Данный срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, но не более чем на 10 рабочих дней по общему правилу.

Лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов, а также материалов по результатам оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям принимает одно из следующих решений:

  • о выдаче лицензии ее соискателю; об отказе в выдаче лицензии ее соискателю;
  • об отказе в выдаче лицензии ее соискателю (п. 10-1, 15, 22, 23 Положения о лицензировании).

Важно!

Срок, на который выдается лицензия, также разнится в зависимости от вида деятельности, которым планирует заниматься индивидуальный предприниматель. По истечении срока действия лицензии его надо продлить для продолжения занятия данным видом деятельности.