Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении по делу об административном правонарушении

В практике встречаются ситуации, когда при вынесении постановления по делу об административном правонарушении орган, ведущий административный процесс, суд допускают описки, опечатки и арифметические ошибки. Возникает вопрос о процедуре их исправления.

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), являющийся согласно ч. 2 ст. 1.1 ПИКоАП единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь, не содержит нормы, предоставляющей органам, рассматривающим дела об административном правонарушении, правомочия на исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении по делу об административном правонарушении, а также регламентирующей такое исправление.

Тем не менее имеются случаи, когда суды и органы, ведущие административный процесс, рассматривающие дела об административных правонарушениях, исправляют допущенные описки, опечатки и арифметические ошибки путем вынесения отдельного соответствующего постановления, содержащего ссылку на ст. 11.10 ПИКоАП.

Такие действия могут быть обоснованы применением аналогии закона. В соответствии с абз. 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон N 361-З) аналогия закона — это применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения.

К нормам законодательства, регулирующим сходные общественные отношения, могут быть отнесены, например, следующие:

  • ст. 328, 330, 331, 397 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, регулирующие исправление описок и явных счетных ошибок в судебном решении и определении о судебном приказе;
  • ст. 210 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, п. 29 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29.06.2011 N 11 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде апелляционной инстанции», п. 20 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29.06.2011 N 12 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде кассационной инстанции», п. 28 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 N 9 «О некоторых вопросах приказного производства», регулирующие исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в судебном решении, постановлении хозяйственного суда апелляционной инстанции, постановлении хозяйственного суда кассационной инстанции, определении о судебном приказе;
  • ст. 40 вступающего в силу с 26.01.2012 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 N 301-З «О третейских судах», регулирующая исправление описок, опечаток, арифметических ошибок в решении третейского суда, и др.

В случае исправления описок, опечаток, арифметических ошибок, не изменяющих содержание вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, установленные ч. 3 ст. 72 Закона N 361-З основания для неприменения института аналогии закона отсутствуют.

Правомочие судьи, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, исправить допущенные в постановлении описки, опечатки и арифметические ошибки, не изменяя его содержание, было указано в п. 10 носившего рекомендательный характер постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13.03.2008 N 15 «О некоторых общих вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об административных правонарушениях и применения административной ответственности».

В то же время в принятом взамен названного и действующем в настоящее время постановлении Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 N 8 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» подобное правомочие отсутствует.

В целях более полного нормативно-правового регулирования порядка административного процесса, а также исполнения предписаний ч. 1 ст. 72 Закона N 361-З об устранении пробелов в нормативных правовых актах необходимо внесение в ПИКоАП дополнения, регламентирующего исправление в постановлении по делу об административном правонарушении описок, опечаток, арифметических ошибок.

Такое дополнение может быть уже сейчас включено в проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», разработка которого производится во исполнение п. 46 плана подготовки законопроектов на 2011 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2011 N 10.