Использование объектов авторского права и смежных прав в социальных сетях: правовые аспекты

Развитие информационных технологий привело к тому, что современный человек не представляет своей жизни без социальных сетей — специализированных интернет-ресурсов, ориентированных на массовую аудиторию и позволяющих участникам, зарегистрировавшимся в сети (создавшим свой аккаунт), не только размещать свою персональную информацию, но и обмениваться с другими участниками сети различного рода информацией (фотографии, музыка, видео, литературные тексты и т.п.). Как следствие, социальные сети, наряду со специализированными файлообменными (пиринговыми) сетями, способствуют активному обмену файлами, содержащими охраняемые результаты интеллектуальной деятельности.

Выступая в отношении распространяемых в социальных сетях фотографий, текстов, аудио- и видеофайлов в качестве потребителей, мы, как правило, не задумываемся о том, нарушают ли наши действия чьи-либо права интеллектуальной собственности, полагая, что вопросы ответственности полностью лежат на владельцах интернет-ресурсов, которые предоставляют нам платформу для обмена такими файлами. В то же время правила пользования любой социальной сетью (которые участник сети, как правило, не читает) содержат стереотипное положение о том, что пользователям услуг сети запрещается незаконно загружать, хранить, распространять или иным образом использовать интеллектуальную собственность других пользователей сети либо третьих лиц. Поэтому в отдельных случаях пользователь социальной сети может превратиться из потребителя в нарушителя прав интеллектуальной собственности.

Цель данной статьи — определить границы допускаемого свободного использования объектов интеллектуальной собственности в социальных сетях, выход за которые может повлечь ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности.

О каких объектах права интеллектуальной собственности может идти речь? В первую очередь это объекты авторского права — литературные, музыкальные, аудиовизуальные, фотографические и иные произведения. Согласно п. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 N 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон N 262-З) авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения. Приведенный в п. 5 ст. 6 Закона N 262-З перечень произведений, являющихся объектами авторского права, является примерным, поскольку в нем упоминаются и «иные произведения».

Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 262-З авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Для возникновения авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

Безусловно, ответ на вопрос о том, являются ли размещенные в социальной сети рисунки, фотографии, литературные произведения, видеосюжеты и т.п. объектами авторского права, носит вероятностный характер. В то же время можно (и даже нужно) исходить из презумпции творчества в любой литературной или художественной работе.

Наряду с авторским правом, файлы, размещаемые в социальной сети, могут содержать объекты смежного права — исполнения и фонограммы. Исполнение как объект правовой охраны представляет собой зафиксированное (записанное) действие артиста, представляющего (исполняющего) публике определенное произведение. Фонограмма в абз. 33 ст. 4 Закона N 262-З определяется как исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков. Так же, как и в отношении объектов авторского права, в отношении исполнений и фонограмм действует принцип автоматической охраны, при этом, в отличие от произведений, для охраны исполнений не требуется оценивать наличие творчества в деятельности исполнителя.

Сразу же отметим, что размещение файлов, содержащих охраняемые авторским правом произведения (исполнения, фонограммы), в сети Интернет с возможностью свободного или ограниченного доступа к ним не отменяет их правовую охрану и не изменяет правовой режим их возможного последующего использования. Данный тезис подтверждается нормой специального законодательного акта, регулирующего сетевые отношения: согласно ч. 1 п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 N 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» размещение пользователями интернет-услуг в сети Интернет литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь, осуществляется с согласия их правообладателей (если иное не определено законодательными актами) и при условии соблюдения иных требований законодательства об авторском праве и смежных правах.

Анализ правоотношений, возникающих при размещении и обмене файлами в социальных сетях, необходимо начинать с содержания исключительных авторских и смежных прав, а также определения того, что является использованием охраняемого авторским правом произведения, исполнения, фонограммы.

Основополагающей является норма ст. 983 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), которая предусматривает, что обладателю имущественных прав на результат интеллектуальной деятельности принадлежит исключительное право правомерного использования этого объекта интеллектуальной собственности по своему усмотрению в любой форме и любым способом. Использование другими лицами объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых их правообладателю принадлежит исключительное право, допускается только с согласия правообладателя. Ограничения исключительных прав, в том числе путем предоставления возможности использования объекта интеллектуальной собственности другим лицам, допускается в случаях, пределах и порядке, установленных ГК или иным законом.

Согласно п. 2 ст. 16 Закона N 262-З исключительное право на произведение означает право автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. Приведенный в указанной норме Закона N 262-З перечень действий, признаваемых использованием произведения, является открытым, поскольку включает «иные возможные способы использования произведения».

В соответствии со ст. 25 Закона N 262-З исполнителю или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать исполнение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. Аналогичным образом в ст. 28 Закона N 262-З определяется исключительное право производителя фонограммы.

Допускаемые случаи свободного использования охраняемых авторским правом произведений и объектов смежных прав исчерпывающим образом перечислены в ст. 32 — 41 Закона N 262-З.

Таким образом, любое действие по использованию произведения (исполнения, фонограммы), прямо не названное в числе допускаемых случаев свободного использования, находится в сфере действия исключительного права правообладателя и его несанкционированное осуществление рассматривается как нарушение этого исключительного права.

Закон N 262-З не раскрывает понятия «использование произведения». Однако анализ действий, которые перечислены в п. 2 ст. 16 Закона N 262-З как возможные способы использования, позволяет говорить о том, что использованием произведения должно признаваться любое действие, в результате которого либо создается новая копия произведения, либо расширяется круг лиц, «познакомившихся» с произведением; аналогичным образом можно определить понятие «использование» в отношении исполнений и фонограмм. Соответственно лицо, осуществляющее такие действия, и является лицом, использующим произведение (исполнение, фонограмму).

С правовой точки зрения ситуация, связанная с использованием произведений и объектов смежных прав в социальной сети, включает следующие аспекты:

  1. правомерность просмотра файлов, размещенных в социальной сети другими участниками;
  2. правомерность скачивания файлов из социальной сети на свои персональные устройства;
  3. правомерность размещения файлов, содержащих произведения (исполнения, фонограммы), на своем аккаунте;
  4. правомерность обмена файлами с другими участниками сети.

Процесс просмотра или прослушивания файла, размещенного в сети Интернет, в том числе в социальной сети, не требует разрешения правообладателя. Согласно ст. 40 Закона N 262-З не требуется получение разрешения автора или иного правообладателя и выплата вознаграждения при воспроизведении объектов авторского права и смежных прав в случае, когда такое воспроизведение является временным и составляет неотъемлемую существенную часть технологического процесса передачи данных, имеющего единственной целью правомерное использование записей объектов авторского права или смежных прав, в том числе их правомерное сообщение для всеобщего сведения. Если же просматриваемый файл размещен в сети неправомерно, с нарушением авторского права и (или) смежных прав, то лицом, которое должно нести ответственность за нарушение этих прав, будет тот, кто разместил такой файл в сети.

Меняется ли ситуация в том случае, если пользователь желает сохранить файл, содержащий произведение или объект смежных прав, на своем персональном устройстве? В соответствии с п. 1 ст. 35 Закона N 262-З допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение правомерно опубликованных произведений в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях (для личного использования, без преследования прямо или косвенно коммерческих целей). В силу п. 1 ст. 32 Закона N 262-З данное ограничение распространяется также на исполнения и фонограммы.

Законодатель специально оговаривает, что правила о допускаемом свободном использовании в личных целях не распространяются на компьютерные программы.

Норма, посвященная допускаемому свободному использованию произведений (исполнений, фонограмм) в личных целях, требует подробного анализа. Воспроизведение для целей Закона N 262-З определяется как изготовление одного или более экземпляров объекта авторского права или смежных прав в любой объективной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой или иной объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе. В свою очередь, экземпляр определяется как оригинал или копия произведения, изготовленная в любой материальной форме. Однако, поскольку в определении того, что есть воспроизведение, хранение в электронном средстве включено в понятие «изготовление экземпляра», такое электронное средство, содержащее копию произведения, также следует рассматривать в качестве его экземпляра.

В качестве условий правомерности использования произведений, исполнений и фонограмм в личных целях законодатель, во-первых, использует количественное ограничение — в единичном экземпляре, а во-вторых, ограничивает цель, преследуемую при использовании, — для личного использования.

Скачивание файла из сети Интернет предполагает создание электронной копии произведения (исполнения, фонограммы) на персональном устройстве пользователя — компьютере, смартфоне, плеере и др. С правовой точки зрения такое действие является воспроизведением и при условии, что оно осуществляется в личных целях, не является нарушением исключительного авторского или смежного права.

Однако правовая оценка действий пользователя может измениться в том случае, если в качестве средства хранения скачанных файлов будет выступать персональная страница (аккаунт) в какой-либо из социальных сетей. Сохранение файла на ресурсе предполагает, что этот файл предварительно был скопирован на устройство пользователя, а следовательно, речь идет об ином использовании произведения (исполнения, фонограммы) помимо допускаемого воспроизведения в единичном экземпляре. Тем самым лицо, сохраняющее файл на сетевом ресурсе, выходит за пределы допускаемого свободного использования, и его действия должны рассматриваться как нарушение исключительного авторского и (или) смежного права.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что основная цель социальной сети состоит в обмене информацией, размещаемой участником сети на своем аккаунте. Размещение файла на своем аккаунте предполагает возможность доступа к нему других лиц. Несмотря на возможные настройки приватности, не позволяющие получать доступ к сохраненным файлам любому лицу, посетившему персональную страницу, такой доступ может иметь ограниченный круг лиц, допущенных владельцем аккаунта. Следовательно, в этом случае уже невозможно говорить о том, что воспроизведение произведения (исполнения, фонограммы) было осуществлено для личного использования; соответственно размещение объекта авторского права или смежных прав на персональном аккаунте участника социальной сети, осуществляемое без разрешения правообладателя, является нарушением его исключительного права.

Возможный обмен файлами, содержащими охраняемые произведения или объекты смежных прав, между участниками социальной сети, с одной стороны, является использованием названных объектов, а с другой — не подпадает под допускаемые законом случаи свободного использования, в связи с чем такой обмен должен рассматриваться как неправомерный.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о соблюдении прав интеллектуальной собственности при использовании специальных сервисов, предлагаемых социальными сетями, таких как «лайки» и возможность «поделиться» файлами.

Лайк (от англ. to like — нравиться) — это средство, помогающее пользователю Интернета выразить свое одобрение по отношению к выложенному контенту в социальных сетях. Использование «лайка» не связано с созданием новой копии произведения (исполнения, фонограммы) либо расширением круга лиц, которым оно доступно. Поэтому использование «лайков» охватывается понятием свободного доступа к объектам авторского права и смежных прав, размещенных в сети.

А вот сервис «поделиться» предполагает расширение круга лиц, которым становится доступен соответствующий объект авторского права и (или) смежных прав. С учетом того что владельцы сетевых ресурсов, устанавливая в правилах пользования социальными сетями запрет в отношении неправомерных действий по использованию интеллектуальной собственности, снимают с себя ответственность за фактическое неправомерное распространение объектов авторского права и (или) смежных прав, такая ответственность автоматически ложится на конкретных пользователей сети, своими действиями осуществляющих подобное неправомерное использование.

Также следует обратить внимание на особенности правоотношений, связанных с использованием правообладателями технических средств защиты объектов авторского права и смежных прав. Согласно определению, приведенному в абз. 32 ст. 4 Закона N 262-З, таковыми являются любая технология, техническое устройство или их компоненты, контролирующие доступ к объекту авторского права или смежных прав, предотвращающие или ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении объекта авторского права или смежных прав.

В соответствии со ст. 55 Закона N 262-З не допускаются и признаются нарушениями авторского права или смежных прав любые действия, которые без разрешения автора или иного правообладателя позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторского права или смежных прав.

Таким образом, если доступ к файлу, содержащему охраняемые произведения и (или) объекты смежных прав, связан с преодолением технических средств защиты, в частности с применением специальных программ, позволяющих «вскрывать» применяемую правообладателем защиту, любые действия в отношении содержащихся в таких файлах объектов авторского права и (или) смежных прав являются неправомерными и должны рассматриваться как нарушение исключительного права соответствующего правообладателя. Соответственно правила о допускаемом свободном использовании произведений (исполнений, фонограмм) в личных целях в данном случае неприменимы.

Какую ответственность влечет нарушение авторских и смежных прав? Гражданско-правовая ответственность определена нормами ГК и Закона N 262-З. Согласно абз. 1 п. 2 ст. 56 Закона N 262-З в случае нарушения исключительного права на объект авторского права или смежных прав наряду с использованием способов защиты, предусмотренных нормами ГК (такими, как признание права, пресечение действий, нарушающих право, и др.), автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти до пятидесяти тысяч базовых величин, определяемом судом с учетом характера нарушения.

Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена в ст. 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Согласно ч. 3 ст. 9.21 КоАП незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права или смежных прав влечет наложение на физическое лицо штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 201 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), которая устанавливает ответственность за нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности. Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 2 ст. 201 УК, включает незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 201 УК крупным размером дохода (ущерба) признается доход (ущерб) на сумму более 500 базовых величин. Таким образом, условием привлечения лица к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 201 УК является либо административная преюдиция, либо факт извлечения в результате нарушения дохода в крупном размере.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что социальные сети стали реальностью, которая не всегда вписывается в те рамки, которые определены законодательством об охране прав интеллектуальной собственности. Несмотря на то что ситуация привлечения участников социальных сетей к ответственности за нарушения авторских и (или) смежных прав в наших реалиях представляется сугубо гипотетической, с формально-юридической точки зрения многие действия участников сетей, рассматриваемые ими как обыденное явление, представляют собой нарушения прав интеллектуальной собственности.