Гарантийный срок эксплуатации сложной техники

При эксплуатации сложной техники и оборудования необходимо с особым вниманием относиться к ее обслуживанию и учитывать требования технических актов. При этом важно иметь в штате квалифицированных специалистов, способных обслуживать ее надлежащим образом, что позволит в дальнейшем избежать проблем и убытков.

При выходе из строя спецтехники важно определить три существенных момента:

  1. предоставлена ли продавцом гарантия качества товара;
  2. гарантийный ли это случай;
  3. если случай гарантийный — соблюдение порядка оформления дефектов и действие в соответствии с установленным законодательством алгоритмом.

Взаимоотношения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гарантийным срокам эксплуатации сложной техники и оборудования независимо от места их изготовления, включая комплектующие изделия и составные части, кроме общих положений Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) и постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 N 444 «Об утверждении Положения о поставках товаров в Республике Беларусь» регулируются также специальным актом законодательства — постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2008 N 952 «О гарантийном сроке эксплуатации сложной техники и оборудования» (далее — постановление N 952).

При этом обращаем внимание, что в данной статье пойдет речь о технике, в отношении которой установлена гарантия и на которую распространяется Положение о гарантийном сроке эксплуатации сложной техники и оборудования, утвержденное постановлением N 952 (далее — Положение о гарантийном сроке). Глава 1 Положения о гарантийном сроке разъясняет общие моменты и сферу его применения.

«Гарантийность» поломки первоначально определяет приобретатель (покупатель). Оценив характер и возможные причины выхода из строя сложной техники или оборудования, приобретателю необходимо обратиться к продавцу (поставщику), который гарантирует исправную работу реализованной продукции в течение гарантийного срока при соблюдении приобретателем правил ее эксплуатации, транспортировки и хранения, установленных нормативно-технической документацией (п. 6 Положения о гарантийном сроке).

Правильное оформление гарантийного ремонта сложной техники и оборудования выглядит следующим образом.

I. Направление приобретателем письменного сообщения продавцу

При выходе из строя приобретенной продукции или обнаружении в ней дефектов приобретатель направляет письменное сообщение об этом изготовителю (производителю) или извещает его другими доступными средствами. В сообщении указываются наименование продукции, дата ее изготовления и обнаруженные в ней дефекты. Если продукция приобретена у продавца (поставщика), то данное сообщение направляется продавцу (поставщику) (п. 9 Положения о гарантийном сроке).

При этом, прежде чем рассчитывать на бесплатный гарантийный ремонт, всегда необходимо проверять, не истек ли гарантийный срок. По общему правилу гарантийный срок установлен в 12 месяцев (ч. 3 п. 7 Положения о гарантийном сроке), и правильное его определение позволит избежать проблем с продавцом (производителем) и необоснованных претензий к нему, а также сэкономить время на починку техники (оборудования). Согласно п. 3 ст. 447 ГК, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.

Необходимо обратить внимание на то, что осуществлять гарантийное обслуживание может не только завод-производитель (изготовитель). Он может передать свои права и одновременно обязанности по гарантийному обслуживанию иным лицам по дилерским (дистрибьюторским, агентским) договорам. Официальные дилеры, дистрибьюторы имеют право не только на реализацию, но и на сервисное обслуживание (п. 2 Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 N 183 «Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»). Если товар приобретен у субъекта, имеющего право только на реализацию, то для гарантийного обслуживания необходимо отдельно заключить договор с компанией, имеющей на это право. При этом ответственным перед покупателем за осуществление гарантийных обязательств все равно остается продавец (производитель) товара. Если же товар приобретается у дилера или дистрибьютора, полномочного на реализацию и произведение гарантийного ремонта, то, как правило, в самом тексте договора купли-продажи оговариваются все моменты, касающиеся гарантии.

II. Создание комиссии и составление акта-рекламации

К выполнению данного требования законодательства необходимо относиться с особым вниманием, поскольку именно на данном этапе стороны определяют и документально закрепляют, гарантийный ли это случай, причины поломки, что должно быть заменено (отремонтировано), а также за чей счет ремонт должен быть произведен.

Для рассмотрения причин выхода из строя продукции или выявленного в ней дефекта создается комиссия из представителей изготовителя (производителя), продавца (поставщика) и приобретателя. Комиссия при обоюдном согласии по результатам рассмотрения составляет акт-рекламацию (приложение 2 к Положению о гарантийном сроке) (п. 11 Положения о гарантийном сроке).

В случае если между сторонами возникли разногласия, любая из них может и должна пригласить в состав комиссии представителя государственного технического надзора, который проводит техническую экспертизу на соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации, а также соблюдение приобретателем, продавцом (поставщиком) правил эксплуатации, транспортировки, хранения продукции и устанавливает причину дефекта (п. 12 Положения о гарантийном сроке).

Оплачивается данная экспертиза приобретателем, однако при установлении вины производителя (продавца) в выходе из строя продукции или в дефекте в ней, последний должен возместить приобретателю стоимость технической экспертизы.

Пункт 13 Положения о гарантийном сроке указывает на то, что приобретатель организовывает комиссию и контролирует процесс составления акта-рекламации, поскольку вместе с дефектной продукцией приобретатель передает изготовителю (производителю), продавцу (поставщику) гарантийный талон и акт-рекламацию и направляет обращение с требованием об устранении недостатков, замене продукции или об отказе от исполнения договора.

При несоставлении сторонами по каким-либо причинам акта-рекламации приобретатель не окажется незащищенным.

По общему правилу в соответствии со ст. 446 ГК продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Однако в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, ситуация противоположна — продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Поэтому если без составления акта-рекламации либо при наличии возражений уже после его составления и подписания продавец (изготовитель) все же принял товар именно на гарантийный ремонт и этому есть подтверждение (например, письмо о согласии принять на ремонт по гарантии либо указание в накладной на то, что товар отгружается во исполнение гарантийных обязательств), то продавец (изготовитель) обязан произвести гарантийный ремонт или замену, и уже доказать, что поломка произошла по вине приобретателя, будет практически невозможно (см., например, решение хозяйственного суда Гомельской области от 08.11.2010 (дело N 835-10/2010/15), постановление апелляционной инстанции хозяйственного суда города Минска от 29.03.2012 (дело N 1-26/2012/143А)).

III. Произведение ремонта или замена продукции

В вопросах произведения гарантийного ремонта более слабая позиция всегда у продавца (изготовителя), поскольку при возникновении спора именно на нем лежит бремя доказывания ненадлежащей эксплуатации и наличия вины приобретателя.

Восстановление продукции, вышедшей из строя в гарантийный срок эксплуатации по вине изготовителя (производителя), продавца (поставщика), либо замена продукции в случае существенного нарушения требований к ее качеству производится изготовителем (производителем), продавцом (поставщиком) безвозмездно в возможно короткий срок, но не позднее четырнадцати дней со дня направления им приобретателем сообщения. Приобретатель вправе при получении письменного согласия изготовителя (производителя), продавца (поставщика) или по истечении четырнадцатидневного срока для устранения выявленных дефектов произвести восстановление продукции собственными силами за счет средств изготовителя (производителя), продавца (поставщика). При отсутствии у изготовителя (производителя), продавца (поставщика) необходимой для замены продукции на день предъявления требования о существенном нарушении ее качества изготовитель (производитель) или продавец (поставщик) должен заменить продукцию в течение месяца со дня предъявления этого требования (п. 16 Положения о гарантийном сроке).

Также в случае, если на время гарантийного ремонта или замены приобретателю нужна аналогичная продукция, ему по его требованию предоставляется в безвозмездное пользование на договорной основе не позднее одного рабочего дня со дня предъявления требования о замене или ремонте такая же либо аналогичная продукция надлежащего качества. В случае отсутствия такой же или аналогичной продукции надлежащего качества у изготовителя (производителя) или продавца (поставщика) приобретатель вправе требовать от изготовителя (производителя) или продавца (поставщика) возмещения понесенных расходов, связанных с приобретением у третьих лиц такой же или аналогичной продукции в пользование на время, необходимое для замены либо устранения недостатков (ремонта).

Если же в четырнадцатидневный срок продавец (производитель) по каким-либо причинам не произвел ремонт, приобретатель вправе требовать взыскания убытков за весь период, превышающий срок, установленный Положением о гарантийном сроке. В соответствии с п. 1 ст. 364 ГК должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Согласно же ст. 14 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.