Изменения законодательства об административной ответственности субъектов хозяйствования в сфере банковской деятельности, рынка ценных бумаг и финансов

Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности» (далее — Закон) внесены изменения и дополнения в большинство глав Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Изменения затронули и административную ответственность в сфере банковской деятельности, финансов и рынка ценных бумаг. Рассмотрим данные изменения подробнее.

Административные правонарушения в области финансов

Закон ввел ответственность за:

  • нецелевое использование средств, заработанных на республиканских субботниках (ст. 11.67 КоАП), что влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин (далее — БВ);
  • нецелевое использование или использование с нарушением законодательства отчислений на капитальный ремонт (ст. 11.69 КоАП), что влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ;
  • нарушение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленного законодательными актами порядка расчетов при оптовой торговле нефтяным жидким топливом (автомобильный бензин, дизельное и бытовое топливо всех марок) (ч. 5 ст. 12.30 КоАП), что влечет наложение штрафа в размере суммы сделки.

Для индивидуализации наложения административного взыскания законодатель разделил деяния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленные на нарушение порядка ведения кассовых операций (ст. 11.7 КоАП), в зависимости от их общественной вредности на три группы:

  • накопление в кассе наличных денежных средств в белорусских рублях, иностранной валюте сверх установленных обслуживающими банками лимитов остатков касс либо несоблюдение срока возврата неиспользованных наличных денежных средств в белорусских рублях, выданных под отчет на командировочные или другие предстоящие расходы, — влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ (ч. 1);
  • несоблюдение установленных обслуживающими банками сроков сдачи наличных денежных средств в белорусских рублях, иностранной валюте, либо использование наличных денежных средств в белорусских рублях из выручки сверх установленных обслуживающим банком размеров использования выручки, либо использование наличных денежных средств в белорусских рублях из выручки без разрешения обслуживающего банка — влечет наложение штрафа в размере от 15 до 50 БВ (ч. 2);
  • иные нарушения — влекут наложение штрафа в размере до 20 БВ (ч. 3).

К последним можно отнести, например, нарушение порядка ведения кассовой книги, установленного Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008 N 4.

Ранее за все деяния, предусмотренные ст. 11.7 КоАП, мог быть наложен штраф в размере от 4 до 20 БВ. При этом с 23.02.2010 устранена повышенная административная ответственность за повторность.

В то же время, наоборот, введен признак повторности (два и более раза в течение одного года) для наложения административного взыскания за нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю (ст. 23.20 КоАП).

Изменены размеры административных взысканий за ряд правонарушений:

  Наименование правонарушения Административное взыскание до вступления в силу Закона Административное взыскание после вступления в силу Закона
Нарушение установленного

порядка осуществления

деятельности с редкоземельными

металлами, драгоценными

металлами и драгоценными

камнями во всех видах и

состояниях, в том числе с

изделиями из них, изделиями или

ломом и отходами, их

содержащими, либо правил их

приемки, хранения, сбора,

отгрузки, отпуска, учета,

инвентаризации <1>, а равно

нарушение правил сдачи их на

переработку или в

Государственный фонд

драгоценных металлов и

драгоценных камней Республики

Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления (ч. 3 ст. 11.4 КоАП)

           на физическое лицо
штраф 20 — 50 БВ штраф 5 — 50 БВ
   на индивидуального предпринимателя
штраф 50 — 100 БВ штраф 30 — 100% от

стоимости указанных

металлов и камней во

всех видах и

состояниях

           на юридическое лицо
штраф 50 — 100% от

стоимости указанных

металлов и камней во

всех видах и

состояниях

штраф 30 — 100% от

стоимости указанных

металлов и камней во

всех видах и

состояниях

Осуществление платежей

наличными денежными средствами

с нарушением требований

законодательства (ч. 1 ст. 12.19

КоАП)

на индивидуального

предпринимателя или

юридическое лицо

штраф в размере

100 — 200% от суммы

таких платежей

на индивидуального

предпринимателя или

юридическое лицо

штраф в размере до

100% от суммы таких

платежей

Осуществление вне очереди

платежей в счет погашения

задолженности по выплате

заработной платы, а также в

счет погашения банковских

кредитов, выданных для этой

цели, в суммах, превышающих

пределы, установленные

законодательством, при наличии

обязательств по уплате

платежей, производимых в

первоочередном порядке

(ч. 2 ст. 12.19 КоАП)

на индивидуального

предпринимателя или

юридическое лицо

штраф в размере

100 — 200% от суммы

такого превышения

на индивидуального

предпринимателя или

юридическое лицо

штраф в размере до

100% от суммы такого

превышения

Нарушение порядка использования

кассовых суммирующих аппаратов,

специальных компьютерных

систем, билетопечатающих машин,

таксометров и (или) платежных

терминалов для приема наличных

денежных средств и (или)

банковских пластиковых карточек

в качестве средства

осуществления расчетов на

территории Республики Беларусь

при продаже товаров, выполнении

работ и оказании услуг, а равно

отсутствие указанного

оборудования для приема

наличных денежных средств при

продаже товаров, выполнении

работ и оказании услуг <2>

(ч. 1 ст. 12.20 КоАП)

           на физическое лицо
штраф 5 — 20 БВ  
   на индивидуального предпринимателя
штраф до 100 БВ штраф до 100 БВ
           на юридическое лицо
штраф до 200 БВ штраф 10 — 200 БВ
Нарушение порядка использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины и (или) таксометры, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь указанных аппаратов, систем, машин, таксометров либо их техническое обслуживание и ремонт (ч. 2 ст. 12.20 КоАП)    на индивидуального предпринимателя
штраф 20 — 50 БВ штраф до 50 БВ
           на юридическое лицо
штраф 20 — 50 БВ штраф 10 — 100 БВ

<1> Ранее не являлось правонарушением нарушение правил приемки, отгрузки, отпуска и инвентаризации в указанной сфере.

<2> Ранее ст. 12.20 КоАП не предусматривала ответственность за нарушение порядка использования билетопечатающих машин, таксометров и (или) платежных терминалов для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь, а также порядка использования и учета средств контроля к ним. Часть 1 ст. 12.20 КоАП не содержала указания на отсутствие указанного оборудования для приема наличных денежных средств.

Административная ответственность в сфере рынка ценных бумаг

Закон ввел ответственность за:

  • иные нарушения установленного порядка эмиссии и размещения ценных бумаг, кроме указанных в ч. 1 и 2 ст. 11.9 (ч. 3 ст. 11.9 КоАП), что влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 200 БВ. К таким иным нарушениям можно отнести, например, размещение эмитентом ценных бумаг, предлагаемых к открытой продаже, без опубликования краткой информации об этом, заверенной центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг (п. 8 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.03.1992 N 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» (далее — Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах»));
  • совершение сделок с ценными бумагами с нарушением требований законодательства, в том числе порядка и условий их совершения (ч. 1 ст. 11.10 КоАП), что влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо — от 50 до 200 БВ. Сюда будут отнесены и деяния, совершение которых влекло ранее административную ответственность в соответствии со ст. 11.15 (необеспечение нахождения проспекта эмиссии в местах продажи ценных бумаг, то есть нарушение нормы п. 7 ст. 9 Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах»), ст. 11.57 КоАП (незаконное отчуждение ценных бумаг, то есть нарушение нормы ст. 40 Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах»); соответствующие статьи были исключены из КоАП;
  • несообщение об операциях с акциями уполномоченному республиканскому органу государственного управления, осуществляющему государственное регулирование рынка ценных бумаг, и фондовым биржам, на которых проводятся операции с этими акциями, в случаях, предусмотренных законодательством (ч. 2 ст. 11.10 КоАП), что влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ. Например, ст. 34 Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах» предписывает сообщать уполномоченному республиканскому органу государственного управления, осуществляющему государственное регулирование рынка ценных бумаг, и фондовым биржам, на которых производятся операции с соответствующими акциями, о приобретении любым лицом более чем 5% общего числа размещаемых акций с правом голоса в течение 5 дней после покупки. Прежняя редакция ч. 4 ст. 11.10 КоАП к правонарушениям относила несообщение эмитентами об операциях только со своими собственными акциями;
  • нарушение требований законодательства о депозитарной деятельности, выразившееся в нарушении порядка депозитарного учета или сроков осуществления депозитарных операций (ч. 1 ст. 11.11 КоАП), что влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ.
  • — осуществление депозитарного перевода ценных бумаг с нарушением установленных порядка и условий (ч. 2 ст. 11.11 КоАП), что влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ.

Закон также вводил с 23.02.2010 ответственность за предоставление реестра владельцев ценных бумаг, а также конфиденциальной информации о депоненте лицам, не имеющим на то законных прав или полномочий (ч. 3 ст. 11.11 КоАП), что влекло наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ. Однако с 24 июля 2010 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 N 146-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам защиты сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг», которым ч. 3 была исключена из ст. 11.11 КоАП и одновременно была введена новая ст. 11.73, которая предусматривает более широкий круг деяний, за которые лицо может быть привлечено к административной ответственности, а именно за незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным образом до сведения неограниченного круга лиц, совершенные лицом, которому такие сведения либо информация известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если в этих деяниях нет состава преступления (см. ст. 226-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь). При этом снижен размер административного взыскания до 4 — 20 БВ штрафа.

Законом исключены нормы, предусматривавшие ответственность за нарушение требований законодательства о ведении реестра акционеров (ранее ст. 11.14 КоАП), непринятие эмитентом акций мер по обеспечению защиты сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг (ранее ст. 11.58 КоАП), так как соответствующие нормы регулируются законодательством о депозитарной деятельности (ст. 11.11 КоАП) и с 24.07.2010 также ст. 11.73 КоАП.

Изменены размеры административных взысканий за ряд правонарушений:

   Наименование правонарушения  Административное

взыскание до

вступления в силу

Закона

 Административное

взыскание после

вступления в силу

Закона

Эмиссия ценных бумаг без

регистрации (ч. 1 ст. 11.9 КоАП;

ранее ч. 3 ст. 11.10 КоАП)

штраф 20 — 50 БВ на юридическое лицо

штраф 20 — 500 БВ

Непредставление эмитентами в

установленный срок документов для

регистрации ценных бумаг

(ч. 2 ст. 11.9 КоАП; ранее

ч. 3 ст. 11.10 КоАП)

штраф 20 — 50 БВ штраф 5 — 50 БВ
Отсутствие либо нарушение порядка

учета регистрации сделок с

ценными бумагами, совершаемых

профессиональными участниками

рынка ценных бумаг, или

регистрация сделок с ценными

бумагами, оформленных либо

совершенных с нарушением

законодательства, а равно

нарушение установленных

законодательством ограничений на

осуществление профессиональной

деятельности по ценным бумагам

(ч. 3 ст. 11.10 КоАП; ранее

схожее в ст. 11.11 КоАП)

на юридическое лицо

штраф до 100 БВ

на юридическое лицо

штраф до 200 БВ

Допуск к операциям с ценными

бумагами лиц, не являющихся

членами фондовой биржи

(ч. 4 ст. 11.10 КоАП; ранее в

ст. 11.12 КоАП)

на юридическое лицо

штраф до 100 БВ

штраф 10 — 50 БВ
Осуществление работником

профессионального участника рынка

ценных бумаг сделок с ценными

бумагами при отсутствии

квалификационного аттестата либо

с квалификационным аттестатом,

действие которого приостановлено

(ч. 5 ст. 11.10 КоАП; ранее

ст. 11.13 КоАП)

штраф 4 — 20 БВ

 

на юридическое лицо

штраф до 200 БВ

штраф 10 — 50 БВ

Административные правонарушения в сфере банковской деятельности

Закон ввел ответственность за:

  • нецелевое использование должностным лицом юридического лица банковских кредитов, если в этих деяниях нет состава преступления. Ответственность за такое правонарушение — штраф в размере от 30 до 50 БВ (ст. 11.68 КоАП);
  • предоставление льготных условий инсайдерам <3> или работникам банка или небанковской кредитно-финансовой организации (ст. 11.70 КоАП), что будет влечь наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 200 БВ. Ранее схожая норма содержалась в исключенной ч. 1 ст. 11.27 КоАП. Под льготными условиями в данном случае можно понимать:
  • заключение с указанными лицами или в их интересах такой сделки, какую по ее существу, целям, особенностям и риску банк не заключает с другими клиентами;
  • заключение с указанными лицами или в их интересах сделки на условиях, на которых банк не заключает подобные сделки с другими клиентами банка;
  • взимание с указанных лиц вознаграждения или платы за осуществление банковской операции в меньшем размере, чем вознаграждение или плата за осуществление этой банковской операции, взимаемые с других клиентов банка;
  • включение или представление для включения в кредитную историю или кредитный отчет недостоверных сведений (ст. 11.71 КоАП), что будет влечь наложение на должностное лицо Национального банка Республики Беларусь либо банка штрафа в размере от 20 до 50 БВ с лишением права заниматься определенной деятельностью;
  • невыполнение мер, направленных на предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности (ст. 11.72 КоАП), что будет влечь наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 50 до 1000 БВ. Необходимость введения административной ответственности за эти деяния вытекает из требования, содержащегося в Законе Республики Беларусь от 19.07.2000 N 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности».

<3> Легальное определение инсайдера содержится в ч. 7 и 8 ст. 115 Банковского кодекса Республики Беларусь. Под инсайдерами понимают физических и юридических лиц — собственников имущества банка, участников банка, имеющих более 5% акций, членов органов управления банка, членов кредитного совета (комитета), руководителей обособленных и структурных подразделений банка, а также лиц, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита в силу связанности с банком, или собственником имущества банка, или участником банка, или членами органов управления банка. Физические лица, являвшиеся инсайдерами банка по указанным основаниям, относятся к инсайдерам в течение одного года с момента утраты связи с банком. К инсайдерам также относятся физические лица, находящиеся в близком родстве или свойстве с физическими лицами, указанными выше.

Административную ответственность теперь влечет исполнение банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией при наличии у них решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица их поручений не только на перечисление средств другому лицу (за исключением поручений о проведении расходных операций, обязанность осуществления которых предусмотрена законодательными актами), но также и поручений на выдачу наличных денежных средств (ст. 13.11 КоАП).

Исключены нормы, предусматривавшие ответственность за:

  • выдачу должностным лицом банка кредита кредитополучателю, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам, и предоставление льготных кредитов лицам, не включенным в установленном порядке в списки для льготного кредитования (ранее соответственно ч. 2 и 3 ст. 11.27 КоАП);
  • невыполнение банками обязанностей по контролю за соблюдением кассовых операций и выдачи наличных денег (ранее ст. 11.29 КоАП); теперь, как и ранее, этими вопросами будут заниматься уполномоченные государственные органы при проведении проверок субъектов хозяйствования;
  • открытие банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими документов, подтверждающих постановку на учет в налоговом органе (ранее норма содержалась в ст. 13.9 КоАП). Данное изменение связано с наличием в Декрете Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» подп. 2.3 п. 2, который в перечне документов, представляемых в банк для открытия текущих (расчетных) счетов, не содержит документа о постановке на учет в налоговом органе.

Изменен размер административного взыскания за правонарушение:

   Наименование правонарушения Административное взыскание до вступления в силу Закона  Административное взыскание после вступления в силу Закона
Открытие банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка и (или) небанковской кредитно-финансовой организации решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам этих лиц (ст. 13.9 КоАП) штраф 20 — 50 БВ штраф до 50 БВ
на юридическое лицо штраф 130 — 200 БВ на юридическое лицо штраф 50 — 200 БВ

Закон уточняет и конкретизирует признаки многих административных правонарушений, в т.ч. и в иных сферах.

Следует также отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП положения акта законодательства, устраняющие противоправность деяния, смягчающие или отменяющие ответственность или иным образом улучшающие положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеют обратную силу, то есть распространяются и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления этого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено.