В экономике Республики Беларусь к наиболее распространенным видам правоотношений относится финансовая аренда (лизинг). Нормативно-правовая база, регламентирующая отношения лизинга, достаточно обширна и отвечает практически на все вопросы, возникающие при его осуществлении.
Однако, несмотря на достаточно высокую степень учета действующими нормативными актами особенностей лизинга как отдельного вида обязательств, при планировании и практической реализации лизинговой сделки по-прежнему остаются проблемные вопросы, требующие разрешения. Выделим такие вопросы и предложим варианты их урегулирования.
Сфера: привлечение иностранных инвестиций и заемных средств в лизинговую деятельность и расширение импортного и экспортного лизинга.
Проблема: ограниченность деятельности иностранных представительств в Республике Беларусь.
Обоснование: несмотря на предусмотренную абзацем третьим части второй подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. N 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» (далее — Указ N 99) норму о праве иностранной организации осуществлять лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, реализовать ее на практике не представляется возможным. Причина тому — норма части второй п. 2 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. N 1189, которая не называет в качестве функций представительства иностранной организации ее деятельность, соответственно, осуществление им хозяйственной деятельности невозможно.
Предложение: как вариант — наделить Национальный банк Республики Беларусь полномочиями определять порядок открытия и деятельности представительств иностранных организаций, осуществляющих лизинговую деятельность в Республике Беларусь, а также поручить Национальному банку Республики Беларусь ведение реестра представительств.
Сфера: лизинг транспортных средств.
Проблема: высокий риск лизингодателя, связанный с вероятностью конфискации принадлежащих ему как добросовестному собственнику транспортных средств за правонарушения (преступления), совершенные без его ведома и участия.
Обоснование: ст. 61 УК и ст. 14.1 КоАП предусматривают конфискацию транспортных средств у лиц (в частности, у лизингополучателей или их работников), совершивших правонарушение (преступление) и не являющихся собственниками этих транспортных средств. При этом не учитывается отсутствие вины собственника и объективной возможности предвидеть или предотвратить правонарушение (преступление).
Предложение: целесообразно внести соответствующие изменения в УК и КоАП. Как альтернативу установленной вышеуказанными нормами ответственности можно предложить конфискацию имущества правонарушителя, сопоставимого по стоимости с конфискуемым транспортным средством. Это позволит защитить законное право собственности добросовестного лизингодателя, не имеющего отношения к факту совершения правонарушения и возможности принять меры по его предотвращению, тем более что правовая природа лизинга предусматривает разделение права собственности, остающегося у лизингодателя, и права владения и пользования, безусловно передаваемого лизингополучателю.
Сфера: взыскание задолженности.
Проблема: взыскать задолженность лизингополучателей по лизинговым платежам можно только в судебном порядке, но не на основании исполнительной надписи нотариуса, как это допускается по другим обязательствам, в частности по аренде.
Обоснование: согласно абзацу седьмому части первой п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. N 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» нотариусы совершают исполнительные надписи о взыскании задолженности по договорам аренды. Однако в рамках данного Указа не определяется, что аренда включает финансовую аренду (лизинг). Вследствие этого на практике нотариусы отказывают в совершении исполнительной надписи по лизинговым платежам.
Предложение: в настоящее время разрабатывается проект Указа Президента Республики Беларусь, посвященный вопросам регулирования лизинга жилых помещений. При этом предусматривается внесение изменений и дополнений в Указ N 99, в который можно включить норму, закрепляющую порядок и условия взыскания задолженности по договорам лизинга на основании исполнительной надписи нотариуса.
Сфера: экспортный лизинг.
Проблема: высокий риск снижения привлекательности и объемов экспортного лизинга в связи с отсутствием возможности увеличить установленный срок поступления лизинговых платежей при наступлении независящих от лизингодателя-резидента обстоятельств.
Обоснование: предусмотренные частями девятой и одиннадцатой подп. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. N 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» перечни оснований для приостановления срока поступления лизинговых платежей по договорам экспортного лизинга и для прекращения обязанности обеспечить поступление этих платежей не учитывают некоторых возникающих на практике ситуаций, не зависящих от воли лизингодателя.
В результате лизингодатель несет ответственность за формальное нарушение норм данного Указа. При этом не устанавливаются полномочия Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, связанные с определением иных случаев приостановления или прекращения вышеназванной обязанности (аналогичные полномочия законодательство закрепляет в отношении обязательств по другим внешнеторговым договорам).
Предложение: разработанный при участии Ассоциации лизингодателей Беларуси проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. N 465» предусматривает расширение перечней оснований для приостановления и прекращения обязательств лизингодателя-резидента по обеспечению поступления лизинговых платежей, а также полномочия Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь по установлению иных оснований. В случае принятия проекта проблема будет решена.
Сфера: привлечение займов от нерезидентов.
Проблема: при привлечении кредитов (займов) от нерезидентов лизинговые организации уплачивают налог на доходы иностранных организаций (от 8 до 10% от суммы процентных доходов). Эти расходы лизингодателя включаются в лизинговые платежи и увеличивают стоимость лизинга для лизингополучателя.
Обоснование: данный налог снижает степень привлекательности кредитов (займов) от нерезидентов и, как следствие, сумму привлекаемых лизингодателями в страну иностранных инвестиций.
Предложение: представляется целесообразным внести в Налоговый кодекс Республики Беларусь положения, отменяющие необходимость для лизингодателей уплачивать указанный налог при привлечении от нерезидентов кредитов (займов), используемых для приобретения имущества, передаваемого в дальнейшем в лизинг.
Сфера: бухгалтерский и налоговый учет лизинговых операций.
Проблема: в настоящее время порядок бухгалтерского учета лизинговых операций и расчета коэффициентов платежеспособности лизинговых организаций определяет Министерство финансов Республики Беларусь, которое не всегда учитывает особенности лизинга.
Обоснование: такой порядок порой приводит к возникновению сложностей при осуществлении отдельных операций, искажению финансовых показателей деятельности лизинговых организаций, затруднениям в регулировании этой деятельности со стороны Национального банка Республики Беларусь.
Предложение: необходимо привести в соответствие с действующим законодательством и практикой осуществления лизинга порядок бухгалтерского учета лизинговых операций, в том числе по вопросам, касающимся перенайма в рамках договоров лизинга, отражения курсовых разниц, перечня и порядка оформления первичных учетных документов при передаче предмета лизинга лизингополучателю, возврате его лизингодателю в случаях, предусмотренных договором лизинга и законодательством, а также являющихся основанием для бухгалтерского и налогового учета лизинговых платежей.
Кроме того, чтобы Национальный банк Республики Беларусь в полной мере мог осуществлять функции регулятора лизинговой деятельности согласно Указу N 99, необходимо законодательно закрепить обязанность предварительно согласовывать с данным органом все нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы лизинга, в том числе порядок бухгалтерского и налогового учета лизинговых операций.
Сфера: списание курсовых разниц.
Проблема: искажение финансовых показателей лизинговых организаций.
Обоснование: с 31 декабря 2014 г. изменился порядок отражения и списания курсовых разниц. В соответствии с действующим законодательством при предоставлении в лизинг имущества, приобретенного за счет привлеченных средств в иностранной валюте, обязательства лизингодателя перед кредиторами переоцениваются, в отличие от обязательств лизингополучателя перед лизингодателем, номинированных в валюте, но уплачиваемых в белорусских рублях. Это приводит к искажению финансовых показателей стабильно работающих лизинговых организаций, возникновению формальных оснований для признания таких организаций финансово неустойчивыми (неплатежеспособными, банкротами) и, как следствие, к снижению их кредитных рейтингов при привлечении финансирования.
Необходимость отнесения всей суммы накопленных на 31 декабря 2014 г. курсовых разниц на доходы (расходы) и разового списания за счет прибыли (убытков) привела к тому, что многие стабильно работающие лизинговые организации стали признавать убыточными. В результате финансирующим их банкам пришлось формировать резервы и отказывать в дальнейшем финансировании.
Предложение: поскольку ряд принятых для исправления указанной ситуации нормативных документов (в частности, указы Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2014 г. N 599 «О списании курсовых разниц» и от 27 февраля 2015 г. N 103 «О пересчете стоимости активов и обязательств») не учитывали особенностей лизинга (отсутствие достаточных фондов переоценки, особый порядок отражения доходов и т.д.), их применение лизинговыми организациями было неэффективным.
Национальный банк Республики Беларусь инициировал принятие Указа Президента Республики Беларусь от 7 мая 2015 г. N 189 «О пересчете стоимости обязательств организаций, осуществляющих лизинговую деятельность», а также дал совместные с Министерством финансов Республики Беларусь пояснения о его применении в письме от 7 августа 2015 г. N 65-19/507/15-1-17/776 «О списании разниц в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2015 г. N 189». Это позволило решить проблему до 31 декабря 2016 г.
Поскольку принятая мера — временная, необходимо активизировать разработку и принятие национального стандарта, определяющего порядок бухгалтерского учета лизинговых операций, в том числе учета и списания возникающих курсовых разниц, который принял бы во внимание все особенности лизинговой деятельности.
Сфера: операции по передаче в лизинг жилых квартир и домов для лизингополучателей — физических лиц.
Проблема: в связи с заключением и исполнением таких договоров лизинга возникает слишком много вопросов.
Обоснование: полноценное развитие этого сегмента рынка невозможно без комплексного решения всех возникающих вопросов.
Предложение: в результате комплексного решения удастся обеспечить защиту прав и законных интересов лизингополучателей, экономических интересов лизингодателей, стабильность и регулируемость рынка лизинга, создать экономические и налоговые условия для эффективности данного инструмента.
Подготовленный Национальным банком Республики Беларусь при содействии Ассоциации лизингодателей Беларуси проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам лизинговой деятельности» позволит предоставить лизингополучателям — физическим лицам возможность приобретать на приемлемых условиях жилые дома и квартиры по договорам лизинга для удовлетворения своих социальных и бытовых потребностей, что достижимо посредством:
— установления дополнительных требований к надежности лизинговых организаций, намеренных осуществлять лизинговую деятельность;
— комплексного регулирования отношений, возникающих в рамках заключения и исполнения договоров лизинга жилого помещения;
— защиты прав и законных интересов лизингополучателей — физических лиц при одновременном соблюдении экономических интересов лизингодателей;
— создания для лизинговых организаций необходимых экономических условий по передаче в лизинг жилых домов и жилых помещений.
После принятия данного Указа потребуется привести в соответствие с ним законодательство. В частности, следует закрепить возможность выпуска лизинговыми организациями облигаций, обеспеченных залогом прав на лизинговые платежи (таким образом лизингодатели смогут получить ресурсы на приобретение жилых домов и квартир для передачи их в лизинг).
Кроме того, необходимо внести в Налоговый кодекс Республики Беларусь дополнительные нормы, обеспечивающие благоприятные условия налогообложения операций лизинга жилых помещений для физических лиц.
Сфера: бухгалтерский учет операций перенайма.
Проблема: необходимость повышать эффективность лизинговой деятельности за счет исключения (снижения) убытков лизингодателя, возникающих в случае неспособности лизингополучателя исполнять свои обязанности по договору лизинга из-за законодательной невозможности повторного лизинга.
Обоснование: в силу подп. 1.12 п. 1 Указа N 99 лизингодатель вправе передать в аренду, но не в повторный лизинг имущество, ранее приобретенное лизингодателем для передачи в лизинг и возвращенное ему лизингополучателем по прекратившему действие договору лизинга, который не завершился выкупом предмета лизинга.
Предложение: в рамках исполнения договора лизинга следует закрепить порядок и условия перенайма (перехода прав и обязанностей к новому лицу в результате замены лизингополучателя), которые смогут обеспечить соответствие такой сделки сути лизинга, защиту прав и законных интересов всех участников отношений.
Для этого проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам лизинговой деятельности» предлагает внести в Указ N 99 дополнения и изменения, определяющие возможность и условия перенайма (получение согласия лизингодателя, извещение продавца о перенайме, переход к новому лизингополучателю прав и обязанностей в объеме, существовавшем на момент перенайма, невозможность увеличения срока лизинга или стоимости предмета лизинга). После принятия данного Указа потребуется конкретизировать положения о бухгалтерском учете операций перенайма в нормативных правовых актах Национального банка Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь.
Сфера: лизинговая деятельность как финансовая.
Проблема: необходимость повышения объективности оценки платежеспособности лизингополучателей (физических и юридических лиц), прозрачности и снижения рисков лизинговой деятельности как финансовой.
Предложение: включение информации о задолженности по договорам лизинга, заключаемым с физическими и юридическими лицами, в состав кредитных историй и наделение лизинговых организаций полномочиями по представлению указанной информации в кредитный регистр, а также по их доступу к кредитным отчетам наравне с банками. Для этого потребуется внести изменения в Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года N 441-З «О кредитных историях».
Кроме того, чтобы защитить права и законные интересы собственников (лизингодателей) и добросовестных приобретателей имущества, ставшего предметом лизинга, необходимо создать реестр движимого имущества, обремененного правами третьих лиц. В данный реестр, помимо прочего, следует включить информацию о правах лизингодателей (собственников) и лизингополучателей (по владению и пользованию и последующему выкупу) на предмет лизинга. Такая мера обеспечит права и законные интересы залогодержателей и лиц, приобретающих в собственность указанное имущество у лизингодателя, а также при незаконном отчуждении лизингополучателем предмета лизинга в течение срока лизинга третьему лицу.