Иногда организации становятся участниками административного процесса, в котором участвуют через представителей. При этом процессуальные действия (бездействие) и постановления судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс (далее — должностные лица), могут быть обжалованы <1>. Право организации в ходе административного процесса подавать через представителя жалобы на действия должностных лиц закреплено в пункте 12 ч. 1 ст. 4.1 ПИКоАП. Сделать это можно только в течение срока ведения административного процесса до вынесения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 7.3 ПИКоАП).
<1> Статья 2.16 ПИКоАП.
Рассмотрим, что важно знать при обжаловании.
1. На что жалуемся
Порядок обжалования действий и решений должностного лица в административном процессе (гл. 7 ПИКоАП) отличается от порядка обжалования:
- постановления по делу об административном правонарушении (гл. 12 ПИКоАП);
- действий (бездействия) и решений контролирующих (надзорных) органов, принятых (осуществленных) по результатам проверок организаций <2>;
- решений и действий (бездействия) должностных лиц таможенных и налоговых органов <3>.
<2> Часть четвертая п. 78 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение).
<3> Глава 5 Таможенного кодекса Республики Беларусь, гл. 11 Налогового кодекса Республики Беларусь.
ПРИМЕР
В организации проводится налоговая проверка. У руководителя организации имеются возражения по поводу наложения ареста на имущество. Жалобу на эти действия следует направлять в порядке, установленном ст. 87 Налогового кодекса Республики Беларусь и п. 78, 79 Положения. По результатам налоговой проверки проверяющие составили акт и протокол по делу об административном правонарушении. Руководитель организации не согласился с изложенными в них фактами. Он вправе подать возражения на акт проверки, а также указать в протоколе на несогласие с упомянутыми в нем фактами.
Возражения на акт проверки представляются в порядке, установленном п. 71 Положения. Несогласие с протоколом можно обосновать в жалобе на действия составивших его должностных лиц. Составление протокола свидетельствует о том, что в отношении организации ведется административный процесс. Поэтому жалоба на действия должностных лиц подается в соответствии с положениями гл. 7 ПИКоАП.
После рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления жалоба на него (при несогласии) представляется в соответствии с положениями гл. 12 ПИКоАП.
В административном процессе представитель организации может обжаловать, к примеру, следующие действия должностных лиц:
- отказ в удовлетворении ходатайства представителя;
- удовлетворение судьей ходатайства должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении;
- оформленные с помощью документа, обладающего юридической силой (например, решение о наложении ареста на товары, транспортные средства; об изъятии документов и имущества (п. 2 части 2 ст. 8.1 ПИКоАП)).
Важно!
Жалоба представителя организации на действия (бездействие), решения должностного лица, поданная в ходе административного процесса, не приостанавливает его ведения
2. Куда жалуемся
Действия и решения должностного лица могут быть обжалованы:
- вышестоящему должностному лицу;
- в вышестоящий государственный орган;
- прокурору.
Кроме того, жалоба может быть направлена в суд (ч. 1 ст. 7.2 ПИКоАП).
Обратите внимание!
Если составленный должностным лицом протокол с отметкой о несогласии с ним направлен на рассмотрение в суд, жалобу на действия (решения) должностного лица целесообразно направить туда же (или представить лично). В этом случае жалоба рассматривается вместе с делом об административном правонарушении (ч. 1 ст. 7.2 ПИКоАП)
Важно!
Если жалоба на действия и решения должностного лица направлена в вышестоящий государственный орган или прокурору, но не рассмотрена к моменту направления дела в хозяйственный суд, суд рассматривает ее вместе с принятым делом об административном правонарушении <4>.
<4> Часть первая п. 1.7 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21 февраля 2011 г. N 8
Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда — председателю вышестоящего суда (ч. 2 ст. 7.2 ПИКоАП).
Обратите внимание!
Жалоба на действия (решения) должностного лица ему на рассмотрение не передается (ч. 2 ст. 7.3 ПИКоАП)
В настоящее время не ограничивается возможность заявителя направить жалобу одновременно нескольким адресатам, к примеру, вышестоящему должностному лицу и в вышестоящий орган.
3. Оформляем жалобу
Требования к форме и содержанию жалобы на действия (бездействие) и решения должностного лица в ПИКоАП не определены.
Организация в лице руководителя (представителя по доверенности) вправе:
- заявить в устной форме возражения на действия должностного лица или судьи. Возражения заносятся в протокол об административном правонарушении (о совершении процессуального действия) (ч. 5 ст. 4.1 ПИКоАП);
- подать жалобу в письменной форме на действия (бездействие) и решения должностного лица или судьи (ч. 5 ст. 4.1, ст. 7.1 ПИКоАП).
Важно!
Жалобу, составленную в письменной форме, подписывает руководитель организации.
Право на подписание жалоб представителем организации, которому выдана доверенность на участие в административном процессе, должно быть указано в ней
Письменную жалобу следует оформлять с учетом общих требований к процессуальным документам (к примеру, установленных ст. 109 ГПК, ст. 159 ХПК), а также особенностей предмета обжалования: действий (бездействия) и решений должностного лица. В жалобе обязательно указывается:
1) наименование должностного лица (государственного органа, суда), которому она направляется;
2) наименование и место нахождения организации, от имени которой она подается;
3) сведения о том, почему действия (бездействие), решения должностного лица затрагивают права и законные интересы лица, не являющегося участником административного процесса (если это лицо подает жалобу);
ПРИМЕР
Организация, не являющаяся участником административного процесса, может обжаловать решение о наложении ареста на товары, переданные ею на хранение другой организации, в отношении которой впоследствии начат административный процесс.
4) обжалуемое действие (бездействие) и (или) решение должностного лица;
5) доводы о нарушении прав и законных интересов организации обжалуемыми действиями (бездействием) и (или) решениями;
6) ссылки на акты законодательства;
7) ходатайство о присутствии при рассмотрении жалобы (при желании);
8) должность, подпись и инициалы руководителя организации, подписавшего жалобу, или указание на то, что жалоба подписана представителем организации по доверенности, его подпись, фамилия и инициалы.
К жалобе прилагаются копии необходимых документов, в том числе подтверждающих соответствующие полномочия (например, доверенность представителя).
4. Направляем жалобу
Жалобу можно представить лично или направить по почте (это лучше сделать заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы получить документальное подтверждение факта и даты получения жалобы адресатом).
5. Участвуем в рассмотрении жалобы
Участвовать в рассмотрении жалобы можно, если заявлено ходатайство об этом (к примеру, в ней же), однако неявка заявителя или представителя организации рассмотрению жалобы не препятствует. Срок рассмотрения — не позднее пяти дней со дня поступления жалобы (ст. 7.4 ПИКоАП).
По результатам рассмотрения принимается решение (ч. 5 ст. 7.3 ПИКоАП):
- о полном или частичном удовлетворении жалобы с отменой или изменением обжалуемого решения;
- об отказе в удовлетворении жалобы.
О результатах рассмотрения сообщается заявителю. Форма и срок сообщения ПИКоАП не установлены. К примеру, сообщение может быть направлено по почте или вручено лично представителю организации под расписку.
Решение по жалобе является окончательным и не подлежит обжалованию.
Важно!
После вынесения постановления по делу об административном правонарушении можно указать на несогласие с действиями и решениями должностного лица в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, которая подается в порядке, предусмотренном гл. 12 ПИКоАП