Биржевые торги в системе закупок Республики Беларусь

Рынок закупок — важнейший элемент социально-экономического развития страны, а сама система закупок становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающих существенное влияние на ее динамику и структуру.

Если кратко охарактеризовать действующую в Республике Беларусь систему закупок, можно отметить присущую ей фрагментарность, отсутствие комплексного (единого) государственного подхода, что создает бессистемность законодательного регулирования закупок и его несогласованность с аналогичными институтами в системе Евразийского экономического союза.

Фактически мы имеем как минимум четыре самостоятельные системы закупок:

  1. непосредственно государственные закупки, урегулированные законодательством о государственных закупках, к которому в первую очередь относится Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон N 419-З) и принятые в его развитие акты законодательства;
  2. закупки в строительстве, в настоящее время в основном урегулированные Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. N 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. N 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов»;
  3. закупки в сфере информатизации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2014 г. N 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций»;
  4. закупки за счет собственных средств отдельных организаций (постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. N 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» и от 16 июня 2004 г. N 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах»).

Биржевые торги как самостоятельный инструмент закупочной деятельности нашли место практически во всех перечисленных системах закупок, за исключением государственных закупок в сфере информатизации.

В июне 2015 г. исполнилось 10 лет с момента проведения первых биржевых торгов в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (далее — биржа), созданном по инициативе Главы государства.

За этот период биржа зарекомендовала себя как общепризнанный институт, услугами которого пользуются почти 15000 организаций, из которых более 3000 нерезидентов из 56 стран мира. Биржа позволяет осуществлять эффективную закупочную и сбытовую деятельность как на территории нашей страны, так и за ее пределами.

Остановимся на особенностях проведения государственных закупок на биржевых торгах.

Процедура государственной закупки товаров на биржевых торгах

Закон N 419-З определяет биржевые торги как одну из конкурентных процедур государственных закупок.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. N 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» утвердило перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».

Биржевые торги проводятся в случае государственных закупок товаров, включенных в указанный перечень (например, черные и цветные металлы и изделия из них, уголь, кокс, лесоматериалы, сельхозпродукция), при пороговом значении ориентировочной стоимости их годовой потребности от 1000 базовых величин и более.

Справочно

Такой подход корреспондируется с существовавшей и ранее на протяжении более 10 лет централизованной системой закупок отдельных групп товаров (металлопродукция, уголь, кокс и др.), закрепленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. N 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах», за исключением того, что законодательство о государственных закупках, в отличие от этого постановления, не предусматривает внебиржевых схем закупок указанных товаров.

Отметим, что биржевые торги при осуществлении государственных закупок проводятся в соответствии с законодательством о товарных биржах и с учетом отдельных положений Закона N 419-З, в том числе касающихся:

  • составления годового плана государственных закупок и его размещения на официальном сайте (часть третья п. 1 и п. 2 ст. 18 Закона N 419-З);
  • отдельных требований к составлению договора о государственной закупке и размещения сведений о его заключении на официальном сайте (часть вторая п. 1, п. 2, 3, 5 и 6 ст. 25 Закона N 419-З);
  • составления справки о процедуре государственной закупки (ст. 29 Закона N 419-З);
  • ведения дела о процедуре государственной закупки (ст. 30 Закона N 419-З);
  • защиты прав и законных интересов лиц при проведении процедур государственных закупок и ответственности за нарушение законодательства о государственных закупках (ст. 52 — 58 Закона N 419-З).

Законодательство Республики Беларусь о товарных биржах представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с созданием и деятельностью товарных бирж, а также биржевой торговлей. При этом определяющий документ — Закон Республики Беларусь от 5 января 2009 года N 10-З «О товарных биржах».

Общий порядок организации биржевой торговли на товарных биржах закрепляет постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 1039, утвердившее Типовые правила биржевой торговли на товарных биржах.

Товарные биржи в соответствии с указанными Типовыми правилами и иными актами законодательства утверждают собственные правила биржевой торговли.

С основным локальным нормативным правовым актом, определяющим порядок организации биржевой торговли на бирже, а именно Правилами биржевой торговли в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», можно ознакомиться на официальном сайте www.butb.by (далее — сайт биржи) в рубрике «Нормативные документы биржи» раздела «Правовая информация».

Порядок проведения биржевых торгов

Созданная биржей электронная информационная система предоставляет участникам биржевой торговли возможность в режиме реального времени с использованием удаленного доступа (глобальной компьютерной сети Интернет) осуществлять информационный обмен, совершать биржевые сделки.

Более того, весь документооборот на бирже (подача необходимых для аккредитации документов, оформление биржевых договоров, соглашений к ним) ведется исключительно в форме электронных документов.

В связи с указанным для участия в биржевых торгах трейдеру (представителю участника биржевой торговли) в первую очередь необходимо получить сертификат открытого ключа проверки электронной цифровой подписи, который выпускает Удостоверяющий центр «БУТБ» (http://www.ecp.by).

Следующий этап — аккредитация участника биржевой торговли. Это процедура наделения юридических и физических лиц правами на участие в биржевых торгах и на заключение биржевых сделок. Данная процедура заканчивается заключением между товарной биржей и заявителем договора на биржевое обслуживание.

На бирже можно аккредитоваться в качестве посетителя торгов (в случае принятия участником решения о заключении биржевых сделок от своего имени и за свой счет) или в качестве биржевого брокера, оказывающего клиентам посреднические услуги по заключению биржевых сделок (от имени клиента и за его счет, от имени клиента за свой счет и от своего имени за счет клиента).

Для участия в биржевых торгах в качестве посетителя торгов либо биржевого брокера в соответствующее подразделение биржи подается заявка на покупку биржевого товара по форме и в порядке, установленным регламентом биржевых торгов для соответствующей секции биржи (секция лесопродукции, сельхозпродукции, металлопродукции, промышленных и потребительских товаров) <1>.

Заявки на продажу и покупку включаются в торговую систему анонимно — без указания информации о подавших их участниках. Все поступившие заявки публикуются в открытом доступе на сайте биржи.

Таким образом, прозрачность используемой биржей системы заключения биржевых сделок обеспечивается посредством предварительной (до начала торгов) открытой публикации на сайте биржи информации о размещенных участниками заявках, в которых указываются все необходимые условия приобретения товара (стартовая цена, объем партии, условия оплаты, поставки и др.).

Посетитель торгов (биржевой брокер), чья заявка на покупку включена в торговую систему, может принять участие в соответствующей торговой сессии (расписание проведения размещается на сайте биржи). Торговая сессия, как правило, состоит из нескольких периодов.

В ходе предторгового периода, или периода открытия, трейдеры участников биржевой торговли с использованием электронной цифровой подписи или специальных параметров доступа регистрируются в торговой системе, могут корректировать отдельные параметры своих заявок, а также знакомиться с включенными в торговую систему заявками на продажу.

В период торгов трейдеры покупателей могут заключать биржевые сделки — приобретать биржевой товар. При несогласии с условиями заявки на продажу трейдер покупателя вправе подать продавцу встречную (альтернативную) заявку — предложение скорректировать некоторые условия заявки на продажу биржевого товара (например, его количество, цену, условия поставки и (или) оплаты).

При осуществлении трейдером в ходе торговой сессии действий по заключению биржевой сделки торговая система фиксирует факт заключения сделки, после чего контрагенты обязаны оформить ее путем подписания и регистрации биржевого договора в виде электронного документа в интерфейсе персонального раздела участника биржевой торговли. При этом электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Оригинал электронного документа существует только в электронном виде (часть первая ст. 19, часть первая ст. 22 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года N 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).

Для формирования биржевого договора может использоваться как рекомендуемая биржей, так и произвольная форма. Участник биржевых торгов обязан подписать биржевой договор электронной цифровой подписью не позднее трех рабочих дней со дня проведения торговой сессии.

В соответствии с п. 3 ст. 403 ГК, ст. 19 Закона Республики Беларусь от 5 января 2009 года N 10-З «О товарных биржах» и Правилами биржевой торговли в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» биржевая сделка считается заключенной с момента регистрации товарной биржей. Подписанный биржевой договор регистрируется биржей в течение рабочего дня, следующего за днем подписания его последней из сторон, при условии подлинности подписей и соответствия договора сути зафиксированной в ходе торгов биржевой сделки.

На этапе исполнения биржевых договоров у участников биржевой торговли могут возникать вопросы, требующие решения компетентного органа. В таких случаях можно обращаться в арбитражную комиссию биржи за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Арбитражная комиссия — это постоянно действующий арбитражный орган, уполномоченный рассматривать споры, связанные с биржевыми сделками, заключенными на биржевых торгах биржи. При этом в биржевом договоре должна быть соответствующая арбитражная оговорка.

Правовой основой для деятельности арбитражной комиссии, кроме Закона Республики Беларусь от 5 января 2009 года N 10-З «О товарных биржах», являются ХПК и Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года.

Арбитражная комиссия не рассматривает споров, стороной которых являются биржа или ее работники.

<1> С регламентами биржевых торгов по секциям можно ознакомиться на сайте биржи (http://www.butb.by) в подразделе «Нормативные документы биржи» раздела «Правовая информация».