Налог отменили, а ответственность осталась?

На что обратить внимание

Налоговое законодательство идет по пути либерализации: у некоторых налогов (сборов) понижается налоговая ставка, а некоторые и вовсе отменяются.

Среди отмененных налогов (сборов) есть такие, на необходимость уплачивать которые мог указать инспектор инспекции МНС, т.к. о наличии объекта налогообложения можно было косвенно судить, исходя из представленных налоговых деклараций (расчетов). Например, о необходимости исчислить сбор на развитие территорий (гл. 31 Налогового кодекса Республики Беларусь) говорила валовая прибыль, отраженная в декларации (расчете) по налогу на прибыль.

Вместе с тем были и такие налоги (сборы), о наличии объекта по которым можно было судить только зная досконально налоговое законодательство.

Так, до 1 января 2010 г. при эксплуатации автомобильного транспорта следовало исчислять экологический налог, сумма которого зависела от количества и вида сожженного топлива. Иными словами, следовало исчислять, уплачивать и соответственно представлять в инспекцию МНС налоговую декларацию (расчет) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников <1>.

<1> Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991 года N 1335-XII «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)».

Встает вопрос: чего стоит опасаться лицам, которые в период до отмены налога не представляли по нему налоговые декларации (расчеты) в инспекцию МНС и не исполняли налоговое обязательство по его уплате?

Правовое обоснование

С учетом части 2 ст. 1.5 КоАП, если в ходе проверки налоговый орган выявил факты неуплаты (неполной уплаты) отмененных налогов, а также нарушений сроков представления по ним налоговых деклараций (расчетов), меры административной ответственности, предусмотренные ст. 13.4 и 13.6 КоАП, не применяются, в том числе если нарушения были установлены актом проверки, составленным до отмены соответствующих налогов. Если данные факты были установлены одновременно в отношении отмененных и действующих налогов, меры административной ответственности применяются только по неотмененным налогам <2>.

<2> Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 апреля 2010 г. N 10-15/10765 «Об административной ответственности»

Плательщик обязан уплачивать налоги, сборы (пошлины) в определенные сроки, а в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки — уплатить пени (подп. 1.1 п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 52 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Пеня начиная с 2012 г. рассчитывается по следующей формуле:

П = (ННО x КД x СР) / (360 x 100),

где П — размер пеней, начисленных в определенном периоде неисполнения налогового обязательства;

ННО — размер неисполненного налогового обязательства в периоде неисполнения налогового обязательства;

КД — количество календарных дней, в течение которых неуплаченная сумма налога, сбора (пошлины) и ставка рефинансирования оставались неизменными, включая день уплаты (взыскания) налога, сбора (пошлины) или день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования;

СР — ставка рефинансирования, действовавшая в периоды неисполнения налогового обязательства (п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Резюмируем

Таким образом, по отмененному налогу (сбору) административная ответственность в виде штрафа на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) и на должностное лицо не применяется. Однако факт отмены данного налога не освобождает проверяемого субъекта хозяйствования от необходимости исчислить и уплатить как доначисленные суммы налога (сбора), так и пени по нему. При этом пеня рассчитывается с применением ставки рефинансирования, действовавшей в тот период, когда налог не уплачивался, а не на дату фактической уплаты налога.