Изменения и дополнения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»

Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 N 306-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях) внесены изменения и дополнения.

Новая редакция Закона об обращениях вступает в силу с 23 января 2016 г.

Основными новшествами новой редакции Закона об обращениях являются следующие:

1. Детализация определений некоторых терминов, используемых в Законе об обращениях.

Изменения затронули в том числе ст. 1 Закона об обращениях, в которой приводятся основные термины, применяемые в Законе об обращениях, и их определения.

Так, детализируется определение термина «электронное обращение». Если согласно абз. 8 ст. 1 действующей редакции Закона об обращениях электронное обращение — это обращение заявителя, в том числе размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет, то в соответствии с абз. 8 ст. 1 новой редакции Закона об обращениях электронным обращением является обращение заявителя, которое в том числе размещено в специальной рубрике на официальном сайте организации.

Существенно дополнено определение термина «повторное обращение». В соответствии с абз. 12 ст. 1 новой редакции Закона об обращениях повторное обращение — письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление).

2. Сфера действия Закона об обращениях.

Статьей 2 новой редакции Закона об обращениях установлено, что сфера действия указанного Закона не распространяется на обращения работника к нанимателю.

Трудовые отношения между работником и нанимателем детально регламентированы Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК), другими нормативными правовыми актами и локальными нормативными правовыми актами нанимателя (далее — ЛНПА).

Законодательство и ЛНПА нанимателя, регулирующие трудовые отношения, как правило, устанавливают порядок обращения к нанимателю (исходя из сложившейся практики — в письменной форме).

Например, согласно требованиям ст. 51 ТК, если работнику нужна справка о времени работы и размере заработной платы, ему необходимо обратиться с просьбой к нанимателю (с целью исключения возможности возникновения спорной ситуации — в виде заявления в письменной форме). Получив такое заявление, наниматель обязан не позднее чем в пятидневный срок выдать работнику справку установленной формы.

Регулирование подобных обращений работника к нанимателю еще и Законом об обращениях обоснованно признается законодателем излишним.

В соответствии с п. 1 ст. 15 новой редакции Закона об обращениях письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если обращения являются обращениями работника к нанимателю.

3. Детализирован порядок личного приема граждан.

Пунктом 2 статьи 6 новой редакции Закона об обращениях установлено, что по общему правилу должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, не вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием. При этом детализированы основания, при наличии которых заявителю может быть отказано в личном приеме (предварительной записи на личный прием).

Заявителю может быть отказано в личном приеме в случае:

  • обращения по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций;
  • обращения в неустановленные дни и часы;
  • когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;
  • когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

4. Расширены права заявителей.

Согласно абз. 4 ст. 7 новой редакции Закона об обращениях заявителям предоставлено право представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.

Такое нововведение в некоторых случаях будет способствовать оперативности и эффективности рассмотрения обращений.

Абзацем 6 статьи 7 новой редакции Закона об обращениях установлено право заявителей получать не только ответы, но и уведомления на обращения.

5. Обязанности заявителей.

Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее — Указ N 498) установлено, что обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией.

Абзацем третьим статьи 8 новой редакции Закона об обращениях установлена обязанность заявителя подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией.

6. Права организаций, индивидуальных предпринимателей.

В действующей редакции Закона об обращениях отсутствуют четко регламентированные права организаций и индивидуальных предпринимателей. В новой редакции Закона об обращениях такие права закреплены законодателем в ст. 8-1.

Согласно ст. 8-1 Закона об обращениях организации, индивидуальные предприниматели имеют право:

  • запрашивать в установленном порядке документы и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях;
  • обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения;
  • осуществлять иные права, предусмотренные Законом об обращениях и иными актами законодательства.

7. Рассмотрение идентичных обращений.

Существенное дополнение установлено ст. 13 новой редакции Закона об обращениях, регулирующей порядок приема и регистрации обращений.

Статьей 13 новой редакции Закона об обращениях устанавливается порядок рассмотрения идентичных обращений или обращений, содержащих уточняющие (дополняющие) документы и (или) сведения. Такие обращения учитываются как одно обращение, но только в случае, если на первоначальное обращение заявителю еще не был направлен ответ (уведомление).

В такой ситуации на идентичные обращения или обращения, содержащие уточняющие (дополняющие) документы и (или) сведения, может направляться общий ответ (уведомление) в сроки, установленные Законом об обращениях для рассмотрения первоначально поступившего обращения.

8. Обращения о предоставлении общедоступной информации.

Частью второй пункта 1 статьи 14 новой редакции Закона об обращениях установлено, что в ответах на письменные обращения о предоставлении информации, опубликованной в официальных периодических печатных изданиях, других средствах массовой информации либо размещенной в открытом доступе на официальных сайтах государственных органов и иных государственных организаций в глобальной компьютерной сети Интернет или на других государственных информационных ресурсах глобальной компьютерной сети Интернет, сайтах иных организаций, возможно не излагать такую информацию в ответе, а указать реквизиты СМИ или электронного ресурса, на котором размещена запрашиваемая информация.

Если информация изложена в периодическом печатном издании или другом СМИ, в ответе необходимо указать:

  • название периодического печатного издания, другого средства массовой информации;
  • дату выхода;
  • номер.

Если информация, на которую ссылаются в ответе, размещена в открытом доступе в сети Интернет, необходимо указать адрес сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, на котором размещена запрашиваемая информация.

9. Изменяется порядок исчисления сроков рассмотрения обращений.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 17 действующей редакции Закона об обращениях течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений. С момента вступления в силу новой редакции Закона об обращениях течение таких сроков будет начинаться со дня, следующего за днем регистрации обращения.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 17 новой редакции Закона об обращениях течение сроков, определяемых месяцами или днями, исчисляется в месяцах или календарных днях, если иное не установлено Законом об обращениях.

Частью четвертой пункта 1 статьи 17 новой редакции Закона об обращениях установлены сроки рассмотрения обращений, направленных лично депутату Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члену Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутату местного Совета депутатов, при их отсутствии в связи с уважительными причинами.

Сроки рассмотрения обращений, направленных перечисленным должностным лицам, отсутствующим в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью, служебной командировкой, исчисляются со дня, следующего за днем окончания отпуска, временной нетрудоспособности, служебной командировки.

10. Уточняется порядок взыскания расходов, связанных с рассмотрением необоснованных обращений.

Новая редакция Закона об обращениях допускает взыскание расходов, понесенных организациями в связи с рассмотрением необоснованных обращений.

Согласно ст. 19 новой редакции Закона об обращениях можно взыскать расходы, понесенные в связи с:

  • рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя;
  • рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Новая редакция ст. 19 Закона об обращениях устанавливает перечень расходов, которые могут быть взысканы с заявителей, а именно:

  • суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений;
  • почтовые расходы;
  • расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения;
  • другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения.

Перечень расходов, связанных с рассмотрением обращений, не является исчерпывающим. Взыскание понесенных расходов с заявителей производится в судебном порядке.

11. Конкретизируется порядок направления ответа на коллективное обращение.

Статья 22 в новой редакции Закона об обращениях дополнена пунктом 3, согласно которому в случае, если в коллективном обращении указан заявитель, которому необходимо направить ответ, ответ на такое обращение направляется этому заявителю с просьбой проинформировать других заявителей.

Если такой заявитель в обращении не указан, ответ на коллективное обращение направляется первому в списке заявителю, указавшему адрес своего места жительства (места пребывания), с просьбой проинформировать других заявителей.

12. Детализирован порядок рассмотрения анонимных обращений.

В соответствии с новой редакцией ст. 23 Закона об обращениях обращение признается анонимным, в том числе если указанные заявителем фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения не соответствуют действительности.

13. Рассмотрение замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений.

Пункт 1 статьи 24 Закона об обращениях предоставляет право оставить без рассмотрения по существу и без уведомления об этом заявителя замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений и не относящиеся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, не касающиеся качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

14. Существенно изменен порядок рассмотрения электронных обращений.

Пунктом 1 статьи 25 новой редакции Закона об обращениях установлена обязанность государственного органа, иной государственной организации разместить на официальном сайте информацию о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган, иную государственную организацию.

Новой редакцией Закона об обращениях предусмотрены два способа подачи электронных обращений:

  • направление на адрес электронной почты;
  • размещение в специальной рубрике на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

Такое требование установлено также подп. 1.2 п. 1 Указа N 498.

Статья 25 новой редакции Закона об обращениях содержит поручение Совету Министров Республики Беларусь определить требования к специальной рубрике на официальных сайтах государственных органов и иных государственных организаций в глобальной компьютерной сети Интернет, предназначенной для размещения электронных обращений.

Рассмотрение поступивших электронных обращений является обязательным для государственных органов и иных государственных организаций. Для других организаций, например коммерческих организаций частной формы собственности, рассмотрение поступивших электронных обращений будет являться обязательным, если такой порядок рассмотрения обращений установлен руководителем организации (вышестоящей организации).

Пунктом 2 статьи 25 новой редакции Закона об обращениях установлено, что к электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия.

В случае если такие электронные копии документов не будут представлены, электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу.

Детализирован порядок отзыва электронного обращения. Согласно п. 3 ст. 25 новой редакции Закона об обращениях отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение.

Если для рассмотрения электронного обращения по существу необходимо указание персональных данных заявителя или иных лиц, за исключением содержащихся в обращении, заявителю предлагается обратиться с устным или письменным обращением (п. 4 ст. 25 новой редакции Закона об обращениях).

На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если:

  • заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;
  • в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).

Новой редакцией Закона об обращениях установлен порядок ответа на электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей, которые носят массовый характер. Согласно п. 7 ст. 25 новой редакции Закона об обращениях электронными обращениями, носящими массовый характер, будут являться обращения, если они поступили в количестве более десяти.

Ответы на такие обращения по решению руководителя государственного органа или иной государственной организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.