Статьей 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов).
Объектом правонарушения является установленный порядок формирования цен и тарифов, а также установленный порядок применения цен и тарифов.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении таких действий (бездействия), как:
- нарушение установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов);
- нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок);
- реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов);
- реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов).
Субъектами правонарушения являются физическое лицо (работник, связанный с порядком ценообразования), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемых правонарушений.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований порядка ценообразования юридическим лицом.
Юридическая основа дел об административных правонарушениях в сфере ценообразования строится на том, что согласно абзацу 3 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З «О ценообразовании» (далее — Закон о ценообразовании) регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. Согласно абзацу 2 статьи 13 Закона о ценообразовании при установлении и применении цен юридическое лицо, предприниматель обязаны выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ N 72) цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (далее — Перечень N 72), определенный в пункте 1 Указа N 72, регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами. Согласно Перечню N 72 Министерством экономики Республики Беларусь регулируются цены (тарифы) на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.
Примеры нарушений.
1. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 решения Могилевского облисполкома от 14.06.2011 N 9-39 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) на территории Могилевской области» (далее — решение N 9-39) на товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Могилевской области, установлены предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф) при формировании отпускных цен, в размере 25%.
Установлено, что в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 решения N 9-39, абзаца 2 статьи 13 Закона о ценообразовании обществом в августе 2013 г. при формировании отпускных цен на джем «Персиковый» в калькуляцию был включен уровень рентабельности в размере 30%, на джем «Алычовый» — в размере 31% вместо утвержденного решением N 9-39 норматива в размере 25%.
2. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 N 495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 495) утвержден Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом (далее — Перечень N 495).
Согласно пункту 5 Перечня N 495 определен перечень таких товаров (белье для новорожденных и детей ясельного возраста (швейное); бельевые трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельного возраста (по 60-й размер включительно); чулочно-носочные изделия для детей (по 16-й размер включительно); обувь для детей ясельного возраста и малодетская; мыло, зубная паста; тетради школьные; соски молочные, пустышки, бутылочки для кормления детей; санитарно-гигиенические изделия: пеленки, подгузники, памперсы, салфетки влажные).
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 решения N 9-39 установлены предельные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам на товары организаций-изготовителей или ценам, сформированным юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами Республики Беларусь, согласно приложению 2 к решению N 9-39.
В приложении 2 к решению N 9-39 на товары для детей (по перечню, определенному Советом Министров Республики Беларусь) установлена в размере 25% предельная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам на товары организаций-изготовителей или ценам, сформированным юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами Республики Беларусь, согласно приложению 2 к решению N 9-39.
В нарушение подпункта 1.2 пункта 1 постановления N 495, подпункта 1.2 пункта 1 решения N 9-39 на момент проверки предприятием была завышена предельная торговая надбавка на 5% (утверждена в размере 25%, в расчет включена в размере 30%) на товары для детей (пустышки, памперсы, мыло, подгузники, пеленки, соски, крем-мыло и др.), реализуемые в аптечной сети предприятия, из перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются областным исполнительным комитетом.