Одной из основополагающих задач, стоящих перед правовым государством, является обеспечение безопасности как отдельных индивидов, так и общества в целом. Обязанности государства обеспечивать права и свободы граждан Республики Беларусь, принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка в целях реализации указанных прав и свобод закреплены в ст. 21 и 59 Конституции Республики Беларусь.
Отличительной чертой государства в этом случае является монополия на легитимное насилие, которая выражается в том, что защита прав и законных интересов граждан от противоправных посягательств реализуется посредством деятельности правоохранительных органов. Соответственно представители правоохранительных структур имеют не только закрепленные в законодательстве полномочия в области поддержания правопорядка, но и право на применение специального технического инструментария: оружия, специальных средств и т.д.
В целом за последние годы в Республике Беларусь наблюдается тенденция уменьшения числа преступлений <1>. В то же время число преступлений против человека, т.е. тех, которые непосредственно связаны с физической безопасностью граждан, несколько выросло <2>. Соответственно возникают ситуации, при которых граждане вынуждены самостоятельно обороняться от совершаемых в отношении их насильственных посягательств. Право на необходимую оборону предусмотрено не только национальным законодательством (ст. 34 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), ст. 5.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)), но и отдельными международными документами (например, п. 4. ст. 2 Конвенции Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека» (заключена в г. Минске 26.05.1995)).
<1> Правонарушения в Республике Беларусь: статистический сб. / И.С.Кангро [и др.]; председ. редкол. И.В.Медведева. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. — С. 25.
<2> Там же. — С. 27.
Подчеркнем, что чаще всего именно лицо, защищающееся от противоправного посягательства, находится в уязвимом положении по сравнению с преступником: фактор внезапности на стороне последнего, нападение может носить вооруженный, групповой и другой характер. Соответственно вполне естественным является применение гражданского оружия для пресечения противоправных действий.
В настоящее время основным документом, регулирующим оборот оружия, в т.ч. и гражданского, является Закон Республики Беларусь от 13.11.2001 N 61-З «Об оружии» (далее — Закон об оружии). В 2012 году в Закон об оружии были внесены изменения и дополнения, закрепившие в нем два новых понятия: «огнестрельное оружие травматического действия» и «травматический патрон». Кроме того, в соответствии с абз. 3 ст. 8 Закона об оружии оборот огнестрельного оружия травматического действия и травматических патронов на территории Республики Беларусь был запрещен. Сохранила свое значение и ст. 30 Закона об оружии, которая указывала, что юридические лица и граждане, виновные в нарушении требований указанного нормативного правового акта, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, на территории Республики Беларусь граждане в принципе не могут на легальных основаниях приобрести для самообороны травматическое оружие. В связи с указанным запретом представляется целесообразным провести сравнительный анализ белорусского Закона об оружии с законодательством отдельных сопредельных стран по искомой тематике, а также международными актами.
Так, модельный закон «Об оружии», принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 06.12.1997 N 10-11 (далее — Модельный закон об оружии), в целом использует схожую терминологию и классификацию видов оружия в сравнении с белорусским Законом об оружии. В то же время ст. 3 Модельного закона об оружии выделяет несколько видов гражданского оружия, в т.ч. оружие самообороны, к которому относятся огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими нормам министерства здравоохранения страны, а также огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам министерства здравоохранения страны. То есть с точки зрения авторов Модельного закона об оружии травматическое оружие определенных характеристик может быть доступно для приобретения населением в целях самообороны.
В Российской Федерации основным правовым актом в исследуемой сфере общественных отношений является Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» (далее — ФЗ об оружии). Применительно к интересующей нас тематике ФЗ об оружии оперирует двумя определениями: огнестрельное оружие ограниченного поражения, которое дефинируется как короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку, и патрон травматического действия — устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного гладкоствольного оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение травматического действия и не предназначенное для причинения смерти человеку.
Как и в Модельном законе об оружии, в соответствии с абз. 3 п. 1 ч. 2 ст. 3 ФЗ об оружии огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия отнесено к разряду гражданского оружия самообороны и доступно населению для приобретения.
В Украине в настоящее время отсутствует специальный нормативный правовой акт уровня закона, регулирующий общественные отношения в исследуемой сфере. Порядок оборота травматического оружия регулируется приказом Министерства внутренних дел Украины от 13.06.2000 N 379-дск, который имеет гриф «Для служебного пользования» и в открытом доступе не размещался <3>. В то же время обращения СМИ за разъяснениями по данному вопросу в Департамент общественной безопасности Министерства внутренних дел Украины позволили получить информацию, что определенные категории граждан имеют право владеть травматическим оружием на указанных основаниях <4>. Отметим, что в ст. 1 проекта Закона «О гражданском оружии и боеприпасах» используется термин «гладкоствольное огнестрельное оружие» и указывается, что гладкоствольное короткоствольное огнестрельное оружие предназначено для стрельбы боеприпасами, снаряженными эластичными метательными элементами менее смертельного действия, пистолеты и револьверы с внутренним диаметром ствола не более 10 миллиметров, специально сконструированные и изготовленные или переработанные для отстрела боеприпасов, снаряженных эластичными метательными элементами менее смертельного действия <5>. Требования к боеприпасам, снаряженным метательными элементами менее смертельного действия, устанавливает Министерство здравоохранения Украины. Проект Закона «О гражданском оружии и боеприпасах» предусматривает новую классификацию оружия по классам, в соответствии с которой травматическое оружие будет относиться к 4-му классу и будет доступно для приобретения населению.
<3> Приказ Министерства внутренних дел Украины от 13.06.2000 N 379-дск [Электронный ресурс] // ООО «ЛИГА ЗАКОН». — Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/REG4917.html. — Дата доступа: 18.08.2016.
<4> Пырлик, Г. Травматический беспорядок [Электронный ресурс] / Г.Пырлик // Информационное агентство «МедиаПорт». — Режим доступа: http://www.mediaport.ua/travmaticheskiy-besporyadok. — Дата доступа: 18.08.2016.
<5> Проект Закону про цивiльну зброю i [Электронный ресурс] // Верховна Рада . — Режим доступа: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=52809. — Дата доступа: 18.08.2016.
В свою очередь законодатель Республики Казахстан пошел по пути ужесточения оборота гражданского оружия самообороны, в т.ч. и травматического. С 1 января 2016 г. на территории Республики Казахстан травматическое оружие переведено в разряд служебного, лица, обладавшие им ранее на законных основаниях, обязаны сдать его в органы внутренних дел с соответствующей компенсацией <6>. Лица же, нарушавшие сроки сдачи травматического оружия, а равно приобретшие его после указанных законодательных новелл, подлежат уголовной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 287 Уголовного кодекса Республики Казахстан <7>.
<6> Об утверждении Правил добровольной возмездной сдачи огнестрельного бесствольного и газового оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия физическими лицами, имеющими соответствующее разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение оружия, а также передачи технически исправного и пригодного для дальнейшей эксплуатации добровольно возмездно сданного огнестрельного бесствольного и газового оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия в правоохранительные органы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Респ. Казахстан, 29 окт. 2014 г., N 1145: в ред. от 31.12.2015 N 1190 // Информационная система «ПАРАГРАФ». — Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31626714#pos=3;-318. — Дата доступа: 18.08.2016.
<7> Уголовный кодекс Республики Казахстан: [Электронный ресурс] : 3 июля 2014 г., N 226-V : в ред. от 09.04.2016 N 501-V // Информационная система «ПАРАГРАФ». — Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252#pos=1;-320. — Дата доступа: 18.08.2016.
Таким образом, анализ законодательства о травматическом оружии упомянутых стран СНГ позволяет выявить две тенденции:
- законодательства указанных стран в целом используют схожую терминологию для обозначения травматического оружия и травматических боеприпасов, по крайней мере по технической стороне вопроса есть определенный консенсус;
- законодательства приведенных государств отличаются различными подходами к обороту травматического оружия и боеприпасов: от полного запрета до предоставления возможности населению приобретать его в качестве оружия самообороны.
Анализ указанных актов позволяет выявить в национальном законодательстве об оружии определенные спорные формулировки. Так, в соответствии со ст. 3 Закона об оружии закрепляется приоритет международных норм в области регулирования оборота оружия. Прежде всего имеются в виду положения подпункта «а» ст. 3 Протокола Организации Объединенных Наций против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (приложение), принятого Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 31.05.2001 N 55/255 (далее — Протокол), в соответствии с которыми под огнестрельным оружием понимается любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели.
В связи с указанной проблемой нам представляется корректной позиция белорусского правоведа В.В.Марчука <8>, а также мнение участников круглого стола по теме «Проблемные вопросы уголовной ответственности за оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ», состоявшегося в Национальном центре законодательства и правовых исследований, о том, что бесствольное оружие не следует отождествлять с огнестрельным оружием, распространяя на него соответствующий правовой режим <9>.
<8> Марчук, В.В. Перспективы уголовно-правовой оценки незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ [Электронный ресурс] / В.В. Марчук // ИБ «КонсультантПлюс. Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
<9> Рекомендации круглого стола по теме «Проблемные вопросы уголовной ответственности за оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. — Режим доступа: http://center.gov.by/rekomendatsii-kruglogo-stola-po-t. — Дата доступа: 18.08.2016.
Несмотря на обоснованность указанной позиции, абз. 3 ч. 1 ст. 1 Закона об оружии как раз закрепил тождество огнестрельного оружия, огнестрельного бесствольного оружия и огнестрельного оружия травматического воздействия, используя термин «огнестрельное» как определяющий признак для всех указанных видов. Данный подход законодателя привел к соответствующим последствиям, в т.ч. в правоприменительной практике.
Так, вступление в силу новой редакции Закона об оружии не повлекло внесения каких-либо изменений в УК и КоАП, что привело к возникновению определенных сложностей, связанных с квалификацией противоправных действий в отношении травматического оружия. Подчеркнем, что, как уже было отмечено, в ряде стран на постсоветском пространстве, например в Российской Федерации, Украине, Молдове и др., травматическое оружие доступно для приобретения населением, безусловно, с определенными законодательными ограничениями. Соответственно граждане этих стран могут на легальных основаниях иметь указанное оружие и в силу незнания белорусского законодательства ввезти его на территорию Республики Беларусь, совершив тем самым преступление. Особенно данная ситуация актуальна по отношению к гражданам Российской Федерации в силу отсутствия полноценного пограничного и таможенного контроля.
Официальная позиция Министерства внутренних дел Республики Беларусь по вопросу ответственности за незаконные действия в отношении травматического оружия заключается в том, что указанное деяние подлежит квалификации по ч. 2 ст. 295 УК, предусматривающей ответственность за незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ <10>. Данная позиция подтверждается и пресс-релизами иных правоохранительных органов, например Следственного комитета Республики Беларусь, кроме того, поскольку травматическое оружие физическим лицом на территории Беларуси в принципе не может быть приобретено легально, сразу возникает вопрос о дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 333-1 УК за незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь огнестрельного оружия в случае ввоза его в страну из сопредельных государств.
<10> Вопрос-ответ: Разрешены ли ввоз и использование в Республике Беларусь для обеспечения личной безопасности травматического оружия? [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. — Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=280833. — Дата доступа: 18.08.2016.
Вопрос-ответ / Оружие [Электронный ресурс] // Управление внутренних дел Минского областного исполнительного комитета. — Режим доступа: http://www.uvd-mo.gov.by/faq/guns. — Дата доступа: 18.08.2016.
Что же касается административной ответственности за какие-либо правонарушения, связанные с оборотом травматического оружия, то актуальной является только ст. 17.2 «Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы» КоАП, которая может быть применена за использование указанного оружия, например, в населенном пункте. В свою очередь, применение ст. 23.48 «Нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями» КоАП вряд ли возможно, т.к. искомые правила регулируют оборот только разрешенного законом оружия, в т.ч. гражданского, а травматическое оружие в принципе запрещено к обороту. Аналогично неприменима и ст. 23.49 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) огнестрельного или газового оружия либо правил постановки его на учет» КоАП, т.к. в законодательстве отсутствует обязанность регистрировать или ставить на учет травматическое оружие в силу запрета последнего к обороту.
Таким образом, законодатель посредством принятия новой редакции Закона об оружии существенным образом расширил сферу применения ст. 333-1 и 295 УК, не внося при этом в сам кодифицированный акт каких-либо изменений и дополнений. В результате травматическое оружие оказалось приравнено к огнестрельному оружию, в т.ч. и к боевому. Как представляется, указанное положение вещей является не совсем корректным, т.к. с точки зрения общественной безопасности владение травматическим оружием вряд ли создает угрозу социальным отношениям, в отличие от владения боевым огнестрельным оружием, например пистолетом Макарова или автоматом Калашникова. Заслуживающей внимания в связи с этим представляется позиция белорусского правоведа И.В.Климовой, которая говорит о целесообразности закрепления административной ответственности за правонарушения в сфере оборота травматического оружия и боеприпасов <11>.
<11> Климова, И.В. Сравнительный анализ и правовые пробелы законодательства в части применения огнестрельного оружия травматического действия / И.В.Климова // Право.by. — 2014. — N 4. — С. 93 — 94.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
— законодательства ряда стран постсоветского пространства в целом использует схожую терминологию для определения травматического оружия и травматических боеприпасов, в то же время подход к его обороту различается кардинальным образом: от полного запрета до закрепления в качестве законного оружия самообороны;
— представляется целесообразным проведение широкой дискуссии с участием законодателей, судей, представителей правоохранительных органов, ученых, иных заинтересованных лиц с целью рассмотрения вопроса о перспективах расширения доступа населения к гражданскому оружию самообороны, в т.ч. о разрешении к обороту травматического оружия;
— действующая редакция Закона об оружии относит травматическое оружие к огнестрельному, что является достаточно спорным с технической точки зрения. Кроме того, под огнестрельным оружием понимается в том числе и бесствольное, что прямо противоречит нормам Протокола;
— для устранения указанной коллизии представляется целесообразным:
- а) исключить из абз. 15 ч. 1 ст. 1 Закона об оружии слово «огнестрельный»;
- б) ввести административную ответственность за незаконные действия в отношении оружия травматического действия, внеся соответствующие изменения и дополнения в ст. 23.46 «Незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия» КоАП с обязательной конфискацией предмета правонарушения и ст. 297 Незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия» УК;
- в) внести соответствующие изменения и дополнения в постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 03.04.2008 N 1 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с незаконными действиями в отношении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст.ст. 294 — 297 УК)» в целях отграничения административных проступков от уголовных преступлений против порядка оборота оружия травматического действия.
Указанные действия будут способствовать обеспечению согласованности между различными нормативными правовыми актами в области оборота оружия, а также корректному выполнению принятых на себя Республикой Беларусь международных обязательств.