Изменения в сфере административной ответственности субъектов хозяйствования за правонарушения в сфере налогообложения

Подписанный Президентом Республики Беларусь 30 ноября 2010 г. Закон Республики Беларусь N 198-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон) внес ряд изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Закон был опубликован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11.12.2010 и соответственно должен вступить в силу 12 января 2011 г. Некоторые изменения Особенной части КоАП затрагивают ответственность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также работников последних за правонарушения в сфере уплаты налогов и других обязательных платежей. Рассмотрим, какие деяния теперь не будут влечь административной ответственности, а за какие правонарушения размер административного взыскания изменился.

Закон вводит ответственность за ряд деяний:

— неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности и выявленные в результате камеральных проверок (независимо от размера суммы доначисленных налогов) (ч. 2 ст. 13.6 КоАП), что будет влечь наложение штрафа в размере от 2 до 8 базовых величин (БВ). Соответственно в случае выявления неуплаты или неполной уплаты по результатам камеральной проверки должностные лица не будут нести ответственность в соответствии с ч. 3 — 5 ст. 13.6 КоАП.

Исключаются нормы, предусматривавшие ответственность за:

  • нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на территории Республики Беларусь (ранее ч. 1 и 2 ст. 13.3 КоАП). Это исключение связано с внесением изменений в подп. 1.9.1 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) с 01.01.2010, которые устранили обязанность плательщика уведомлять налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке на территории Республики Беларусь. Сохраняется обязанность банка сообщить об открытии или закрытии счета организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту постановки их на учет в течение одного рабочего дня соответственно после открытия или закрытия такого счета (п. 2 ст. 68 НК). Административная ответственность по ст. 13.3 КоАП будет наступать лишь за нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации за пределами Республики Беларусь при просрочке более пяти рабочих дней, а также от двух до пяти рабочих дней включительно, в период которой осуществлялись операции по счету, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица. Размер штрафа при этом не изменится и будет составлять 2 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 20 БВ, на индивидуального предпринимателя — 10 БВ с увеличением на 2 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 20 БВ, а на юридическое лицо — 10 БВ с увеличением на 10 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 70 БВ. Напомним, что срок для уведомления в соответствии с подп. 1.9.1 п. 1 ст. 22 НК составляет пять рабочих дней со дня открытия или закрытия счета. После этого начинает течь срок просрочки, о котором говорится в новой редакции ст. 13.3 КоАП;
  • нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, если эти деяния не повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года) (ранее ч. 1 ст. 13.5 КоАП). Административная ответственность будет наступать за отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, только в случае, если такое деяние повлекло за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) (ст. 13.5 КоАП). При этом размер возможного взыскания уменьшен (см. таблицу);
  • неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций не превышает 1% от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами (ранее ч. 2 ст. 13.6 КоАП). В этом случае ответственность будет нести только само юридическое лицо в соответствии с ч. 1 ст. 13.6 КоАП.

В соответствии с изменением порядка отчета индивидуальных предпринимателей об уплате единого налога, установленного с 01.01.2010 ст. 299 НК, а также наличием подп. 1.15 п. 1 ст. 163 НК (доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц) изменилась и норма об ответственности должностного лица юридического лица и индивидуального предпринимателя за нарушение порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров (работ, услуг). Теперь такие плательщики допускаются к реализации товаров (работ, услуг) потребителям в торговых и обслуживающих объектах, на торговых местах на рынке при предъявлении ими:

документа об уплате единого налога (заверенной индивидуальным предпринимателем, а не налоговым органом его копии), либо

справки налогового органа, подтверждающей, что индивидуальный предприниматель не является плательщиком единого налога при реализации товаров (работ, услуг) потребителям в торговых и обслуживающих объектах, на торговых местах на рынке, либо

справки, выданной местным исполнительным и распорядительным органом, подтверждающей, что реализуемая этими лицами продукция произведена на находящемся исключительно на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном им для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела (в отношении продукции пчеловодства — выданного на территории Республики Беларусь ветеринарно-санитарного паспорта пасеки или свидетельства, оформленного на основании этого паспорта).

Нововведенная ч. 5 примечания к гл. 13 КоАП предусматривает, что административные взыскания, предусмотренные ч. 2 и 4 ст. 13.4 (нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)), ч. 1 ст. 13.6 (неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины)) и ч. 2 ст. 13.7 (невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины)) КоАП, применяемые к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, налагаются исходя из определенных за весь проверяемый период подлежащих уплате (удержанию и (или) перечислению) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, то есть проверяющие должны рассматривать теперь размер подлежащих уплате сумм налогов, сборов (пошлин), пеней не по отдельным периодам и налогам, а совокупно за весь проверяемый период.

Изменения, вносимые в ч. 1 — 3 ст. 13.4 КоАП вызваны принятием в конце 2008 года новой редакции п. 2 ст. 63 НК. С 01.01.2009 налоговую декларацию (расчет) обязательно необходимо представлять в налоговый орган плательщикам (иным обязанным лицам), кроме Национального банка Республики Беларусь и его структурных подразделений, по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых такие лица признаны плательщиками, и только при наличии объектов налогообложения, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства. Поэтому теперь ответственность будут нести плательщики, налоговые агенты, иные обязанные лица, которые нарушат установленный НК срок представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), но только при наличии объектов налогообложения. Введены иные временные рамки для такой просрочки, влияющие на размер ответственности. При просрочке на срок:

  • не более 3 рабочих дней — штраф будет составлять на индивидуального предпринимателя от 0,2 БВ до 2 БВ, а на юридическое лицо — от 1 до 10 БВ;
  • более 3 рабочих дней — штраф будет составлять 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ, на индивидуального предпринимателя — в размере 10% от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 2 БВ, а на юридическое лицо — в размере 10% от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ.

На физическое лицо, не являющееся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, — плательщика, налогового агента, иного обязанного лица за нарушение срока представления налоговой декларации (расчета) взыскание будет налагаться в двух случаях:

  • при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) и просрочке более трех рабочих дней, либо
  • при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) и просрочке более двенадцати месяцев (ч. 3 ст. 13.4 КоАП).

Увеличен размер неуплаченного или не полностью уплаченного в установленный срок таможенного платежа, при котором будет наступать административная ответственность, в том числе и должностного лица юридического лица. Теперь вместо 0,25 БВ он будет составлять 10 БВ, но при этом изменится размер штрафа (ч. 9 ст. 13.6 КоАП) (см. таблицу).

Отметим также, что введенная Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности» ч. 3 примечания к ст. 13.6 КоАП, установившая порядок определения базы для исчисления штрафа в минимальном размере при частичном добровольном исполнении налогового обязательства либо перечислении части ранее неперечисленной суммы налога, сбора (пошлины), Законом распространена не только на ч. 1 ст. 13.6 КоАП, но и на ч. 6 и 8 этой же статьи, то есть на случаи неуплаты налогов, сборов (пошлин) физическими лицами, не являющимися должностными лицами юридического лица или индивидуальными предпринимателями, — плательщиками, иными обязанными лицами.

Изменены размеры административных взысканий за ряд правонарушений в сфере налогообложения:

  Наименование правонарушения   Административное

взыскание до

вступления в силу

Закона

  Административное

взыскание после

вступления в силу

Закона

Отсутствие у налогового агента

учета начисленных и выплаченных

плательщику доходов, повлекшее

за собой доначисление сумм

налогов, сборов (пошлин), в том

числе совершенное должностным

лицом юридического лица

(ст. 13.5 КоАП; ранее ч. 2

ст. 13.5 КоАП)

           на физическое лицо
штраф 2 — 20 БВ штраф 1 — 5 БВ
   на индивидуального предпринимателя
штраф 3 — 20 БВ штраф 2 — 10 БВ
           на юридическое лицо
штраф 10 — 80 БВ штраф 5 — 50 БВ
Неуплата или неполная уплата

физическим лицом, не являющимся

должностным лицом юридического

лица или индивидуальным

предпринимателем, —

плательщиком, иным обязанным

лицом суммы налога, сбора

(пошлины), совершенные по

неосторожности, если

неуплаченная или неполностью

уплаченная сумма налога, сбора

(пошлины) превышает 1 БВ (ч. 6

ст. 13.6 КоАП)

штраф в размере 15%

от неуплаченной

суммы налога, сбора

(пошлины), но не

менее 1 БВ

штраф в размере 15%

от неуплаченной

суммы налога, сбора

(пошлины), но не

менее 0,5 БВ

Неуплата или неполная уплата в

установленный срок плательщиком,

иным обязанным лицом таможенного

платежа на сумму более 10 БВ, в

том числе совершенные

должностным лицом юридического

лица (ч. 9 ст. 13.6 КоАП)

           на физическое лицо
штраф 2 — 20 БВ штраф 2 — 20 БВ
 на индивидуального предпринимателя или

юридическое лицо

в размере 20% от

неуплаченной суммы

таможенного платежа,

но не менее 1 БВ

в размере 20% от

неуплаченной суммы

таможенного платежа,

но не менее 2 БВ

Закон уточняет и конкретизирует признаки многих административных правонарушений, в т.ч. и в иных сферах.

Следует также отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП положения Закона, устраняющие противоправность деяния, смягчающие или отменяющие ответственность или иным образом улучшающие положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления этого Закона в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено.