Действия и решения должностных лиц: порядок обжалования

Иногда организации становятся участниками административного процесса, в котором участвуют через представителей. При этом процессуальные действия (бездействие) и постановления судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс (далее — должностные лица), могут быть обжалованы <1>. Право организации в ходе административного процесса подавать через представителя жалобы на действия должностных лиц закреплено в пункте 12 ч. 1 ст. 4.1 ПИКоАП. Сделать это можно только в течение срока ведения административного процесса до вынесения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 7.3 ПИКоАП).

<1> Статья 2.16 ПИКоАП.

Рассмотрим, что важно знать при обжаловании.

1. На что жалуемся

Порядок обжалования действий и решений должностного лица в административном процессе (гл. 7 ПИКоАП) отличается от порядка обжалования:

  • постановления по делу об административном правонарушении (гл. 12 ПИКоАП);
  • действий (бездействия) и решений контролирующих (надзорных) органов, принятых (осуществленных) по результатам проверок организаций <2>;
  • решений и действий (бездействия) должностных лиц таможенных и налоговых органов <3>.

<2> Часть четвертая п. 78 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение).

<3> Глава 5 Таможенного кодекса Республики Беларусь, гл. 11 Налогового кодекса Республики Беларусь.

ПРИМЕР

В организации проводится налоговая проверка. У руководителя организации имеются возражения по поводу наложения ареста на имущество. Жалобу на эти действия следует направлять в порядке, установленном ст. 87 Налогового кодекса Республики Беларусь и п. 78, 79 Положения. По результатам налоговой проверки проверяющие составили акт и протокол по делу об административном правонарушении. Руководитель организации не согласился с изложенными в них фактами. Он вправе подать возражения на акт проверки, а также указать в протоколе на несогласие с упомянутыми в нем фактами.

Возражения на акт проверки представляются в порядке, установленном п. 71 Положения. Несогласие с протоколом можно обосновать в жалобе на действия составивших его должностных лиц. Составление протокола свидетельствует о том, что в отношении организации ведется административный процесс. Поэтому жалоба на действия должностных лиц подается в соответствии с положениями гл. 7 ПИКоАП.

После рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления жалоба на него (при несогласии) представляется в соответствии с положениями гл. 12 ПИКоАП.

В административном процессе представитель организации может обжаловать, к примеру, следующие действия должностных лиц:

  • отказ в удовлетворении ходатайства представителя;
  • удовлетворение судьей ходатайства должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении;
  • оформленные с помощью документа, обладающего юридической силой (например, решение о наложении ареста на товары, транспортные средства; об изъятии документов и имущества (п. 2 части 2 ст. 8.1 ПИКоАП)).

Важно!

Жалоба представителя организации на действия (бездействие), решения должностного лица, поданная в ходе административного процесса, не приостанавливает его ведения

2. Куда жалуемся

Действия и решения должностного лица могут быть обжалованы:

  • вышестоящему должностному лицу;
  • в вышестоящий государственный орган;
  • прокурору.

Кроме того, жалоба может быть направлена в суд (ч. 1 ст. 7.2 ПИКоАП).

Обратите внимание!

Если составленный должностным лицом протокол с отметкой о несогласии с ним направлен на рассмотрение в суд, жалобу на действия (решения) должностного лица целесообразно направить туда же (или представить лично). В этом случае жалоба рассматривается вместе с делом об административном правонарушении (ч. 1 ст. 7.2 ПИКоАП)

 

Важно!

Если жалоба на действия и решения должностного лица направлена в вышестоящий государственный орган или прокурору, но не рассмотрена к моменту направления дела в хозяйственный суд, суд рассматривает ее вместе с принятым делом об административном правонарушении <4>.

<4> Часть первая п. 1.7 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21 февраля 2011 г. N 8

Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда — председателю вышестоящего суда (ч. 2 ст. 7.2 ПИКоАП).

Обратите внимание!

Жалоба на действия (решения) должностного лица ему на рассмотрение не передается (ч. 2 ст. 7.3 ПИКоАП)

В настоящее время не ограничивается возможность заявителя направить жалобу одновременно нескольким адресатам, к примеру, вышестоящему должностному лицу и в вышестоящий орган.

3. Оформляем жалобу

Требования к форме и содержанию жалобы на действия (бездействие) и решения должностного лица в ПИКоАП не определены.

Организация в лице руководителя (представителя по доверенности) вправе:

  • заявить в устной форме возражения на действия должностного лица или судьи. Возражения заносятся в протокол об административном правонарушении (о совершении процессуального действия) (ч. 5 ст. 4.1 ПИКоАП);
  • подать жалобу в письменной форме на действия (бездействие) и решения должностного лица или судьи (ч. 5 ст. 4.1, ст. 7.1 ПИКоАП).

Важно!

Жалобу, составленную в письменной форме, подписывает руководитель организации.

Право на подписание жалоб представителем организации, которому выдана доверенность на участие в административном процессе, должно быть указано в ней

Письменную жалобу следует оформлять с учетом общих требований к процессуальным документам (к примеру, установленных ст. 109 ГПК, ст. 159 ХПК), а также особенностей предмета обжалования: действий (бездействия) и решений должностного лица. В жалобе обязательно указывается:

1) наименование должностного лица (государственного органа, суда), которому она направляется;

2) наименование и место нахождения организации, от имени которой она подается;

3) сведения о том, почему действия (бездействие), решения должностного лица затрагивают права и законные интересы лица, не являющегося участником административного процесса (если это лицо подает жалобу);

ПРИМЕР

Организация, не являющаяся участником административного процесса, может обжаловать решение о наложении ареста на товары, переданные ею на хранение другой организации, в отношении которой впоследствии начат административный процесс.

4) обжалуемое действие (бездействие) и (или) решение должностного лица;

5) доводы о нарушении прав и законных интересов организации обжалуемыми действиями (бездействием) и (или) решениями;

6) ссылки на акты законодательства;

7) ходатайство о присутствии при рассмотрении жалобы (при желании);

8) должность, подпись и инициалы руководителя организации, подписавшего жалобу, или указание на то, что жалоба подписана представителем организации по доверенности, его подпись, фамилия и инициалы.

К жалобе прилагаются копии необходимых документов, в том числе подтверждающих соответствующие полномочия (например, доверенность представителя).

4. Направляем жалобу

Жалобу можно представить лично или направить по почте (это лучше сделать заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы получить документальное подтверждение факта и даты получения жалобы адресатом).

5. Участвуем в рассмотрении жалобы

Участвовать в рассмотрении жалобы можно, если заявлено ходатайство об этом (к примеру, в ней же), однако неявка заявителя или представителя организации рассмотрению жалобы не препятствует. Срок рассмотрения — не позднее пяти дней со дня поступления жалобы (ст. 7.4 ПИКоАП).

По результатам рассмотрения принимается решение (ч. 5 ст. 7.3 ПИКоАП):

  • о полном или частичном удовлетворении жалобы с отменой или изменением обжалуемого решения;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

О результатах рассмотрения сообщается заявителю. Форма и срок сообщения ПИКоАП не установлены. К примеру, сообщение может быть направлено по почте или вручено лично представителю организации под расписку.

Решение по жалобе является окончательным и не подлежит обжалованию.

Важно!

После вынесения постановления по делу об административном правонарушении можно указать на несогласие с действиями и решениями должностного лица в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, которая подается в порядке, предусмотренном гл. 12 ПИКоАП