В условиях существования Таможенного союза каждое государство — член Таможенного союза принимает меры по совершенствованию национального законодательства в целях минимизации различного рода рисков, связанных с функционированием единой таможенной территории и наличием единой таможенной границы.
Вносимые в национальные законодательства Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан изменения интересны не только с точки зрения подходов к постепенной унификации законодательств трех стран, предусматривающих ответственность за нарушение требований таможенного законодательства Таможенного союза и таможенного законодательства государств — членов Таможенного союза, но и с точки зрения определенной новизны, вносимой в, казалось бы, давно устоявшиеся понятия.
В этом плане интересен подход российского законодателя к определению понятия «контрабанда» как уголовно наказуемого деяния, выраженный в Федеральном законе Российской Федерации от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 420-ФЗ).
Законом N 420-ФЗ из Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК Российской Федерации) исключена статья 188 «Контрабанда» и введены статьи 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей» и 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».
Оценивая внесение такого рода изменений в УК Российской Федерации, можно выделить отдельные важные моменты, имеющие значение в том числе и для заинтересованных лиц Республики Беларусь.
1. По предмету контрабанды.
1.1. Путем исключения из УК Российской Федерации статьи 188 декриминализована так называемая экономическая контрабанда, ответственность за которую была предусмотрена частью 1 указанной статьи.
Предметами экономической контрабанды могли быть любые товары, за исключением указанных в части 2 статьи 188 УК Российской Федерации, если они были перемещены в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо такое перемещение было сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.
Статья 228 «Контрабанда» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) не предусматривает ответственности за экономическую контрабанду, тем самым внесенными в УК Российской Федерации изменениями устранено одно из самых принципиальных различий в подходах к квалификации контрабанды в Республике Беларусь и в Российской Федерации.
1.2. Предметами контрабанды согласно статьям 226.1 и 229.1 УК Российской Федерации могут быть:
- сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества;
- радиационные источники;
- ядерные материалы;
- огнестрельное оружие, его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка);
- взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника;
- материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;
- стратегически важные товары и ресурсы в крупном размере;
- культурные ценности в крупном размере;
- наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги;
- растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры;
- инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Частью 2 статьи 228 УК в качестве предметов контрабанды определены:
- наркотические средства;
- психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества;
- вооружение;
- взрывные устройства;
- огнестрельное оружие, его составные части или компоненты, боеприпасы;
- ядерное, химическое, биологическое или другие виды оружия массового поражения или его основные части;
- материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.
В значительной степени предметы контрабанды, указанные в статьях 226.1 и 229.1 УК Российской Федерации и части 2 статьи 228 УК, совпадают, однако законодательство Республики Беларусь определяет предметы контрабанды гораздо шире, чем указанные статьи УК Российской Федерации, так как частью 1 статьи 228 УК в качестве предметов контрабанды также определены и товары, и ценности в крупном размере, запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь.
2. По объективной стороне контрабанды.
Законодательство Республики Беларусь предполагает ответственность за совершение контрабанды при несоблюдении норм таможенного законодательства, связанном с нарушением порядка перемещения определенных категорий товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Такое незаконное перемещение должно выражаться в перемещении предметов контрабанды помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств идентификации либо должно быть сопряжено с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием этих товаров.
Таким образом, по законодательству Республики Беларусь объективную сторону контрабанды образует совершенное с нарушением порядка совершения таможенных операций перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров, запрещенных или ограниченных к такому перемещению.
Такой же подход к определению объективной стороны контрабанды существовал и в Российской Федерации до принятия Закона N 420-ФЗ.
С принятием Закона N 420-ФЗ ситуация принципиально изменилась: объективную сторону контрабанды по законодательству Российской Федерации может образовывать:
- а) незаконное перемещение предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Содержание понятия «незаконное перемещение» непосредственно в диспозиции статей 226.1 и 229.1 УК Российской Федерации не раскрывается, что определяет необходимость использования в данном случае понятийного аппарата Таможенного кодекса Таможенного союза, подпунктом 19 пункта 1 статьи 4 которого определено, что незаконное перемещение товаров через таможенную границу — перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;
- б) незаконное перемещение предметов контрабанды через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
В данном случае понятие «незаконное перемещение через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» в диспозиции статей 226.1 и 229.1 УК Российской Федерации также не раскрывается. Порядок перемещения определенных категорий товаров через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС регулируется национальным законодательством Российской Федерации.
Важен тот момент, что контрабанда как противоправное деяние в данной ситуации не связывается с таможенными правоотношениями. Уголовная ответственность за контрабанду может наступить за нарушение норм законодательства, не связанных с регламентацией порядка осуществления таможенного контроля и проведения таможенных операций.
Указанные новеллы уголовного законодательства Российской Федерации необходимо учитывать субъектам хозяйствования Республики Беларусь при осуществлении внешнеторговых договоров с субъектами хозяйствования Российской Федерации, а также физическим лицам, пересекающим Государственную границу Республики Беларусь и Российской Федерации.