Ответственность продавца и исполнителя за нарушения требований законодательства о защите прав потребителей

Задачей национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных условий для реализации своих законных прав и интересов как гражданами-потребителями, так и субъектами хозяйствования — продавцами товаров и исполнителями работ, услуг.

Зная основные положения Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон), во многих случаях можно избежать конфликтных ситуаций и разрешить спор в отношении приобретенного товара либо качества оказанной услуги (выполненной работы) на стадии обращения потребителя в претензионном порядке к продавцу либо исполнителю и не доводить спор до судебного разбирательства.

За нарушение прав потребителя продавец и исполнитель несут ответственность в соответствии с законодательством и (или) условиями договора.

Какую же ответственность и в каких случаях несут продавец и исполнитель?

Во-первых, ответственность продавцов и исполнителей за нарушение прав потребителей установлена законодательством о защите прав потребителей, например:

  • Гражданским кодексом Республики Беларусь;
  • Законом, которым определены общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей и действие которого распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров;
  • Законом Республики Беларусь от 16.07.2008 N 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», которым определены правовые, организационные и экономические основы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
  • Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Так, ряд изданных правил содержит отсылочную норму к законодательству, в т.ч. Закону, и к условиям договора в случае возникновения факта нарушения прав потребителя, например:

— Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 N 384, регулирующие отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, осуществлении общественного питания;

— Правила бытового обслуживания потребителей, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 N 1590, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями при оказании следующих видов бытовых услуг:

  • ремонт, окраска и пошив обуви;
  • ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлических изделий;
  • изготовление и ремонт мебели;
  • химическая чистка и крашение, услуги прачечных;
  • техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования;
  • услуги бань и душевых, парикмахерских, услуги по прокату, аренде транспортных средств, ритуальные и обрядовые услуги;
  • услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера;

— Правила выполнения работ и оказания услуг по ремонту оконечных абонентских устройств, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2007 N 393, устанавливающие отношения, связанные с организацией и осуществлением деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) по ремонту оконечных абонентских устройств, а также права и обязанности лиц, осуществляющих данную деятельность;

— Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров», регулирующие отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок пассажиров, устанавливающие порядок и условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров, их багажа и (или) ручной клади; определяющие права, обязанности и ответственность не только автомобильных перевозчиков и их представителей, заказчиков и операторов автомобильных перевозок пассажиров, но и пассажиров;

— Правила оказания услуг электросвязи, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 N 1055, устанавливающие порядок заключения и исполнения договора об оказании услуг электросвязи, а также порядок и основания для приостановления и расторжения такого договора, права и обязанности сторон, формы и порядок расчетов за оказание услуг электросвязи, ответственность сторон и иные условия договора об оказании услуг электросвязи.

Многие субъекты хозяйствования считают, что если потребитель обратился к ним с претензией в письменной форме, то такое обращение необходимо рассматривать в соответствии с законодательством об обращении граждан и юридических лиц, то есть письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней со дня регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца. Данное мнение является ошибочным. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» действие указанного Закона не распространяется на обращения, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения обращений.

К таким законодательным актам относится, например, Закон, нормами которого установлены максимальные сроки рассмотрения отдельных требований потребителя:

три дня — о предоставлении потребителю на период ремонта (устранения недостатков в товаре) либо на период замены некачественного товара на товар надлежащего качества безвозмездно во временное пользование аналогичного товара (часть первая п. 2 ст. 22 и часть первая п. 2 ст. 23 Закона);

семь дней:

  • о возврате уплаченной за товар денежной суммы при возврате потребителем товара надлежащего качества (п. 4 ст. 28 Закона);
  • о соразмерном уменьшении покупной цены товара (уценке товара) ненадлежащего качества (п. 1 ст. 25 Закона);
  • о возмещении расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом (п. 1 ст. 25 Закона);
  • о расторжении договора розничной купли-продажи и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы (п. 1 ст. 25 Закона);
  • о соразмерном уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу) (п. 1 ст. 33 Закона);
  • о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами либо по выполнению работы (оказанию услуги) своими силами или третьими лицами в связи с нарушением исполнителем сроков, предусмотренных договором (п. 1 ст. 33 Закона);
  • о расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) и возврате уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы (п. 1 ст. 33 Закона);
  • о возмещении убытков, причиненных потребителю в связи с недостатками приобретенного товара и (или) расторжением договора розничной купли-продажи либо возвратом товара ненадлежащего качества продавцу, а также в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги), недостатками выполненной работы (оказанной услуги) и (или) расторжением договора о выполнении работы (оказании услуги) и возвратом уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы. Срок исчисляется со дня подтверждения потребителем размера убытков (п. 2 ст. 25, п. 3 ст. 33 Закона);

четырнадцать дней:

  • об устранении недостатков товара продавцом (ремонт) в случае, если устранить недостатки незамедлительно не представляется возможным (п. 1 ст. 22 Закона);
  • о замене товара ненадлежащего качества при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (п. 1 ст. 23 Закона);
  • об устранении недостатков выполненной работы (оказанной услуги), если более длительный срок не оговорен соглашением сторон (п. 1 ст. 32 Закона);
  • о соразмерном уменьшении покупной цены товара (уценке товара) ненадлежащего качества при необходимости проведения экспертизы (п. 1 ст. 25 Закона);
  • о возмещении расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом при необходимости проведения экспертизы (п. 1 ст. 25 Закона);
  • о расторжении договора розничной купли-продажи и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы при необходимости проведения экспертизы (п. 1 ст. 25 Закона);
  • один месяц — о замене товара ненадлежащего качества на качественный товар в случае отсутствия у продавца необходимого для замены товара на день предъявления потребителем требования о его замене (часть вторая п. 1 ст. 23 Закона);
  • в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был исполнен ненадлежащим образом, — о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, — в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был исполнен ненадлежащим образом (п. 2 ст. 33 Закона).

Статьей 15 Закона установлена гражданско-правовая ответственность продавца (исполнителя, ремонтной организации) за нарушение прав потребителя. Так, за нарушение прав потребителя продавец (исполнитель, ремонтная организация) несет ответственность в соответствии с законодательством и (или) договором.

Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законодательством или договором. При этом уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (исполнителя, ремонтную организацию) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

Справочно. В случае удовлетворения обоснованного требования потребителя в отношении товара ненадлежащего качества пунктом 5 статьи 15 Закона предусмотрено право продавца на возмещение расходов, понесенных им в связи с удовлетворением претензий потребителей. Продавец вправе потребовать от изготовителя или поставщика, реализовавшего ему такой товар, замены товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, а также возмещения убытков, понесенных продавцом в связи с восстановлением нарушенного права потребителя. При этом изготовитель или поставщик, реализовавший товар продавцу, освобождается от ответственности, если докажет, что недостатки товара возникли по причинам, возникшим после передачи товара продавцу. Данный порядок действует в тех случаях, если иной порядок не предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь или договором. В связи с этим при заключении договора между продавцом и изготовителем (поставщиком) на поставку товара необходимо отражать в нем условия (порядок, сроки и т.п.) по возмещению изготовителем (поставщиком) расходов продавцу, понесенных последним в результате обоснованного удовлетворения требования потребителя по качеству товара.

Кроме того, необходимо помнить, что продавец и исполнитель несут гражданско-правовую ответственность, установленную статьей 16 Закона, за непредоставление полной и достоверной информации потребителю, который вправе:

  • потребовать от продавца либо исполнителя, если не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) необходимую и достоверную информацию о товаре (работе, услуге), возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен — в разумный срок потребовать от продавца (исполнителя) расторжения договора и возврата уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы, а также возмещения других убытков (часть первая п. 1 ст. 16 Закона);
  • предъявить продавцу либо исполнителю, не предоставившим ему возможности получения необходимой и достоверной информации о товаре либо работе (услуге), требования, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 6 статьи 20 и пунктами 1, 3 и 4 статьи 31 Закона, и за те недостатки товара (результата работы, услуги), возникшие после передачи товара (результата работы, услуги), в отношении которых он докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (п. 2 ст. 16 Закона).

Справочно. Если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в сети Интернет, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.

За нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований потребителя в рамках Закона предусмотрена следующая ответственность:

1) продавца в виде неустойки в размере 1% цены товара за каждый день просрочки:

  • за нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований потребителя в отношении некачественного товара и невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении потребителю на период устранения недостатков в товаре (ремонта) либо замены некачественного товара на товар надлежащего качества безвозмездно во временное пользование аналогичного товара. При этом цена товара определяется исходя из цены товара аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.), существующей на момент выплаты неустойки продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией). Если на день реализации потребителю товара его цена была выше, чем цена аналогичного товара на момент выплаты неустойки, размер неустойки определяется исходя из цены товара на день его реализации потребителю (п. 1 ст. 26 Закона);
  • за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя в отношении возврата качественного товара. При этом расчет производится по цене товара на день его реализации потребителю (п. 4 ст. 28 Закона);

2) исполнителя:

  • за нарушение установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании п. 1 ст. 30 Закона новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере 1% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — в размере 1% общей цены заказа. Неустойка за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги) или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 1 ст. 30 Закона. Неустойка за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги) или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 1 ст. 30 Закона. При этом размер неустойки определяется исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена — исходя из общей цены заказа, существовавшей на момент добровольного удовлетворения исполнителем такого требования или на день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно не было удовлетворено (п. 6 ст. 30 Закона);
  • за нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований потребителей в отношении некачественно выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает неустойку в размере 1% цены выполнения работы (оказания услуги) за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки, а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — в размере 1% общей цены заказа (п. 4 ст. 33 Закона).

Справочно. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки. Если же договором установлен размер неустойки меньший, чем предусмотрено Законом, то в силу нормативных предписаний п. 1 ст. 19 Закона данное условие договора будет считаться ничтожным как условие, ограничивающее права потребителя по сравнению с правами, установленными Законом.

В соответствии с нормативными предписаниями п. 3 ст. 15 Закона уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца и исполнителя от исполнения возложенных на них обязательств в натуре перед потребителем.

Однако продавец и исполнитель могут быть освобождены от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажут, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошли вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, исключающим ответственность и предусмотренным Законом или иными законодательными актами.

В соответствии с Перечнем контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510), к органам, осуществляющим контроль в области защиты прав потребителей, торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания, относятся Министерство торговли Республики Беларусь и его структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, районные (городские) исполкомы, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей. Таким образом, продавец и исполнитель могут быть привлечены к ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей, торговле, общественного питания и бытового обслуживания населения по результатам проводимых государственным органом плановых проверок.

Справочно. С 1 октября 2012 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 N 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 332), которым вносится ряд изменений и дополнений в Указ N 510. Так, в соответствии с подп. 1.18 п. 1 Указа N 332 Указ N 510 дополнен Положением о проведении мониторинга (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга (далее — субъект) на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченным заместителем.

Данный контроль будет проводиться путем визуального осмотра, т.е. без использования должностными лицами полномочий, предоставленных им для проведения проверок, в части истребования документов у субъектов. При проведении мониторинга согласно пункту 3 Положения должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе входить на территорию и (или) объекты субъекта, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты — с согласия субъекта, использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

В силу нормативных предписаний пункта 6 Положения в случае выявления в ходе мониторинга нарушений (недостатков) субъекту хозяйствования будут вручаться рекомендации по их устранению. При добровольном устранении субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) в установленный контролирующим (надзорным) органом срок данным органом не применяются меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц, за исключением случаев повторного выявления нарушений (недостатков), выявленных этим контролирующим (надзорным) органом при проведении предыдущего мониторинга.

В случае невыполнения субъектом хозяйствования рекомендаций об устранении выявленных в ходе проведения мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), выявленных этим контролирующим (надзорным) органом при проведении предыдущего мониторинга, руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа в силу п. 8 Положения принимает одно из следующих решений:

  • применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц;
  • назначить внеплановую проверку в соответствии с подп. 9.1 п. 9 Указа N 510, а руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа, являющегося территориальным органом, структурным подразделением, подчиненной организацией, вправе внести уполномоченному должностному лицу предложение о назначении внеплановой проверки в соответствии с подп. 9.1 п. 9 Указа N 510.

При обнаружении нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностное лицо контролирующего (надзорного) органа сможет вынести требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, в порядке, установленном в частях первой или второй пункта 74 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом N 510 (часть первая п. 7 Положения).

Проведение плановой проверки осуществляется по определенному перечню вопросов, в т.ч. проверяется соблюдение субъектом хозяйствования требований законодательства о защите прав потребителей, торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания.

Кроме того, в соответствии с подп. 9.1 п. 9 Указа N 510 может быть назначена внеплановая проверка при наличии у контролирующего органа информации, в том числе полученной от физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу физических лиц. То есть внеплановая проверка субъекта хозяйствования (продавца, исполнителя) может быть назначена в случае, если в обращении гражданина (потребителя) будут указаны конкретные нарушения требований законодательства о защите прав потребителей, торговли, общественного питания либо бытового обслуживания населения продавцом (исполнителем) и представлены документы, подтверждающие такие нарушения или факты.

В случае подтверждения (установления) в ходе как плановых, так и внеплановых проверок фактов, изложенных в обращениях граждан о нарушениях требований законодательства в области защиты прав потребителей, торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания, Министерство торговли Республики Беларусь и исполнительные, распорядительные органы в области защиты прав потребителей в соответствии со ст. 42 и 43 Закона вправе направлять предписания субъектам хозяйствования (продавцам, исполнителям):

  • о прекращении нарушений прав потребителей;
  • о приостановлении производства и (или) реализации потребителям товаров (работ, услуг) либо о прекращении реализации потребителям товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений при выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы товаров (результатов работы), или без указания таких сроков, если их установление обязательно.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения выраженного в установленной законодательством форме предписания государственного органа должностное лицо субъекта хозяйствования может быть привлечено к административной ответственности по статье 23.1 КоАП, предусматривающей ответственность за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль, либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 20 базовых величин.

Однако, если субъект хозяйствования (продавец, исполнитель) не согласен с полученным предписанием, он вправе в соответствии со статьей 45 Закона обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично предписаний и решений, не являющихся нормативными правовыми актами, Министерства торговли Республики Беларусь и иных государственных органов, осуществляющих государственную защиту прав потребителей в пределах своей компетенции. Обжалование в установленном порядке предписаний и решений в сроки, предусмотренные законодательством, приостанавливает их исполнение.

Кроме того, Министерство торговли Республики Беларусь и исполнительные, распорядительные органы в области защиты прав потребителей в случае выявления нарушений правил торговли и оказания услуг населению вправе составлять в отношении виновных должностных лиц субъекта хозяйствования протоколы об административных правонарушениях по статье 12.17 КоАП, которая предусматривает:

  • за нарушение правил торговли и оказания услуг населению, за исключением нарушения правил торговли, выразившегося в продаже алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним, — наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин;
  • за реализацию товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации — наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин.

При этом если субъект хозяйствования привлекается за нарушение правил торговли и оказания услуг повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, то должностное лицо субъекта хозяйствования (продавца, исполнителя) может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

В случае установления (подтверждения) нарушений прав потребителей и неустранения выявленных нарушений в ходе проверки, а также рассмотрения обращения о нарушениях законодательства в области защиты прав потребителей, бытового обслуживания населения, торговли, общественного питания Министерство торговли Республики Беларусь в силу нормативных предписаний статьи 42 Закона вправе обратиться в суд с иском о защите прав неопределенного круга потребителей в случае нарушения прав неопределенного круга потребителей, а местные исполнительные и распорядительные органы в силу нормативных предписаний статьи 43 Закона — с иском о защите прав потребителей конкретного потребителя.

При удовлетворении иска, связанного с нарушением прав потребителя, если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступают местный исполнительный и распорядительный орган или общественное объединение потребителей, суд взыскивает за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя с изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) в местный бюджет по месту рассмотрения иска штраф в размере ста процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 2 ст. 44 Закона).

Если с иском в защиту прав потребителя выступает общественное объединение потребителей, указанному объединению перечисляется 10% суммы штрафа.

При удовлетворении иска, связанного с нарушением прав неопределенного круга потребителей, суд обязывает изготовителя (продавца, исполнителя, ремонтную организацию) довести до сведения потребителей решение суда в определенный срок через средства массовой информации или иным способом.

Вместе с тем если в суде будет установлено, что права потребителя (истца) не были нарушены, то в соответствии со статьей 133 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК) освобожденный от судебных расходов обязан возместить другой стороне (ответчику), в пользу которой состоялось решение, понесенные судебные расходы.

Стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает за счет другой стороны возмещение всех понесенных ею судебных расходов по делу, хотя бы эта сторона и была освобождена от уплаты их в доход государства. Если иск удовлетворен частично, то указанные в статье 135 ГПК суммы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику — пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.