Осуществление хозяйственной (экономической) деятельности в условиях рыночной экономики требует от производственных предприятий, в том числе государственной формы собственности, поиска путей оптимизации своей структуры, что, в свою очередь, может позволить экономить и рационально использовать имеющиеся денежные средства. Одним из направлений данной деятельности является совершенствование кадровой политики предприятия, заключающееся в исключении из штатного расписания некоторых видов работников и переводе на аутсорсинг выполняемых ими функций. Что касается предприятий государственной формы собственности, то дополнительным фактором в пользу проведения оптимизации численности работников является то, что в соответствии с нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 N 744 «Об оплате труда работников» уровень заработной платы зависит от показателей производительности труда, которые рассчитываются на одного среднесписочного работника.
Постепенный перевод на аутсорсинг некоторых видов работ в целях повышения эффективности работы предприятий государственной формы собственности закреплен также на законодательном уровне. Так, в абз. 8 ч. 3 подраздела «Повышение эффективности управления государственной собственностью» раздела «Структурная политика» главы 3 Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2015 N 110, предусматривается среди способов повышения эффективности использования государственного имущества передача отдельных вспомогательных операций, осуществляемых в организациях с государственным участием, на аутсорсинг.
На рынке Республики Беларусь действует большое количество организаций, которые оказывают услуги различного рода на условиях аутсорсинга. С учетом конъюнктуры рынка предприятия государственной формы собственности на данный момент не заинтересованы в приобретении на условиях аутсорсинга таких высококвалифицированных видов услуг, как бухгалтерские, маркетинговые, юридические. В то же время представляется, что перевод на аутсорсинг некоторых неквалифицированных видов работ может быть весьма актуальным для производственных предприятий.
Выбор организации, оказывающей услуги по предоставлению работников для выполнения неквалифицированных видов работ, должен осуществляться по определенным правилам. Так, на производственные предприятия, созданные в организационно-правовой форме республиканского унитарного предприятия, а также хозяйственного общества, в уставном фонде которого более 25 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, или организации, имущество которых находится в республиканской собственности, распространяются нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление N 229). Таким образом, при принятии вышеназванными предприятиями решения о привлечении сторонних организаций для предоставления работников с целью выполнения определенных видов работ предприятия должны осуществлять выбор такой организации путем проведения конкурентной процедуры закупки в соответствии с нормами постановления N 229 и собственного положения о закупках за счет собственных средств.
Выбор процедуры закупки зависит от ориентировочной стоимости оказываемых услуг. При этом, если иное не указано в собственном положении предприятия о закупках за счет собственных средств, закупки услуг стоимостью до 1000 базовых величин могут осуществляться без применения процедур закупок, так как нормы постановления N 229 на такие закупки не распространяются (п. 9 приложения 1 к постановлению N 229).
Для проведения процедур закупок в организации может быть создана соответствующая комиссия по закупкам. Решение о создании комиссии по закупкам, ее списочный состав, а также правила, регулирующие порядок деятельности комиссии (положение, регламент), закрепляются локальным нормативным актом предприятия. С учетом специфики описываемого предмета закупки в комиссию по закупкам целесообразно включить следующих специалистов: представителя отдела кадров, представителя отдела организации труда, представителей производственных и хозяйственных подразделений, в которых будет применяться труд привлеченных работников, представителя юридической службы.
Первым шагом при проведении процедуры закупки услуг по предоставлению работников для выполнения неквалифицированных видов работ является разработка документации о закупке, которая должна содержать сведения, указанные в ч. 1 подп. 2.8 п. 2 постановления N 229, а также иные сведения, если они предусмотрены собственным положением предприятия о закупках за счет собственных средств.
Целесообразно в документации о закупке предусмотреть следующие требования к участникам процедуры закупки, которые позволят в определенной степени обезопасить заказчика от различного рода непредвиденных случаев:
— привлекаемые на условиях аутсорсинга работники должны быть гражданами Республики Беларусь с пройденным предварительным и периодическим медицинским осмотром за счет средств участника процедуры закупки;
— участник процедуры закупки должен гарантировать наличие у него резерва персонала по каждому виду работ в определенном размере от заявленного заказчиком количества человеко-часов;
— участник процедуры закупки должен гарантировать возможность оперативной замены работника в случае его нетрудоспособности или наличия иных причин, не позволяющих ему выполнять работы.
Среди критериев для оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки целесообразно указать следующие:
— цена работ, выраженная в белорусских рублях за человеко-час;
— наличие необходимого числа работников (с учетом резерва) с пройденным медицинским осмотром, подтверждаемое представлением соответствующего списка с приложением копий медицинских справок; также желательно, чтобы участником процедуры закупки было указано, какой вид работ из заявленных заказчиком планируется для выполнения тем или иным работником;
— наличие положительного опыта работы с производственными предприятиями профиля, совпадающего с профилем заказчика;
— наиболее выгодные условия платежа.
В соответствии с абз. 6 ч. 1 подп. 2.8 п. 2 постановления N 229 к документации о закупке должен быть приложен проект договора.
Полагаем, что наиболее подходящей правовой конструкцией для юридического закрепления описываемых правоотношений является договор возмездного оказания услуг, содержание которого определяется нормами главы 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь. С учетом специфичности оказываемых услуг кроме стандартных норм представляется необходимым в проект договора возмездного оказания услуг включить некоторые дополнительные положения:
— условие о неразглашении исполнителем полученной в ходе исполнения договора конфиденциальной информации и иных сведений, к которым заказчиком применяется режим коммерческой тайны;
— так как единицей учета отработанного привлеченными работниками времени, а соответственно и оплаты оказанных исполнителем услуг является человеко-час, то необходимо предусмотреть порядок учета рабочего времени;
— в целях недопущения сбоев производственного процесса и простоев необходимо предусмотреть обязанность исполнителя иметь определенный резерв работников для выполнения каждого из видов работ, а также обязанность исполнителя своевременно заменить работника, в случае если первоначально прибывший работник не может быть допущен к выполнению работ либо выполняет их ненадлежащим образом;
— условие об обеспечении исполнителем работников необходимой специальной одеждой;
— условие о привлечении исполнителем исключительно тех работников, которые прошли медицинский осмотр (предварительный и периодический — 1 раз в год) и находятся в удовлетворительном состоянии здоровья;
— право заказчика не допускать работников исполнителя к выполнению работ и требовать замены работников в случаях их появления в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических или токсических веществ (о чем составляется акт), нарушения ими правил поведения и требований по охране труда на территории заказчика, неудовлетворительного состояния здоровья;
— в разделе об ответственности сторон предусмотреть обязанность исполнителя возместить убытки заказчика на случай, если некачественное исполнение работ работниками исполнителя привело к срыву производственных планов заказчика и причинению заказчику убытков.
Таким образом, привлечение работников сторонней организации для выполнения определенных видов работ может позволить предприятиям государственной формы собственности сэкономить денежные средства и иметь возможность повышать показатели производительности труда, а правильно выбранная и четко проведенная конкурентная процедура — выбрать организацию, предоставляющую работников для выполнения определенных видов работ на наиболее оптимальных условиях.