К вопросу о правах и обязанностях участников административного процесса

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) устанавливает порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания.

ПИКоАП является единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, устанавливающих порядок административного процесса, права и обязанности его участников, подлежат включению в ПИКоАП.

Порядок административного процесса, установленный ПИКоАП, является единым и обязательным для всех государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ведущих административный процесс, а также для иных его участников.

Нормами ПИКоАП определены круг участников административного процесса, обязанность суда, органа, ведущего административный процесс по обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов участников административного процесса, правовые последствия нарушения либо незаконного ограничения прав участников административного процесса, а также установлены права и обязанности участников административного процесса.

Согласно абзацу двадцать шестому статьи 1.4 ПИКоАП участниками административного процесса являются судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, секретарь судебного заседания, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

Права и обязанности участников административного процесса, защищающих свои или представляемые права и интересы, иных участников административного процесса (за исключением судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс) изложены в главе 4 ПИКоАП.

Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право:

  • знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;
  • давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;
  • представлять доказательства;
  • заявлять отводы и ходатайства;
  • иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания — с момента объявления ему об административном задержании;
  • беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;
  • пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;
  • возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
  • знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;
  • участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
  • получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления по делу об административном правонарушении;
  • подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
  • получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.

Физическое лицо — индивидуальный предприниматель, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями физического лица, за исключением права иметь защитника, а также обладает правом иметь представителя, прекращать полномочия представителя.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право:

  • знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;
  • участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
  • получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления по делу об административном правонарушении;
  • подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
  • получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, реализует свои права через своего представителя, который в свою очередь имеет право:

  • давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;
  • представлять доказательства;
  • заявлять отводы и ходатайства;
  • иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания — с момента объявления ему об административном задержании;
  • беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;
  • пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;
  • возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
  • знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов.

Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, физическое лицо — индивидуальный предприниматель, в отношении которого ведется административный процесс, обязано:

  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;
  • подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • участвовать в процессуальных действиях.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано участвовать в процессуальных действиях.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, реализует свои обязанности через своего представителя, который обязан:

  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Потерпевший — физическое лицо имеет право:

  • давать объяснения;
  • не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников;
  • представлять доказательства;
  • заявлять отводы и ходатайства;
  • пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;
  • возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
  • знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;
  • участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
  • получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;
  • в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;
  • иметь представителя и прекращать полномочия представителя;
  • подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.

Потерпевший — юридическое лицо имеет право:

  • получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;
  • в случаях, предусмотренных КоАП, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;
  • подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Потерпевший — физическое лицо обязан:

  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;
  • давать объяснения суду, органу, ведущему административный процесс;
  • представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Потерпевший — юридическое лицо обязан представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Потерпевший — юридическое лицо свои права и обязанности реализует через своего представителя.

Представитель потерпевшего — юридического лица вправе примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, если он наделен такими полномочиями юридическим лицом, интересы которого представляет.

Законный представитель физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего — физического лица представляет в административном процессе интересы несовершеннолетних или недееспособных участников административного процесса. При отсутствии у физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего — физического лица законного представителя судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, признают законным представителем орган опеки и попечительства.

Законный представитель физического лица пользуется всеми правами лиц, интересы которых он представляет.

Законный представитель физического лица, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

Законный представитель физического лица не вправе совершать какие-либо действия против интересов представляемого им участника административного процесса.

Законный представитель физического лица обязан:

  • предъявлять суду, органу, ведущему административный процесс, документы, подтверждающие его право представлять в качестве законного представителя интересы потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс;
  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, для защиты интересов представляемого лица;
  • представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Защитник и представитель, участвующие в административном процессе, имеют право:

  • знать, по какому административному правонарушению ведется административный процесс;
  • присутствовать при опросе лица, в отношении которого ведется административный процесс;
  • представлять доказательства;
  • заявлять отводы и ходатайства;
  • участвовать в рассмотрении дела;
  • знакомиться с протоколом и другими материалами дела об административном правонарушении, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;
  • подавать жалобы на процессуальные действия и решения, принятые по делу об административном правонарушении;
  • пользоваться родным языком или языком, которым они владеют, либо услугами переводчика;
  • совершать иные действия, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Защитник и представитель, являющиеся иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

Защитник также вправе иметь с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности.

Защитник и представитель обязаны:

  • представлять судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие их полномочия;
  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, для защиты интересов представляемого лица;
  • подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Свидетель имеет право:

  • не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи и своих близких родственников;
  • пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;
  • представлять имеющиеся у него материалы, относящиеся к делу об административном правонарушении;
  • заявлять отвод переводчику;
  • собственноручно письменно давать свои объяснения для приобщения к делу об административном правонарушении;
  • заявлять ходатайства и подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • получать возмещение расходов, понесенных им в связи с участием в административном процессе.

Свидетель обязан:

  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;
  • правдиво и полно рассказать обо всем, что ему известно по делу об административном правонарушении, ответить на поставленные вопросы;
  • подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Эксперт имеет право:

  • знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать из них необходимые сведения;
  • заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, о привлечении к проведению экспертизы других экспертов;
  • с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, участвовать в производстве отдельных процессуальных действий, задавать участникам процессуальных действий вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;
  • давать заключения как по поставленным вопросам, так и по входящим в его компетенцию обстоятельствам, выявившимся при проведении экспертизы;
  • подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, ограничивающие его права при проведении экспертизы;
  • получать возмещение расходов, понесенных им при проведении экспертизы, и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

Эксперт, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

Эксперт не вправе вести переговоры с участниками административного процесса по вопросам, связанным с проведением экспертизы, самостоятельно собирать материалы для исследования, проводить исследования, которые могут повлечь за собой полное или частичное уничтожение объектов экспертизы либо изменение их внешнего вида или основных свойств, если на это не было специального разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Эксперт обязан:

  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • давать обоснованное и объективное заключение по поставленным вопросам;
  • отказаться от дачи заключения, если представленные материалы недостаточны или поставленный вопрос выходит за пределы специальных знаний эксперта;
  • представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие его специальную квалификацию;
  • сообщить по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, сведения о своем профессиональном опыте и отношении к лицам, участвующим в административном процессе;
  • без разрешения суда, органа, ведущего административный процесс, не разглашать сведения об обстоятельствах дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с проведением экспертизы, в случае, если он был предупрежден об этом судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс.

Специалист имеет право:

  • знать цель вызова;
  • с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, задавать вопросы участникам процессуального действия;
  • подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • получать возмещение понесенных им расходов и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

Специалист, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

Специалист обязан:

  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие его специальную квалификацию;
  • участвовать в производстве процессуальных действий, используя специальные знания, навыки и научно-технические средства в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств;
  • удостоверить своей подписью факт совершения процессуальных действий, в которых он принимал участие, их содержание и результаты;
  • давать пояснения по поводу выполняемых им действий;
  • подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • соблюдать порядок при производстве процессуальных действий и во время рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • отказаться от участия в производстве процессуального действия или рассмотрении дела об административном правонарушении, если он не обладает необходимыми знаниями.

Переводчик имеет право:

  • задавать вопросы лицам, участвующим в процессуальном действии, в целях уточнения значения переводимых слов, выражений и знаков;
  • знакомиться с документами и другими материалами дела об административном правонарушении, которые были составлены с его участием, делать замечания, подлежащие внесению в соответствующий документ;
  • подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • получать возмещение понесенных им расходов и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

Переводчик, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

Переводчик обязан:

  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • отказаться от участия в административном процессе, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода;
  • при необходимости представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие его квалификацию переводчика;
  • точно и полно выполнить порученный ему перевод;
  • удостоверить правильность перевода своей подписью;
  • соблюдать порядок при производстве процессуальных действий с его участием;
  • подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Понятой имеет право:

  • знать, в проведении какого процессуального действия он участвует, кто руководит его проведением и кто в нем участвует;
  • делать по поводу процессуального действия, в котором он участвует, заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол процессуального действия;
  • знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, и требовать внесения в него исправлений и дополнений;
  • подписывать протокол процессуального действия лишь в той части, которая отражает воспринятые им лично обстоятельства;
  • получать возмещение понесенных им расходов, связанных с участием в производстве процессуального действия.

Понятой обязан:

  • сообщить по требованию должностного лица органа, ведущего административный процесс, сведения об отношениях с лицами, участвующими в административном процессе;
  • удостоверить своей подписью в протоколе процессуального действия факт производства этого действия, его ход и результаты;
  • соблюдать порядок при производстве процессуального действия;
  • подчиняться законным распоряжениям должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Анализ содержания определенных ПИКоАП прав и обязанностей вышеуказанных участников административного процесса показывает их подробную детализацию в зависимости от процессуального статуса участника и выполняемых им в административном процессе функций, позволяет эффективно соблюдать баланс интересов физических и юридических лиц и государства.

В то же время ПИКоАП не содержит конкретного и подробного перечисления прав и обязанностей иных участников административного процесса — судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Содержание прав и обязанностей этих участников административного процесса обусловлено их особым статусом и вытекает из общих требований по ведению административного процесса, определенных ПИКоАП.

К основным правам органа, ведущего административный процесс, можно отнести следующие: при наличии поводов и оснований начинать и вести административный процесс, проводить необходимые процессуальные действия и принимать процессуальные решения, применять меры обеспечения административного процесса, рассматривать жалобы на действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, рассматривать ходатайства соответствующих участников административного процесса и т.д.

С другой стороны, законная реализация прав, предоставленных органу, ведущему административный процесс, является его обязанностью в целях реализации задач административного процесса, соблюдения требований ПИКоАП при ведении административного процесса.

Орган, ведущий административный процесс, реализует свои права и обязанности через должностное лицо, непосредственно ведущее административный процесс.

На наш взгляд, ПИКоАП содержит некоторые положения, касающиеся реализации прав и обязанностей должностного лица органа, ведущего административный процесс, при судебном рассмотрении дела об административном правонарушении, направленного в суд этим органом, требующие уточнения.

Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, может принимать участие в судебном рассмотрении дела об административном правонарушении, если решение о необходимости такого участия будет принято судом. В этой ситуации определение объема прав и обязанностей должностного лица органа, ведущего административный процесс, не вызывает затруднений, так как его процессуальный статус будет определен судом (свидетель, специалист и т.д.).

Но частью 4 статьи 11.4 ПИКоАП установлена возможность инициативного участия должностного лица органа, ведущего административный процесс, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд, в рассмотрении этого дела. В этих целях соответствующим должностным лицом в суд должно быть направлено ходатайство.

Естественно, что инициативное участие должностного лица органа, ведущего административный процесс, в судебном рассмотрении дела будет направлено на поддержание позиции органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение, осуществление необходимой процессуальной деятельности. Однако круг прав и обязанностей должностного лица органа, ведущего административный процесс, пребывающего в обозначенном правовом статусе, ПИКоАП не определен.

С одной стороны, такая неопределенность не способствует качественному выполнению этим лицом своих функций, с другой стороны, может вызывать затруднения у суда как минимум в части выполнения требований части 2 статьи 11.5 ПИКоАП по разъяснению лицам, участвующим в рассмотрении дела, их прав и обязанностей.

По нашему мнению, необходима детализация прав и обязанностей должностного лица органа, ведущего административный процесс, инициативно участвующего в рассмотрении дела.

Необходимо законодательное закрепление таких основных прав этого лица, как:

  • представлять доказательства;
  • заявлять отводы и ходатайства;
  • возражать против действий судьи и требовать внесения своих возражений в протокол судебного заседания;
  • участвовать в судебном исследовании доказательств по делу;
  • высказывать мнения по поводу действий других участников рассмотрения дела (кроме судьи), а также по вопросам, разрешаемым судом.

Предоставленным должностному лицу органа, ведущего административный процесс, инициативно участвующему в судебном рассмотрении, правам должны корреспондировать следующие обязанности:

  • представлять судье документы, подтверждающие его полномочия;
  • являться по вызовам судьи;
  • подчиняться законным распоряжениям судьи;
  • давать объяснения суду.