В условиях наблюдающегося в г. Минске уровня преступности и складывающейся криминогенной обстановки, особенно в период реформы правоохранительных органов, важное значение приобретает соблюдение установленного порядка приема, регистрации, рассмотрения и учета заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.
Социальная опасность укрытия преступлений от учета весьма значительна. Нарушение законности порождает безнаказанность лиц, совершивших преступления, приводит к рецидиву преступных проявлений. Только при строгом соблюдении порядка учета всех преступлений может быть обеспечена достоверность данных о состоянии преступности и эффективности работы органов внутренних дел. Без этого невозможна научно обоснованная организация борьбы с преступностью как в отдельных регионах, так в масштабах всей республики.
Соблюдение органами внутренних дел требований законодательства о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета заявлений и сообщений о преступлениях во многом зависит от действенности прокурорского надзора. Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 03.01.2013 N 1 «Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования» (с изменениями, внесенными приказом от 16.12.2013 N 39) требует:
проверять законность решений, принимаемых органами уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о преступлениях, реагировать на нарушения учетно-регистрационной дисциплины;
после получения копии постановления о возбуждении уголовного дела (об отказе в возбуждении уголовного дела) запрашивать материалы и проверять законность принятого решения.
При выявлении фактов необоснованного возбуждения уголовного дела (отказа в возбуждении уголовного дела) необходимо использовать полномочия, предоставленные пунктами статьи 179 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК), и отменять незаконные решения, при необходимости давать указания о назначении ревизий (проверок) и экспертиз, выполнении иных возможных процессуальных действий на стадии доследственной проверки.
В обязанность прокуроров входят не только проверка исполнения органами внутренних дел порядка приема, регистрации, рассмотрения и учета заявлений и сообщений о преступлениях, но и принятие соответствующих мер по устранению выявленных нарушений и при необходимости постановка вопросов о наказании виновных в этих нарушениях должностных лиц.
Правовая регламентация приема, регистрации, рассмотрения и учета заявлений и сообщений о преступлениях закреплена следующими нормативными правовыми актами:
- главами 20 и 21 УПК: «Поводы и основания к возбуждению уголовного дела» и «Порядок возбуждения уголовного дела»;
- Законом Республики Беларусь от 09.01.2006 N 94-З «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений»;
- Положением о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 N 909;
- Инструкцией о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10.03.2010 N 55;
- Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел Республики Беларусь и подразделений Следственного комитета Республики Беларусь при организации дежурств следователей Следственного комитета Республики Беларусь в составе следственно-оперативных групп, формируемых органами внутренних дел Республики Беларусь, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях и поступлении информации о происшествиях, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь от 22.06.2012 N 182/190 (с изменениями, внесенными постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь от 21.03.2013 N 94/66).
В органах внутренних дел изменился подход к определению критериев необходимости проведения проверок в соответствии с требованиями статьи 174 УПК в сторону их увеличения, что не во всех случаях является целесообразным. В частности, после вступления в силу Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) органы внутренних дел по заявлениям о совершенных административных правонарушениях должны проводить проверки в порядке и в сроки, предусмотренные главами 9 — 10 ПИКоАП, а не статьей 174 УПК. В то же время сотрудники милиции продолжают проводить по заявлениям и сообщениям проверки, руководствуясь статьей 174 УПК, а после принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела составляют протокол об административном правонарушении, который вместе с материалами проверки об отказе в возбуждении уголовного дела направляют в орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении.
В ряде случаев прокуроры и руководители органов внутренних дел необоснованно дают указания о проведении проверок в соответствии с требованиями статьи 174 УПК по зарегистрированным заявлениям, в которых не содержатся достаточные данные (сведения) о совершенном преступлении, а сообщаются факты утери имущества гражданами или указываются сведения о возникших трудовых, гражданско-правовых и хозяйственно-правовых отношениях, подлежащих разрешению непосредственно в судебных органах, по сообщениям о самовольном оставлении лечебного учреждения, о фиксации повреждений на автомашине для дальнейшего обращения в страховую организацию за возмещением и т.п. В некоторых случаях в заявлениях изначально усматривалось, что граждане и руководители субъектов хозяйствования, по сути, обжаловали вступившие в законную силу решения общих и хозяйственных судов, приводя в заявлениях доводы о даче в суде свидетелями и экспертами заведомо ложных показаний и заключений, предоставлении в качестве доказательств подложных и не соответствующих действительности документов.
Методика прокурорских проверок и способы выявления допущенных нарушений закона определяются как стоящими перед прокурорами задачами, так и их полномочиями, закрепленными в Законе Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», УПК.
Прокурор, проводящий проверку в органах внутренних дел, осуществляющих в соответствии со статьей 37 УПК дознание, устанавливает:
- правильность и достоверность регистрации и учета поступивших заявлений и сообщений о преступлениях;
- полноту и всесторонность исследования обстоятельств, имеющих значение для принятия законного решения, соблюдение срока рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях;
- законность и обоснованность принятого решения.
При выявлении фактов принятия незаконных решений, укрытия преступлений от учета и других нарушений он принимает меры прокурорского реагирования.
Проверке должна предшествовать подготовительная работа, состоящая из:
- изучения законодательства по проверяемому вопросу;
- анализа состояния преступности в районе.
В случае установления фактов сокрытия информации от регистрации необходимо провести проверку с истребованием объяснений от потерпевших и должностных лиц органа внутренних дел, виновных в нарушении закона, и решить вопрос о принятии мер прокурорского реагирования к виновным лицам.
После проверки достоверности регистрации информации о преступлениях и происшествиях проверяется всесторонность и объективность ее рассмотрения и законность принятых решений.
Проверяя материалы, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, необходимо не только оценить законность и обоснованность постановления, но и выяснить: своевременно ли зарегистрированы заявления и сообщения, соблюдены ли сроки их рассмотрения, не нарушены ли права заинтересованных лиц, проведены ли только те проверочные действия, которые могут проводиться до возбуждения уголовного дела (часть 2 статьи 173 УПК), выполнено ли требование части 2 статьи 178 УПК о направлении заявителю копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, разъяснены ли ему права и порядок обжалования постановления.
Заключительный этап проверки — это оформление и реализация полученных результатов.
В случае выявления незарегистрированных преступлений, незаконных решений и других нарушений при приеме, регистрации, рассмотрении и учете заявлений и сообщений о преступлениях прокурор должен:
- поручить проведение проверки по заявлению и принятие решения в соответствии с требованиями статьи 174 УПК;
- при наличии поводов и оснований, предусмотренных статьями 166, 167 УПК, возбудить по заявлению или сообщению о преступлении уголовное дело;
- вынести начальнику районного управления внутренних дел (РУВД) требование об устранении выявленных нарушений уголовно-процессуального законодательства в соответствии с требованиями статьи 34 УПК;
- определить мероприятия по контролю за устранением выявленных нарушений законности и сроки их проведения.
Таким образом, своевременное и правильное исполнение требований законов о приеме, регистрации, рассмотрении и учете заявлений и сообщений о преступлениях не только обеспечивает быстрое раскрытие преступлений, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений.