Правоотношения по аренде (пользованию) имуществом, в том числе землями лесного фонда, широко распространены в гражданском обороте. Однако вопросы аренды (пользования) для осуществления лесопользования, а именно: заготовки живицы, второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования, пользования в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях, практически не освещены в юридической прессе.
В настоящей статье приводится схематичный алгоритм пошаговых действий, направленных на получение участка лесного фонда в аренду (пользование) для вышеуказанных целей.
Правовое регулирование:
- Лесной кодекс Республики Беларусь (далее — ЛК);
- Положение о порядке предоставления участков лесного фонда юридическим лицам в аренду и (или) пользование для осуществления лесопользования, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 09.09.2009 N 444 (далее — Положение N 444);
- Положение о порядке распределения лесов на группы и категории защитности, перевода лесов из одной группы или категории защитности в другую, а также выделения особо защитных участков леса, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 07.07.2008 N 364 (далее — Положение N 364);
- постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 22.10.2009 N 30 «Об утверждении типовой формы договора аренды участка лесного фонда для осуществления лесопользования» (далее — постановление N 30).
Принятые сокращения:
- ЕГР — Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- Инициатор — юридическое лицо, желающее получить участок лесного фонда в аренду (пользование) для осуществления одного или нескольких видов лесопользования (заготовки живицы, второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования, пользования в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях);
- Минлесхоз — Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь;
- Минприроды — Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
- райисполком — районный исполнительный комитет;
- решение — решение районного исполнительного комитета о предоставлении участка лесного фонда в аренду юридическому лицу для осуществления лесопользования;
- юридическое лицо, ведущее лесное хозяйство, — лесхозы специально уполномоченного республиканского органа государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; лесхозы и лесничества Министерства обороны Республики Беларусь; экспериментальные лесные базы Национальной академии наук Беларуси; учебно-опытные лесхозы Министерства образования Республики Беларусь; государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками; лесохозяйственные организации Управления делами Президента Республики Беларусь; учреждение «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник»; организации городских (городов областного подчинения и города Минска) исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства (ст. 21 ЛК).
<1> В заявлении указываются (ч. 2 п. 41 Положения N 444):
- цель получения участка лесного фонда в аренду (для заготовки живицы, второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования, пользования в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях);
- наименование и место нахождения юридического лица, наименование государственного органа или иной государственной организации, осуществивших его государственную регистрацию, дата и номер решения о государственной регистрации, регистрационный номер в ЕГР;
- место нахождения участка лесного фонда, вид, объем и срок лесопользования (не может превышать 15 лет), планируемые к осуществлению на испрашиваемом участке лесного фонда, его площадь.
К заявлению прилагаются следующие документы (ч. 3 п. 41 Положения N 444):
- проект договора аренды, соответствующий типовой форме договора аренды, установленной постановлением N 30;
- карта-схема с обозначенными границами участка лесного фонда для передачи его в аренду и объектами для осуществления лесопользования, намеченными к размещению на участке лесного фонда.
<2> Основания для отказа райисполкома в принятии решения и отказа Минлесхоза в согласовании проекта решения райисполкома (п. 17 Положения N 444):
- в границах участка лесного фонда осуществляются виды лесопользования, на которые претендует Инициатор;
- Инициатор представил недостоверные сведения и документы;
- Инициатор не представил заявление и (или) не приложил к нему установленный перечень документов;
- отсутствие в заявлении целей предоставления участка лесного фонда в аренду или несоответствие указанных целей видам лесопользования (заготовки живицы, второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования, пользования в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях);
- введение запрета или ограничения на осуществление заявленного вида лесопользования на данном участке лесного фонда в соответствии с законодательством;
- осуществление видов лесопользования, не совместимых с природоохранными функциями испрашиваемого участка лесного фонда.
<3> В решении о предоставлении участка лесного фонда в аренду для осуществления лесопользования должны быть указаны (п. 47 Положения N 444):
- вид и объем (размер) лесопользования;
- место нахождения участка лесного фонда;
- общая площадь лесного фонда по группам и категориям защитности лесов (порядок распределения лесов на группы и категории защитности установлен Положением N 364);
- срок аренды (не может превышать 15 лет согласно п. 3 Положения N 444);
- перечень объектов, разрешенных для размещения на арендуемом участке лесного фонда.
<4> Не допускается предоставление участков лесного фонда в аренду для осуществления видов лесопользования, если эти виды лесопользования не совместимы с целевым назначением участков, расположенных на территориях заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, особо защитных участков леса, а также участков лесного фонда лесохозяйственных организаций Управления делами Президента Республики Беларусь (п. 7 Положения N 444).
<5> Отказ райисполкома в предоставлении участка лесного фонда в аренду может быть обжалован в соответствии с законодательством об административных процедурах. Так, в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 «Об основах административных процедур» (далее — Закон) административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящие по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами относится рассмотрение таких жалоб. То есть Инициатору необходимо направить жалобу в вышестоящий облисполком. Жалобу необходимо подать в течение 1 (одного) года со дня принятия исполкомом решения.
Как следует из п. 3 ст. 30 Закона, обжалование решения исполкома в судебном порядке осуществляется после обжалования в административном (внесудебном) порядке и в соответствии с процессуальным законодательством (глава 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).
Второстепенные лесные ресурсы: пни, корни, бересты, новогодние елки, еловая серка и др. (абз. 4 ч. 1 ст. 36 ЛК).
Побочное лесопользование: заготовка древесных соков, дикорастущих плодов ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственного растительного и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота (абз. 5 ч. 1 ст. 36 ЛК).
Как следует из п. 3 Положения N 444, срок, на который предоставляются участки лесного фонда в аренду и (или) пользование для осуществления лесопользования (заготовки живицы, второстепенных лесных ресурсов, побочного лесопользования, пользования в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях), определяется райисполкомом, и не может превышать 15 лет.
Как следует из ч. 3 ст. 41 ЛК, а также п. 5 Положения N 444, один и тот же участок лесного фонда может предоставляться в пользование нескольким лесопользователям для осуществления разных видов лесопользования с определением для каждого лесопользователя соответствующих условий.