22 ноября 2007 г. Президент Республики Беларусь подписал принятый Палатой представителей 24 октября 2007 г. и одобренный Советом Республики 16 ноября 2007 г. Закон «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» (далее — Закон об амнистии). Он вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть 24 ноября 2007 г. Это уже девятый по счету Закон об амнистии, который принимается в суверенной Республике Беларусь.
Настоящая статья посвящена системному анализу данного Закона об амнистии, а также иным вопросам, связанным с реализацией права осужденных на гуманизм со стороны государства.
До 1991 года, на территории Республики Беларусь, законодательный орган которой в силу Конституции и тогда имел право на принятие законов об амнистии, действовали законы об амнистии бывшего СССР, принимаемые, как правило, в связи со знаменательными датами.
Принятие законов об амнистии в Республике Беларусь было приурочено к знаменательным датам в 1995 году, когда 13 апреля был принят Закон «Об амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», и в 2005 году, когда 5 мая был принят Закон «Об амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».
Все другие законы, в том числе и от 22.11.2007, принимались периодически и не были связаны с какими-либо знаменательными датами (праздниками, юбилеями и т.п.). Они назывались, как правило, «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» и были приняты: 23 декабря 1991 г., 5 ноября 1996 г., 18 января 1999 г., 14 июля 2000 г., 15 июля 2002 г., 8 января 2004 г. и 22 ноября 2007 г.
Таким образом, законы об амнистии в Республике Беларусь принимались: 23 декабря 1991 г., 13 апреля 1995 г., 5 ноября 1996 г., 18 января 1999 г., 14 июля 2000 г., 15 июля 2002 г., 8 января 2004 г., 5 мая 2005 г., 22 ноября 2007 г.
Отметим, что промежуток времени между периодически принимаемыми законами об амнистии сравнительно небольшой, — как правило, полтора — два года.
В чем же заключается амнистия? Как указывается в статье 95 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), на основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, то есть от осуждения судом и вынесения обвинительного приговора. Лица, уже осужденные судами, могут быть полностью или частично освобождены от назначенного наказания (как основного, так и дополнительного), оно может быть заменено на более мягкое наказание. По акту амнистии может быть снята судимость с осужденного. Кроме того, впервые УК предусматривает возможность по акту амнистии применить условное освобождение лица от наказания. К сожалению, принимая законы об амнистии, законодатель такое право еще не использовал ни разу.
Лица, подпадающие под амнистию
Какие же категории преступников заслужили теперь прощение со стороны государства? Это:
1) несовершеннолетние, то есть лица, совершившие преступления до достижения ими 18-летнего возраста;
2) беременные женщины, то есть женщины, находящиеся на день вступления Закона об амнистии в силу в состоянии беременности независимо от ее срока;
3) женщины, не лишенные родительских прав и имеющие детей, которым на день вступления в силу Закона об амнистии не исполнилось 18 лет;
4) одинокие мужчины (вдовцы либо воспитывающие детей, матери которых лишены родительских прав либо воспитывающие детей, не состоя в браке), не лишенные родительских прав и имеющие детей, которым на день вступления в силу Закона об амнистии не исполнилось 18 лет;
5) мужчины и женщины пенсионного возраста:
- а) мужчины, достигшие к моменту вступления Закона об амнистии в силу 60-летнего возраста (при отсутствии документов, подтверждающих день и месяц рождения, родившиеся до 1947 года),
- б) женщины, достигшие к указанному моменту 55-летнего возраста (при отсутствии документов, подтверждающих день и месяц рождения, родившиеся до 1952 года);
6) инвалиды I или II групп (лица, признанные в установленном порядке таковыми на день вступления в силу Закона об амнистии);
7) больные тяжелыми формами следующих заболеваний:
- а) активной формой туберкулеза (I, II, V «А» или V «Б» группы диспансерного учета);
- б) онкологическими заболеваниями (вторая, третья или четвертая клинические группы);
- г) ВИЧ-инфицированные (3-я (пре-СПИД) и 4-я (СПИД) стадии);
8) ветераны боевых действий на территории других государств (например, на территории Афганистана, Сирии, Ливана, Алжира, Венгрии и др.) <1>;
9) участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и лица, пострадавшие от этой катастрофы (лица, которым выданы документы в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.02.1991 N 634-XII «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС») <2>;
10) лица, получившие ранения (контузии), увечья либо заболевания при исполнении обязанностей в период военной службы в Вооруженных Силах СССР, Комитете государственной безопасности СССР, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
11) лица, получившие ранения (контузии), увечья либо заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности в период прохождения службы в органах внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.
<1> См. приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 01.10.1997 N 524 «Об утверждении Перечня стран и периодов боевых действий с участием граждан Республики Беларусь» // Бюллетень нормативно-правовой информации. 1997. N 22.
<2> Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. N 10(12). Ст. 111.
Все указанные категории лиц, если совершенные ими преступления не значатся в числе «запретных для амнистии», подлежат безусловному освобождению от всех видов наказания, назначенных в качестве основных (кроме пожизненного заключения и смертной казни), а также от иных мер уголовной ответственности (осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания). Указанные лица подлежат освобождению и от дополнительных наказаний. Законом также предусмотрено снятие с них судимости.
Особенностью данного Закона об амнистии является то, что он, в отличие от всех предыдущих законов об амнистии, не решает вопросы освобождения лиц от уголовной ответственности, дела о преступлениях которых находятся в производстве органов предварительного расследования.
Не подлежат прекращению также не рассмотренные судами дела о преступлениях, которые были совершены лицами указанных категорий до вступления в силу Закона об амнистии.
Иными словами, по данному Закону амнистия распространяется лишь на лиц, в отношении которых были постановлены приговоры судов (осужденные).
К другим лицам амнистия может быть применена при определенных условиях
В отношении лиц, не относящихся к вышеуказанным категориям, Закон об амнистии предусматривает освобождение от наказания под условием отбытия не менее одной трети назначенного срока наказания на день вступления в силу Закона об амнистии. Это:
- осужденные к наказанию в виде ограничения свободы;
- осужденные к наказанию в виде лишения свободы на срок до шести лет включительно;
- военнослужащие, осужденные к наказанию в виде направления в дисциплинарную воинскую часть;
- осужденные за преступления, совершенные по неосторожности (за исключением случаев, когда таким лицам было назначено наказание в виде ареста);
- осужденные за кражу, мошенничество, присвоение, растрату, хищение путем использования компьютерной техники, если эти преступления совершены в крупных или особо крупных размерах, при условии, что осужденные не были участниками организованной группы.
Лица, не перечисленные в ст. 1 Закона об амнистии, подлежат также освобождению от наказания в виде ареста (если приговоры в отношении их были постановлены на день вступления в силу Закона об амнистии).
В приведенных случаях, когда амнистия применяется под условием, лица освобождаются только от основного наказания, но от дополнительных наказаний они освобождению не подлежат.
Все указанные лица, а также лица, перечисленные в ст. 1 Закона об амнистии, подлежат освобождению от наказания лишь при том условии, что они на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью возместят причиненный преступлением вред, подлежащий взысканию с них по вступившим в законную силу приговору или решению суда.
В отличие от предыдущих законов об амнистии, новый Закон существенно изменил указанное условие в сторону расширения сферы его действия. Если раньше шла речь о возмещении ущерба, причиненного преступлениями против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, то указанный Закон предусматривает возмещение вреда, причиненного любым преступлением, а не только преступлением экономического характера.
Поэтому если, например, в отношении осужденного за умышленное причинение тяжкого телесного повреждения судом постановлено взыскание причиненного вреда, то он подлежит освобождению от наказания только при условии, что он полностью возместит этот вред. При этом документами, подтверждающими факт возмещения причиненного вреда, являются заверенная печатью справка, полученная из суда, постановившего приговор или вынесшего иное решение, и справка, полученная из бухгалтерии по месту отбывания наказания.
Однако в практике нередки случаи, когда суд по каким-либо причинам не вынес решения о взыскании причиненного преступлением ущерба или вреда. Буквальное толкование приведенной нормы Закона об амнистии позволяет сделать вывод о том, что в таких случаях невозмещение осужденным причиненного преступлением ущерба или вреда не является препятствием для применения амнистии. Такая позиция высказывалась Конституционным Судом Республики Беларусь при ответах на жалобы обратившихся к нему лиц. Она не расходится с позицией Департамента по исполнению наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в соответствии с указанием которого администрация исправительных учреждений применяет амнистию в указанных случаях. К сожалению, судебная практика по данному вопросу еще не стала единообразной.
Преступления, совершение которых исключает освобождение от наказания
Традиционно законы об амнистии, в том числе и вновь принятый, предусматривают перечень преступлений, за совершение которых лица не подлежат освобождению от наказания вообще, независимо от отбытой части срока.
Это — тяжкие и особо тяжкие преступления, перечисленные в соответствующих статьях законов об амнистии.
Согласно ст. 10 Закона об амнистии от 22.11.2007 не подлежат освобождению от наказания лица, осужденные за:
- преступления против мира и безопасности человечества (подготовка либо ведение агрессивной войны, террористический акт против представителя иностранного государства, международный терроризм, геноцид, экоцид и др.);
- военные преступления и другие нарушения законов и обычаев войны (наемничество, вербовка, обучение, финансирование и использование наемников, нарушение законов и обычаев войны, преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов и др.);
- преступления против жизни и здоровья (убийство, умышленное причинение тяжкого телесного повреждения и др.);
- преступления против половой неприкосновенности или половой свободы (изнасилование, насильственные действия сексуального характера, использование для занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией при отягчающих обстоятельствах, вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией при особо отягчающих обстоятельствах);
- преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах);
- преступления против личной свободы, чести и достоинств (торговля людьми, похищение человека и др.);
- наиболее опасные преступления против собственности (разбой, совершенные в составе организованной группы кража, мошенничество, присвоение либо растрата, хищение путем использования компьютерной техники, совершенные при отягчающих обстоятельствах грабеж, вымогательство, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, угон транспортного средства или маломерного судна и др.);
- тяжкие и особо тяжкие преступления против порядка осуществления экономической деятельности (фальшивомонетничество, изготовление либо сбыт поддельных платежных средств, совершенные при отягчающих обстоятельствах, нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах, контрабанда при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах и др.);
- бандитизм, терроризм, особо злостное хулиганство, преступления против интересов службы при отягчающих обстоятельствах и многие другие.
Всего в перечне преступлений, за совершение которых лица не подлежат освобождению от наказания, названо в ст. 10 Закона об амнистии свыше 150 видов (около 230 составов) преступлений, предусмотренных как УК 1960 года, так и ныне действующим УК.
Не подлежат освобождению также лица, ранее совершившие умышленное преступление, за которое они осуждались к наказанию в виде лишения свободы и которые в период неснятой или непогашенной судимости вновь совершили умышленное преступление.
Законодатель к таким лицам традиционно непримирим, исключая применение к ним амнистии в виде освобождения от наказания, независимо от того, к какой категории лиц они относятся (инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины и т.п.).
Частичное освобождение от наказания
Кроме полного освобождения от наказания, законы об амнистии традиционно предусматривали частичное освобождение от наказания (сокращение срока) на один год. Однако Закон об амнистии от 22.11.2007 несколько изменил подход к решению этого вопроса. Согласно ст. 7 Закона об амнистии предусмотрено не освобождение от наказания сроком на один год, а освобождение от неотбытой части наказания лиц, у которых на день рассмотрения материалов о применении амнистии до окончания срока наказания остается менее одного года.
Такого снисхождения заслуживают лица, которым назначены следующие наказания:
- а) лишение свободы;
- б) ограничение свободы;
- в) направление в дисциплинарную воинскую часть.
Указанное освобождение касается и лиц, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена в порядке ст. 91 УК наказанием в виде ограничения свободы или исправительных работ, а также лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы в соответствии со ст. 90 УК.
Таким образом, сокращения срока наказания на один год Закон об амнистии не предусматривает. Он лишь предусматривает освобождение от наказания лиц, которым осталось отбывать менее года срока наказания. Такой подход — это право законодателя и, думается, что он небезоснователен. Например, лицо в 1991 году было осуждено за убийство к 15 годам лишения свободы. Если применить к нему все законы об амнистии, за исключением Закона от 08.01.2004 (он исключал сокращение срока наказания на один год в отношении лиц, совершивших убийство и другие особо тяжкие преступления), то срок наказания ему сократится более чем вдвое. Вероятно, в таких случаях происходит нивелировка как самого наказания, так и уголовной политики государства. С учетом частоты принятия законов об амнистии (они стали далеко не редкостью, а скорее обычным правилом), норма ст. 7 рассматриваемого Закона об амнистии представляется более справедливой.
Лица, не подлежащие амнистии ни при каких условиях
Кроме указанных запретов на освобождение от наказания по амнистии, связанных с тяжестью преступлений, законы об амнистии, как правило, устанавливают перечень лиц, к которым не может быть применено как полное, так и частичное освобождение от наказания в силу того, что они сами представляют повышенную общественную опасность. В ст. 11 Закона об амнистии от 22.11.2007 в такой перечень включены лица:
- к которым в течение 2002 — 2007 годов применялись амнистия или помилование и которые еще будучи судимыми (при непогашенной или неснятой судимости) вновь совершили умышленные преступления;
- злостно нарушающие установленный порядок во время отбывания наказания;
- осужденные, признанные в установленном порядке особо опасными рецидивистами (ст. 24 УК 1960 года), либо лицами, допустившими особо опасный рецидив (ч. 3 ст. 43 УК 1999 года);
- осужденные к смертной казни, которым это наказание в порядке помилования заменено лишением свободы или пожизненным заключением;
- осужденные, которым пожизненное заключение заменено лишением свободы;
- осужденные к пожизненному заключению;
- осужденные за создание преступной организации или участие в ней (ст. 285 УК 1999 года либо 74-2 УК 1960 года), бандитизм (ст. 286 УК 1999 года либо ст. 74 УК 1960 года);
- объявленные в розыск в связи с уклонением от отбывания наказания по приговору, вступившему в законную силу на день вступления в силу Закона об амнистии.
В приведенном перечне требует пояснения пункт 2. Он разъясняется в ст. 17 Закона об амнистии.
Осужденных, злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания, можно подразделить на две группы:
- лица, нарушение порядка отбывания которыми не связано с совершением преступления;
- лица, совершившие умышленные преступления после вступления постановленного в отношении их приговора суда.
В первую группу включены следующие лица:
- а) осужденные к ограничению свободы, которые на день вступления в силу Закона об амнистии имеют не менее трех взысканий, налагаемых в соответствии со ст. 55 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — УИК) и на этот день не погашенных и не снятых в установленном порядке;
- б) осужденные к лишению свободы, которые на день вступления в силу Закона об амнистии имеют взыскания, налагаемые в соответствии с ч. 1 ст. 117 УИК, и на этот день не погашенные и не снятые в установленном порядке. При этом не учитываются взыскания, наложенные до вступления приговора в законную силу;
- в) переведенные из исправительных колоний-поселений в исправительные колонии других видов за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания при условии, если со дня вынесения постановления о переводе в исправительную колонию на день рассмотрения материалов о применении амнистии прошло менее одного года;
- г) условно-досрочно освобожденные от наказания, направленные в исправительные учреждения за невыполнение возложенных на них обязанностей либо за неоднократное нарушение общественного порядка с последующим применением мер административного взыскания (п. 1 ч. 6 ст. 90 УК) и отбывшие менее 6 месяцев неотбытого срока наказания на день рассмотрения материалов об амнистии;
- д) переведенные из исправительных учреждений в тюрьму за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания (п. 3 ч. 5 ст. 69 УИК).
Вторую группу составляют лица, совершившие умышленное преступление в следующие периоды:
- а) после вступления вынесенного приговора, но до направления для отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы (период нахождения в следственном изоляторе);
- б) во время отбывания наказания в виде ареста или лишения свободы;
- в) в период отбывания наказания в виде ограничения свободы, если на день рассмотрения материалов о применении амнистии лицо отбыло назначенный по вновь постановленному приговору срок наказания менее 1 года;
- г) в период неотбытой части срока наказания после условно-досрочного освобождения, если на день рассмотрения материалов о применении амнистии лицо отбыло назначенный по вновь постановленному приговору срок наказания менее 1 года;
- д) в период отбывания наказания в виде исправительных работ, если на день рассмотрения материалов о применении амнистии лицо отбыло назначенный по вновь постановленному приговору срок наказания менее 6 месяцев;
- е) в период отсрочки исполнения наказания — ст. 77 УК (отсрочки исполнения приговора — 44-1 УК 1960 года) или в период испытательного срока при условном неприменении наказания — ст. 78 УК (условном осуждении — ст. 43 УК 1960 года) либо в период отсрочки отбывания наказания беременной женщине или женщине, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 93 УК), если на день рассмотрения материалов о применении амнистии лицо отбыло назначенный по вновь постановленному приговору срок наказания менее 1 года.
Сроки применения амнистии
Отметим, прежде всего, что каждый закон об амнистии подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления его в силу. Это относится к рассматриваемому Закону от 22 ноября, который вступил в силу 24 ноября 2007 г., и, следовательно, срок, отведенный для его исполнения, закончится 24 мая 2008 г.
К лицам, не прошедшим в период исполнения этого Закона курс принудительного лечения от хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании и первичного лечения венерического заболевания, амнистия может быть применена только после завершения курса лечения, что может быть и после истечения шестимесячного срока, установленного ч. 2 ст. 22 Закона об амнистии.
Однако установленный в данной норме срок не является пресекательным. Согласно ч. 3 ст. 20 Закона об амнистии амнистия может быть применена и по истечении указанного срока. Это относится в первую очередь к тем случаям, когда оснований к отказу в применении амнистии не имелось, но решение об амнистии не было принято по каким-либо причинам (например, по ошибке органа или учреждения, на которых было возложено исполнение Закона об амнистии).
Нам представляется, что Закон об амнистии может быть применен по истечении 6-месячного срока и в следующих случаях.
1. Когда лицо объективно, в силу закона, приобрело право на амнистию.
Рассмотрим в данной связи положения ст. 12 Закона об амнистии от 22.11.2007. Согласно ч. 1 этой статьи под действие Закона об амнистии подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления в силу указанного Закона, осужденные судами Республики Беларусь, лица, приговоры в отношении которых рассматриваются в кассационном или надзорном порядке, а также лица, осужденные судами других государств, но отбывающие наказание на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или переданные для отбывания наказания в виде лишения свободы на территорию Республики Беларусь на условиях принципа взаимности.
В соответствии с частью второй приведенной статьи под действие статьи 7 Закона об амнистии подпадают осужденные, совершившие преступления до дня вступления в силу Закона об амнистии, в отношении которых приговоры постановлены до окончания срока, установленного в части первой статьи 22 Закона об амнистии.
Обе части ст. 12 Закона об амнистии требуют как буквального, так и системного толкования.
Положения первой части ст. 12 Закона об амнистии позволяют применять амнистию и в тех случаях, когда приговор в отношении осужденного постановлен, а затем отменен в кассационном или надзорном порядке. Из этого положения вытекает, что лицо уже приобрело право на амнистию, независимо от того, в какой период будет постановлен в отношении его новый приговор. Он может быть вынесен уже после истечения срока, отведенного на исполнение Закона об амнистии.
Указанное толкование напрямую относится и к части второй ст. 12 Закона об амнистии. Первоначальный приговор может быть вынесен до или в период срока исполнения Закона об амнистии, а затем после его отмены новый приговор будет вынесен уже после истечения этого срока. В данном случае мы опираемся на позицию Конституционного Суда Республики Беларусь, изложенную в его решении от 24.06.2005 N Р-186/2005 «О предложениях по применению норм законодательства об амнистии», согласно которой указанные лица уже приобрели право на амнистию. И это право не может быть ограничено лишь тем обстоятельством, что в связи с отменой вынесенного в отношении его приговора новый приговор постановлен после истечения срока исполнения Закона об амнистии.
Разумеется, что в связи с новым подходом законодателя к сокращению осужденным срока наказания подобных случаев должно быть намного меньше. Ведь здесь будет идти речь только об освобождении от оставшегося срока наказания, который должен быть менее года. Однако и в таких случаях возможны подобные ситуации.
2. Весьма спорным представляется вопрос о праве на амнистию лиц, допустивших особо опасный рецидив (или особо опасных рецидивистов) в тех случаях, когда они перестали считаться таковыми. Как известно, законодатель неоднозначно подходил к основаниям признания лица, допустившим особо опасный рецидив. Во-первых, после введения УК 1999 года в действие (1 января 2001 г.) встал вопрос о применении к особо опасным рецидивистам правила об обратной силе уголовного закона, поскольку в новом УК были смягчены подходы к признанию лица допустившим особо опасный рецидив. Приговоры в отношении лиц, признанных на основании ст. 24 УК 1960 года особо опасными рецидивистами, стали пересматриваться. Большую роль в этом процессе сыграло Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 05.10.2001 N Р-128/2001 «О применении правила обратной силы более мягкого закона к лицам, признанным до 1 января 2001 г. особо опасными рецидивистами», обязавшее суды пересматривать приговоры в отношении особо опасных рецидивистов во всех случаях, если совершенные ими преступления не образуют по действующему УК особо опасный рецидив.
Законом от 22.07.2003 путем внесения изменений в ч. 3 ст. 43 УК был смягчен подход к признанию наличия особо опасного рецидива, и в связи с этим приговоры в отношении лиц, признанных допустившими особо опасный рецидив, стали вновь пересматриваться. Однако право на амнистию лица приобрели с момента вступления в силу Закона от 22.07.2003, независимо от того, когда в отношении их были приняты постановления судов об исключении из приговора указания на особо опасный рецидив (такие постановления могли быть приняты и после истечения сроков исполнения законов об амнистии). Но если лицо обоснованно считалось особо опасным рецидивистом или лицом, допустившим особо опасный рецидив на момент вступления в силу Закона об амнистии и в период срока его исполнения, а впоследствии оно перестало считаться таковым в силу изменений, внесенных в уголовный закон, то у него нет оснований рассчитывать на применение законов об амнистии, действовавших на тот период, когда он на законных основаниях был признан таковым. Правило об обратной силе на законы об амнистии в таких случаях, по нашему мнению, распространяться не может.
3. В практике возникал и вопрос, связанный с так называемой просрочкой срока исполнения закона об амнистии в связи с нерабочими днями.
Один из таких случаев касался применения Закона Республики Беларусь от 05.05.2005 N 14-З «Об амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Этот Закон вступил в силу 7 мая 2005 г. и подлежал исполнению до 6 ноября 2005 г. включительно. Однако поскольку 6 ноября 2005 г. приходилось на воскресенье, а 7 ноября 2005 г. был праздничным днем, то встал вопрос о том, можно ли применить амнистию к лицам, в отношении которых приговоры были постановлены 8 ноября 2005 г.
Ответ на этот вопрос дан в протокольном решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 26.09.2007 N П-222/2007 «К вопросу о применении статьи 10 Закона Республики Беларусь от 5 мая 2005 г. «Об амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Конституционный Суд Республики Беларусь обоснованно посчитал, что при определении срока исполнения указанного Закона следует применять общие правила исчисления процессуальных сроков, согласно которым, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 158 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь). В приведенном случае последний день шестимесячного срока исполнения Закона от 05.05.2005 приходился на 6 ноября, т.е. на выходной день, и только день 8 ноября 2005 г. был ближайшим за ним рабочим днем и, следовательно, днем окончания срока исполнения данного Закона. Применить указанный Закон по истечении срока его исполнения позволяет ст. 20 этого же Закона, согласно которой отсутствие решения о применении амнистии не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее ее применению, если оснований к отказу в применении амнистии на день вступления в силу Закона об амнистии не имелось.
Все это свидетельствует о том, что на практике крайне необходимо правильное понимание положений законодательства о сроках, связанных в том числе и со сроками, отведенными на исполнение законом об амнистии.
Аналогичное положение может возникнуть и при применении Закона от 22.11.2007.
О значении Закона об амнистии
Говоря о значении нового Закона об амнистии, подчеркнем, прежде всего, что это очередной акт проявления гуманизма со стороны государства в отношении лиц, совершивших преступления. Осужденные, особенно отбывающие наказание в местах лишения свободы, всегда с надеждой ожидают принятие акта об амнистии, и эта надежда стимулирует их хорошее поведение, стремление к исправлению, становление их на законопослушный путь и в будущем.
Закон об амнистии основывается на принципе гуманизма уголовного закона и уголовной ответственности, закрепленного в ч. 7 ст. 3 УК. Основное его положение сводится к тому, что уголовный закон служит обеспечению физической, психической, материальной, экологической и иной безопасности человека. Стремлением государства обеспечить такую безопасность человека и в целом общества и объясняются достаточно жесткие рамки принимаемых весьма часто актов об амнистии. Новый Закон об амнистии стал еще более жестким. Тем не менее под каждый закон об амнистии подпадает несколько тысяч осужденных. Из мест лишения свободы и на этот раз выйдет около двух тыс. человек. Вернутся ли они вскоре в эти места или оправдают доверие государства?
В этой части Закон об амнистии предусматривает некоторые гарантии. Согласно ст. 20 Закона решение о применении либо неприменении указанного Закона принимается в отношении каждого лица индивидуально после проведенной с ним беседы и на основании тщательной оценки материалов личного дела, данных о поведении осужденного, а также его отношения к труду за время отбывания наказания. При отсутствии необходимых сведений об осужденном рассмотрение вопроса о применении Закона об амнистии откладывается до получения дополнительных материалов. Органам, на которые возложено исполнение данного Закона, предоставлено право запрашивать у соответствующих учреждений документы и иные материалы, необходимые для решения вопросов, связанных с применением амнистии. Такие запросы подлежат немедленному исполнению. Как видно, Закон нацеливает на вдумчивую работу соответствующих органов и должностных лиц во избежание формализма при решении вопросов о применении амнистии к каждому конкретному лицу. Более того, Законом возлагаются на Совет Министров Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы обязанности по обеспечению организации своевременного учета лиц, освобожденных от наказания по амнистии, и оказания им помощи в бытовом и трудовом устройстве.
Особое внимание обращено на необходимость обеспечения заботы о несовершеннолетних. В частности, местным исполнительным и распорядительным органам предписано обеспечить своевременное взятие на учет освобожденных от наказания по амнистии несовершеннолетних после прибытия их к месту жительства, их трудоустройство или передачу под контроль законных представителей, органов опеки и попечительства, помещение в необходимых случаях в детские дома, устройство в школы-интернаты, профессионально-технические училища.
Соответствующая забота должна быть проявлена в отношении освобожденных от наказания по амнистии инвалидов и нетрудоспособных лиц пенсионного возраста, которые не имеют родственников, могущих их взять на свое иждивение. В таких случаях предписано помещать указанных лиц в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
При должной организации быта и трудоустройства лиц, освобожденных от наказания по амнистии, вероятно, должен существенно сократиться рецидив преступлений со стороны этих лиц.
Но возникает вопрос: оправдана ли вообще такая частота гуманных актов, связанная с регулярной практикой принятия законов об амнистии? Далеко не всеми такая практика оценивается однозначно. Безусловно, можно признать, что она в определенной мере снижает либо подрывает эффект назначаемых судами наказаний, не способствует достижению поставленных перед ними целей исправления осужденных и предупреждения преступлений. И на первый взгляд, можно было бы согласиться с существующей позицией, согласно которой амнистия должна рассматриваться как исключение из общего правила и поэтому не должна носить регулярный характер. Вместе с тем не следует забывать, что законы об амнистии — это не только проявление гуманизма к преступникам со стороны государства, но и решение ряда проблем, связанных с реализацией уголовной политики государства, в том числе и с практикой назначения судами наказания в виде лишения свободы и его исполнения в исправительных учреждениях, ее вынужденной корректировкой.
Нельзя не сказать и об экономическом эффекте любого закона об амнистии, в том числе и рассматриваемого нами Закона от 22.11.2007. Давая финансово-экономическое обоснование данного Закона на сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь при обсуждении его проекта, Министр внутренних дел Республики Беларусь В.В.Наумов огласил следующие данные предварительных расчетов: при применении указанного Закона будет освобождено 850 человек из исправительных учреждений открытого типа (это лица, осужденные к ограничению свободы с направлением в исправительные учреждения открытого типа) и около 1680 человек из исправительных учреждений закрытого типа (это лица, осужденные к лишению свободы). Если учесть, что среднемесячные затраты на содержание одного осужденного в июне 2007 г. составили 101000 рублей, включая питание, вещевое довольствие, коммунально-бытовое и медицинское обеспечение), то предполагаемая общая сумма экономии финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета, составит 2,0 млрд. рублей в течение года. Как видно, сумма достаточно внушительная.
Говоря о гуманизме как принципе уголовного закона и уголовной ответственности, напомним еще одно его составляющее положение, согласно которому лицу, совершившему преступление, должны быть назначены наказание или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для его исправления. И это положение изначально определяет уголовную политику государства, связанную как с установлением уголовно-правовых санкций, так и с их применением.
Обосновывая необходимость принятия Закона об амнистии от 22.11.2007 на сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Министр внутренних дел Республики Беларусь В.В.Наумов отметил, что в настоящее время в следственных изоляторах и исправительных колониях уголовно-исполнительной системы содержится 45164 человека. Многие из них отбывают наказание за преступления, не представляющие большой общественной опасности, или менее тяжкие. Это ли не вопрос, относящийся к уголовно-правовым санкциям и судебной политике в области назначения наказаний?
Нет сомнения, что процесс совершенствования правового регулирования уголовной ответственности, в том числе и уголовно-правовых санкций будет продолжаться. Не исключено, что встанет вопрос о необходимости в большей мере, чем сегодня, использования наказаний имущественного характера в совокупности с возмещением причиненного преступлением ущерба и конфискацией предметов, добытых преступным путем. Цели уголовной ответственности (исправление осужденных, предупреждение преступлений, восстановление социальной справедливости) в таких случаях могли бы быть достигнуты менее болезненными для лица, совершившего преступление, и более выигрышными для государства путями — посредством наказаний имущественного характера.